В Нидерландах конца 19-го и начала 20-го века женщины из средних и высших слоев общества, решившие посвятить себя живописи, как правило, не могли работать на пленэре, а также не могли содержать себя. Это считалось неуместным. Живопись рассматривалась исключительно как развлечение. Свои мастерские, однако, у них были.
Исключением являлась лишь успешная художница-портретистка Тереза Шварце, для которой живопись являлась основным доходом. Доход, в свою очередь, позволял ей вести независимый образ жизни.
Прочие художницы, о которых я хочу рассказать, вполне преуспели в натюрмортах, автопортретах и жанровых сценах. Они познакомились и подружились во время обучения в так называемых «женских классах» Амстердамской государственной академии искусств.
Лиззи Ансинг (1975-1959), племянница Терезы Шварце, каждую неделю приглашала подруг на чаепития в дом тети, где жила сама. Эти встречи стали традиционными, гости говорили о живописи, обсуждали новости. Дом Терезы Шварце посещали известные художники Георг Хендрик Брайтнер, Симон Марис, Исаак Израэлс, искусствовед Альберт Плассхарт, что делало собрания еще интереснее. Про художниц из семьи Шварце можно прочитать здесь.
Лиззи Ансинг собрала значительную коллекцию кукол. Был у нее и кукольный дом середины 18 века. Дамы в старинных европейских платьях соседствовали в нем с экзотическими японскими фигурками, крошечными предметами мебели, ширмами, веерами. Куклы были для нее актерами в «нарисованных пьесах».
Кукольный дом пострадал вместе с мастерской художницы во время бомбардировки в 1943 году, но его удалось восстановить.
А в картине «Пробуждение» можно найти множество смыслов.
Полотно внушительное - 142 x 134 см. Переплетение растений, бабочки, японская фигурка в синей одежде (кукла или человек?), птица с золотым кольцом в клюве, похожая на облако.
Говорят, что поводом к написанию «Пробуждения» послужило стихотворение голландского поэта 17 века Якоба Кэтса о гусенице, которая превращается в бабочку. А в Японии бабочки символизируют счастье и считаются воплощением души. Птица — журавль. И сам журавль, и золотое кольцо, которое он держит в клюве, в японской культуре означают долголетие, бесконечную любовь, счастье и вечный цикл жизни.
Искусствовед Альберт Плассхарт в 1912 году впервые назвал компанию художниц Amsterdamse Joffers (Амстердамскими барышнями).
Якоба Йоханна (Коба) Рицема (1876-1961) – дочь художника, литографа и торговца антиквариатом Якоба Рицемы. Считалась одной из самых талантливых в группе. Примечательно, что она обращалась к Терезе Шварце, Флорису Верстеру и Брайтнеру с просьбой учить ее. Но художники отказали, посчитав, что у нее достаточно таланта. Тереза Шварце, побывав пару раз в мастерской Кобы Рицемы, сказала: «Ты достаточно хороша, чтобы продолжать самостоятельно».
Она была интровертом, одиночкой, ей было плевать на деньги (она могла даже потратить их, прежде чем заработать. Но, благодаря многочисленным выставкам и премиям ей удавалось легко продавать свои работы.
Анна Каролина (Анс) ван ден Берг (1873-1942) училась в школе-интернате в Брюсселе. Была единственной из Барышень, не окончившей Академию искусств, но благодаря обучению в Париже, стала прекрасной художницей.
Йоханна «Джо» Штумпф (1873-1964) родилась в артистической семье. Ее отец, Виллем Штумпф, был музыкантом, дирижером, директором Королевской драматической ассоциации.
Сама Джо любила музыку, но, все же, выбрала живопись. Вышла замуж за художника Мариуса Бауэра, долгие годы больше заботилась о его делах, а также сопровождала его в путешествиях по Европе.
Лишь в 1932 году, после смерти мужа, она снова взялась за кисть. Ей тогда было уже 60 лет. Критически относилась к своим работам, многие уничтожила.
Йоханна Корнелия Германна (Нелли) Боденхайм (1874-1951) — иллюстратор, вышивальщица, работала также с керамикой и стеклом. Стала известна благодаря своей силуэтной графике. Ученица художника Яна Вета. В работе использовала карандаш, акварель, тушь.
Друзья сравнивали ее со «свежей, только что вымытой вишней» и называли ее «прекрасной Нель».
Сьюз Бисхоп-Робертсон (1855-1922) помимо Академии, где училась с Брайтнером и Де Цвартом, окончила Политехническую школу в Делфте. Ее называют женским аналогом Ван Гога и говорят, что они восхищались творчеством друг друга.
Мари ван Регтерен Альтена (1868-1958) писала преимущественно натюрморты.
Якоба (Коба) Сури (1879-1970) — дочь зажиточного торговца кофе. Училась в школе-интернате Годесберг. Среди предметов были современные языки, музыка и азы живописи. Сама она утверждала: «Если бы я родилась позже, моим выбором была бы фотография. Но женщин-фотографов в те дни просто не существовало».
Как и другие Барышни, она не испытывала склонности к художественным новшествам или модернизму.
Именно она выразила позицию практически всех Барышень: «Конечно, мы следили за развитием событий, но это не изменило нас».
Бетси Вестендорп-Осик (1880-1969) — перед поступлением в Академию обучалась у Лиззи Ансинг. Вышла замуж за банкира, коллекционера азиатского искусства. Вместе с мужем много путешествовала по Азии.
Творчество Амстердамских барышень нельзя назвать новаторским, но они были очень популярны у современников, как на их родине, так и за рубежом.
Некоторые искусствоведы причисляют творчество Amsterdamse Joffers к позднему голландскому импрессионизму. Но это верно лишь если рассматривать годы жизни художниц и их окружение. Каждая из них работала в своем собственном стиле, исходя из собственной индивидуальности. Объединяют их блестящая техника, уважение к деталям, классическое образование и лишь некоторое влияние Брайтнера и Флориса Верстера.
И не оставляет ощущение, что история эта похожа на пьесу, разыгранную в стареньком кукольном доме.
Обложка: Анс ван ден Берг. Натюрморт. Масло, холст. Источник: https://www.limpression.nl/project/ans-van-den-berg/
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.