В последнее время Турция столкнулась с беспрецедентными трудностями в области экономики. Кажется, что все итоги двадцатилетнего правления "АК парти" перечёркнуты. Иностранные инвесторы, подстёгиваемые несговорчивостью Эрдогана в вопросах политики, как по команде стали выводить деньги из Турции. При этом объективных причин для такого поведения не было. Счёт внешнеторговых операций Турции постоянно рос. Внешняя торговля также росла. Но вдруг такой резкий спад. Во многом это обусловлено полуколониальной структурой экономики Турции, когда вся промышленность работает на экспорт, а внутренний рынок развит слабо. В случае обрушения экспорта, экономик она не может опереться на внутренний спрос. Таким образом экономика Турции оказалась в затяжном прыжке вниз. И конца этому пока не видно.
Визит Мухаммеда бен Салмана посвящён, в первую очередь вопросам экономики. Саудовская Аравия, также испытывает не лучшие времена. Средства полученные от доходов от продажи нефти, стремительно обесцениваются, долларовая инфляция бьёт все рекорды, надёжность вложений в облигации США падает с каждым днём и где гарантия, что США не отнимут у Саудовской Аравии её сбережения под каким либо благовидным поводом? Грозил же Байден саудовскому принцу, всеми карами, земными и небесными за убийство (казнь?) турецкого журналиста Кашоги?
Из двух первых абзацев вы поняли, что и у Турции и у Саудовской Аравии есть разноплановые но тем не менее общие проблемы в экономике. Да эти две суннитские страны, будучи региональными сверхдержавами одновременно являются и давними соперниками. Ещё не так давно, в прессе двух стран шли информационные компании по дискредитации друг, друга. Но времена меняются. Вслед за временами соперничества приходят времена сотрудничества. Причём в данном случае, Саудовская Аравия находится отчасти в лучшем положении нежели Турция. Деньги у СА есть. Но нет возможности их применения. Есть конечно глобальный Китай. Но он логистически далеко, да и качество схожих товаров у Китая куда ниже нежели у Турции. Об этом говорит Митхат Йенигун, председатель Yenigun Construction, он в частности добавил, что эта турецкая корпорация уже установила прямой контакт с саудовским министерством торговли.
Министр инвестиций Саудовской Аравии Халид аль-Фалих и министр торговли Маджид бин Абдулла аль-Касаби сказали нам, что они получили личное указание от наследного принца наладить экономические отношения с Турцией. Сфера сотрудничества, строительство и оборонная отрасль. Надо отметить, что ВПК Турции развивается семимильными шагами. И этот факт не может не быть не замеченным саудовскими министрами. В интеграционный процесс уже вовлечены более 10 компаний из двух стран, со схожими видами деятельности.
Мир вступает в эпоху создания изолированных политических и экономических блоков. События на Украине лишь пролог, для создания нового многополярного мира. Судьба политического будущего Ближнего Востока сейчас находится по сути в руках Турции и Саудовской Аравии. Смогут ли мусульмане - сунниты создать новый мощный блок, чтобы противостоять доминированию Ирана? Иранская угроза для суннитов является всё менее призрачной. Постоянно упоминаемый в прессе фактор влияния санкций на экономику Ирана, создал эффект не правильной оценки экономического и военно - технического потенциала этой страны. Которая находится на границе Ближнего Востока, каспийского региона и Центральной Азии, а также зоны Персидского залива. Геополитическое значение и влияние Ирана огромно. Так же велик его потенциал. Присутствие Ирана в Сирии создаёт геополитическую угрозу, как Турции, так и Саудовской Аравии. И лидеры этих двух стран не могут не понимать этого непреложного факта.При этом надо сказать, что военные успехи, как Турции, так и Саудовской Аравии весьма скромны. Поддерживаемые этими странами прокси - силы в Сирии, оказались на грани разгрома. Успехи Саудовской Аравии в Йемене нельзя назвать успешными, если не сказать, что имеют отрицательный результат. Таким образом Турции нужны деньги Саудовской Аравии, а наследному принцу интересна турецкая промышленность.
Оба лидера понимают, что традиционные отношения с Западом уходят в прошлое, а за региональным сотрудничеством будущее. А значит нужно не только укреплять экономические связи, но и стоить новую политическую платформу и возможно создавать собственную валютную зону. И вот тут хотелось бы затронуть тему, которой избегают все ангажированные СМИ. А именно - являются ли обе страны проектами (креатурой) неких сил Запада (в частности англо - саксов) или же сунниты, арабы и турки могут и готовы играть свою собственную игру, как исламские страны, в интересах традиционного Ислама и всей уммы? Это вопрос, вопросов. До последних времён вся ситуация в исламском мире управлялась бывшими колониалистами Запада. Большая часть т.н. "традиционалистской" элиты стран Ближнего Востока это лица, прямо или косвенно связанные с Западом, его фондами и спецслужбами. Судьба и сам Всевышний даёт возможность странам Востока, стать самостоятельными игроками в мировой истории. Впервые за последние 500 - 600 лет мировой истории. Будет ли использован этот шанс? Покажет только время.