Осетинские башни отличаются от ингушских. По крайней мере от боевых точно. Они пониже, более массивные. Выполняли разные функции, не только укрытие при обороне.
И что важно, их гораздо меньше. Вернее, концентрация их не столь плотная, как в соседней Ингушетии. Объяснить можно довольно просто.
По оценкам исследователей, в Ингушетии башню мог построить любой ингуш. А в Осетии правом строительства башен обладало несколько семей. Касалось это регионов с сильной феодальной властью. Там, где власть была послабее, возможность строительства башен регулировалась уже финансовыми возможностями заказчика
Часто башни были не родовыми, а общесельскими. А в селе проживало несколько родов. Башня Аликовых как раз сельская, типа дозорной. Она находится в километре от Даргавса и с нее прекрасно виден Зеленый перевал. Семье Аликовых было поручено за ней смотреть.
А вот пример уже родовой башни . Башня Мамсуровых в Даргавсе
Еще одна интересная особенность Осетии - склепы, много склепов.
Один из таких комлексов находится возле села Даргавс, под башней Аликовых. Так называемый "Город мертвых".
Упираешься в это живописное кладбище сразу после спуска с перевала. Выглядит действительно необычно и даже красиво.
Вход сюда платный, аж 100 руб. Для пенсионеров сделали скидку - 30 руб.
Место в склепе не предлагают, склепы фамильные. Их здесь около ста штук
Теперь разберемся, зачем так.
Понятно , что каждый род строил свой склеп, рассчитанный на много поколений.
Согласно языческим традициям осетин хоронить в земле считалось недопустимым. Потому что умершие могут воскреснуть, и тогда им было бы неудобно выбираться наружу. А из склепа выйти просто. Склепы открытые, вышел и пошёл, куда глаза глядят.
Закрывали склеп каменными мельничными жерновами только в одном случае - если прерывался род.
Никто так и не воскрес, но традиция упорно сохранялась до появления аврамических регигий - христианства и ислама.
А вокруг красота.
Даргавское ущелье - это скорее обширная котловина между гор, которая на севере переходит в тесный и глубокий каньон - Кобанское ущелье.
А на юге, куда идет дорога мимо Даргавса - в ледник Мидаграбин и красивое грандиозное ущелье его имени - Мидаграбинское, с озерами и очень высокими водопадами.
Вот туда точно есть смысл ехать только в хорошую погоду, когда видны горы и падающие с них потоки воды.
Но сегодня, увы, такой видимости нет. Горы закрыты облаками. И дождь собирается.
Поэтому поблагодарим осетинского дзуара Уастырджи ( о религии осетин чуть позже) за предоставленную возможность и поедем на обед.
Село Фазикау, совсем крошечное, 63 чел населения. Но находится на важном перекрестке дорог , на берегу реки с грандиозным названием Мидаграбидон. Звучит ! Положением села успешно пользуются местные жители. Мимо них проезжают все путники. И они их кормят!
Обеду дождь не помеха. В черешневом саду стоят беседки под крышей. Достаточно большие, чтобы разместить всю группу.
И к хорошему настроению, созданному горячим домашним осетинским супом, добавляется порция позитива от домашних осетинских пирогов, только что извлечённых из печки.
Небольшое отступление о пирогах.
Надо сказать , что традиционная осетинская кухня разнообразием не отличается. Она складывалась веками, исходя из кочевого образа жизни прямых предков осетин - скифов, сарматов и алан. А когда алан загнали в горы монголы, то было вообще не до разнообразия.
Поэтому на вопрос: "Что есть из супов?" ответ был простой :"Суп". )
А вот с пирогами всё по другому.
Они бывают круглые, диаметром 30-40 см и треугольные, толщиной примерно 2 см.
Все остальное зависит от начинки. И вкус, и название.
Давонджин — пироги с листьями черемши и осетинским сыром
Кабускаджин — пироги с измельчённой капустой и сыром
Картофджин — пирог с картофелем и сыром
Насджин — пироги с измельчённой тыквой
Уалибах, Хабизджин — пирог круглой формы с осетинским сыром
Артадзыхон — пирог треугольной формы с сыром
Фыдджин — пирог с рубленым мясом (например говядиной)
Кадурджин — пирог с фасолью
Цахараджин — пирог со свекольной ботвой и сыром
Кадындзджин — пирог с осетинским сыром и зелёным луком
Балджин — пирог с вишнёвой начинкой.
Рекомендую скопировать названия и подглядывать, если вдруг захотите блеснуть эрудицией. Запомнить это сложно.
Короче говоря, в дело шло всё, что растет и ходит. Картофельная начинка появилась уже при Российской империи.
Хорошо сделанным считается пирог с тонким слоем теста и обильной начинкой. Я наблюдал закладку в печь. Тесто очень мягкое, почти жидкое.
Если тесто оказывалось толстым, это говорило о неопытности хозяйки.
В 1 кг правильно приготовленного осетинского пирога должно быть 300 г теста и 700 г начинки.
Важно понимать, что пироги для осетин имеют важное ритуальное значение. На праздники обычно подаются три пирога на блюде, которые символизируют бога, солнце и землю. На траурных трапезах подают по два пирога, исключив пирог, который символизирует солнце, так как усопший его не видит.
Нарезка пирога - тоже особый ритуал. Пирог режется на 8 частей и нельзя при нарезке вращать блюдо, на котором он лежит.
После обеда еще один подъем, на перевал со смешным названием Какадур, 1788 м. К счастью, на автобусе. После такого обеда пешком было бы сложно.
Дождь на время прекратился и дал возможность полюбоваться пышными кустами азалии (рододендрон понтийский).
И снова в путь. Следующая цель - Куртатинское ущелье
Далее - окончание дня...