Плановое распределение и дефицит
При строительстве коммунизма Советское государство установило плановую схему экономики и неизбежно столкнулось с ее издержками – дефицитом, трудностями распределения, а то и отсутствием определенных товаров на местах. На цифрах плана для многомиллионной страны выглядело вполне оптимистично, на нижнем – обывательском – уровне выливалось в недораспределение и нехватку. Такая схема оказалась неповоротливой и, главное, не отвечающей жизненным реалиям потребителей. Проблему могли исправить малые предприятия, но и они, участвуя в глобальном распределении, не могли напрямую удовлетворять спрос на местах. Открыть же, например, единственную в радиусе 500 километров обувную мастерскую или цех по сборке авторучек в частном порядке было невозможно – кооперация, частные предприятия были под запретом вплоть до 1980-х. Импортные же потоки товаров были практически полностью перекрыты железным занавесом.
В таких условиях неизбежно появлялись ушлые люди, дельцы или просто «подрабатывающие», которые оказывали услуги в частном порядке, – парикмахеры, механики, цеховики, перекупщики-спекулянты, и, конечно же, фарцовщики.
Одежда
Советские фабрики не баловали товарищей разнообразием фасонов. О соответствии модным мировым тенденциям и говорить не приходилось. Модные вещи нужно было именно «доставать». Но особенно ценилась «марка» – настоящие брендовые вещи производства капстран. Отдельно стояли атрибутовые вещи – рокерские куртки, рубашки-молы, брюки для стиляг, джинсы с бахромой, которые в СССР не производились в принципе.
Достать действительно крутые вещи было невероятно трудно фарцующим у гостиниц в городах СССР, поэтому поток все же проходил в основном через тех, кто имел возможность выезжать за рубеж, – семьи дипломатов, специалистов, работников творческой сферы. Покупателями одежды были стиляги, модники и просто те, кто хотел выделиться. Обычно частные покупатели не оставляли на руках фарцовщиков излишка, который можно было бы сдать в комиссионку.\
Электроника
Внутренний рынок отечественной электроники схож с рынком одежды: модельный ряд скромен, а распределение хромало. Один завод мог делать пару моделей одного типа техники на всю страну, а чтобы купить такую в официальном магазине, жителю глубинки, уверенному, что товар есть в наличии, нужно было потратить выходные для поездки в город и очередь.
Техника с некоторых заводов (как правило, имеющих отношение к заказам ВПК) работает до сих пор, на других же заводах приборы собирали из сырья, доставшегося от других производств, и их по умолчанию полагалось «перебрать» сразу после покупки.
Особой клиентурой были радиолюбители. Увлечение радиоделом носило всесоюзный масштаб, и на продажу шло все – от контроллеров и приводов до транзисторов, сложных плат и целых готовых блоков. У спекулянтов это стоило втридорога, но в магазинах могло появиться только, например, в следующем году, а могло и не появиться вовсе. Этим пользовались работники заводов: мимо отчетности спаивали детали сверх нормы, списывали при этом сырье в брак, затем получившуюся продукцию продавали перекупщикам, чтобы не заморачиваться со сбытом.
С 70-х годов в моду входит импортная техника. Охотились уже не на детали, а на готовую продукцию. Выезжающим за границу труппам артистов иногда давали целые заказы на японские магнитофоны, компактные радиоприемники из ФРГ. Прибарахлиться дефицитной электроникой смог и контингент, возвращавшийся из Афганистана. К концу 80-х появился спрос на компьютерные детали и современные музыкальные инструменты.
Музыка, фильмы и предметы интерьера
Советские записи музыки не отличались ни качеством, ни ассортиментом. Рвущаяся пленка, затирающиеся пластинки не могли удовлетворить своим содержанием молодых меломанов. Любители джаза, рок-н-ролла и просто западной массовой культуры нередко сами становились фарцовщиками, карауля иностранцев у гостиниц, чтобы купить у них импортную запись любимой рок-группы. Об этом часто рассказывают рок-музыканты первых советских волн, вроде участников группы «Аквариум».
Позже вместе с видеомагнитофонами подтянулись и записи фильмов на кассетах. А что уж говорить о предметах интерьера и искусства с Запада, которых многие советские граждане и представить не могли в своем доме. Для любителей подражать западной масскультуре это были настоящие сокровища. Впрочем, даже те вещи, которые поставлялись вполне официально, вроде ковров из Турции, быстро переходили в разряд дефицита и становились предметом охоты, чем и пользовались фарцовщики, имеющие отношение к торговле.
В простом народе,фарцовщиков считали ушлыми спекулянтами,наживающиеся на продаже товаров "ушлого запада".Но несмотря на это,их услугами пользовалось множество как молодёжи,так и часть более возрастного населения