Надо сказать, что до сего момента в серии статей #desert island albums о дисках, которые я готов взять с собой на необитаемый остров, ну то есть могу слушать постоянно, я был довольно скучен. Ну, в том смысле, что все упомянутые там альбомы традиционно и заслуженно любимы народом, обласканы критиками и находятся в фонотеке у кучи меломанов и аудиофилов. Но сегодня от этой схемы придётся отойти.
Потому что с Purpendicular история другая. Он не продался, став первым за долгое время альбомом группы без сертификации хоть в какой стране, его не любят свидетели Блэкмора (составляющие изрядную часть аудитории), и для собирателей первых японских изданий он тоже не сказать, чтобы интересен, поскольку на виниле его выпустили только через полтора десятка лет после основного релиза, в 1996.
Тем не менее, лично для меня это не только чуть не единственный диск Deep Purple, который я действительно готов целиком регулярно потреблять, не только один из десяти альбомов, оказавших наибольшее влияние на развитие моих музыкальных вкусов, но и но и в принципе одна из лучших работ "пурпурных". В плане цельности он уступает разве что In Rock, а по качеству материала является лучшим после реюниона 1984 года; собственно, в этой категории с ним могут спорить только сам Perfect Strangers и (в какой-то степени) Battle Rages On. Собственно, с него история и начинается.
Ну, точнее не с него, а с тура Come Hell or High Water в его поддержку. В ноябре 1993 в Хельсинки Блэкмор внезапно понял, что с него хватит Гиллана в частности и Пёрпла вообще. Сейчас уже трудно понять, кто кого сильнее укусил, тем более что правду узнать очень сложно: обе стороны наверняка врут, вспомните хоть историю со включением в зал славы рок-н-ролла. Ну, когда Блэкмор утверждает, что менеджер Purple под давлением Гиллана запретил ему участвовать в церемонии, а Гиллан, соответственно, говорит, что лично звал Ричи на мероприятие. В общем, так или иначе, человек в чёрном хлопнул дверью настолько громко, что группа еле смогла найти замену на остаток тура. Замена была что надо, Джо Сатариани отлично вписался в коллектив, но оставаться на постоянную работу и сам он не сказать, что сильно хотел, да и контракт это ему не слишком позволял. В общем, по окончании тура команда во второй раз в своей истории столкнулась с ситуацией "где взять гитариста".
Как и в первый раз, было очевидно, что искать кого-то, кто копирует Блэкмора, бессмысленно (Сатч, кстати, тоже к числу подражателей Ричи не относился). Четверо пёрпловцев сели, и каждый написал на листочке список гитаристов, которых бы хотел видеть в группе. Только одно имя было в списке у каждого из них - Стив Морс, бывший основатель Dixie Dregs и участник Kansas, на тот момент не занятый нигде, кроме своей собственной группы Steve Morse Band. Звёзды сошлись таким образом, что Стив согласился.
Я не хочу здесь сравнений с Ричи или каких-то оценок, я не собираюсь как-то реагировать на традиционные претензии блэкмороманов к Морсу (их два вида: либо Стив бездушный шреддер, либо играть не умеет). Скажу одно: мне нравится Морс и мне нравится, что он делает в Purple. Не его вина, что сейчас пёрпловцы пишут для него много довольно сомнительной музыки, хотя как раз к Purpendicular это не относится.
Потому что на Deep Purple всегда благотворно действуют смены состава, наверное единственное исключение это Slaves and Masters. А все остальные случаи как на подбор: In Rock, Burn, Come Taste the Band, Perfect Strangers! И Purpendicular в этот ряд прекрасно подходит. Он свеж, он одновременно выдаёт яркий и немного непривычный саунд, но в то же время он совершенно традиционен для Purple. Большинство песен как и в классическом периоде построены на взаимодействии гитары и клавишных; что характерно, клавишных там довольно много, наверное, это последняя серьёзная работа Лорда в группе (считать таковой Abandon я, увы, не могу). С гитарой всё тоже в порядке: очень редко за всю свою последующую карьеру в DP Морс выдавал такие соло. Кстати, он и, скажем, в Flying Colors тоже не настолько круто звучит, как на Purpendicular.
И, скажем, традиционный для DP фанк тоже на месте: открывашка Ted the Mechanic, она же Vavoom, просто квинтэссенция присущей этому жанру бодрости и энергии. Начальные риффы настолько заводные, что их в девяностые даже использовали в заставке какой-то молодёжной передачи на нашем телевидении. Любопытен и текст, написанный, скорее, в стиле Марка Нопфлера - это, фактически, запись трёпа случайного собутыльника Гиллана в каком-то пабе, очень живая и яркая. Ян, как это за ним водится, записал слова на салфетке (а дело было ещё во время записи House of Blue Light), но нашёл текст только почти десять лет спустя.
Лирических композиций, которые с 1972 года входят для DP практически в обязательную программу, на диске вообще пруд пруди, на любой вкус. Околоакустическое заигрывание с кантри - есть, Aviator. Среднетемповая мажорная композиция, пронизанная позитивом и светлым будущим - есть, A Touch Away. Просто грустная и небыстрая песня с волшебным соло Морса - и это есть, это Loosen My Strings, которая слегка остужает слушателя после бешеного открывающего номера. Ну и лучшая баллада в дискографии Deep Purple тоже на месте, это Sometimes I Feel Like Screaming. Про эту песню трудно что-то писать, про неё надо рыдать в чью-нибудь метафорическую жилетку. Уж на что я не люблю дурацкое слово "пронзительный", но другого прилагательного к этой песне я подобрать не могу.
Кстати, зажатый между Loosen My Strings и Sometimes I Feel Like Screaming третий трек является единственной ленивой песней на альбоме. Всё просто: в основе Soon Forgotten лежит переработанный рифф из песни Out of My Mind с совместного проекта Гиллана и Тони Айомми Who Cares, записанного в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Наверное, это было правильно решение разбавить две яркие песни относительно невзрачным номером.
Мы несколько сбились с правильного порядка песен, но, с другой стороны, он нам и не нужен. Это же не концептуальный диск, это просто набор песен, но стилистически очень подходящих друг другу и правильно сочетающихся во времени и пространстве. И перечисленные выше лирические номера, и энергичные, вроде Cascades и Hey Cisco, создают очень гармоничное, единое звуковое полотно, которое очень приятно поглотить за час - примерно столько составляет хронометраж диска. А в конце - песня, одолжившая альбому название, околоблюзовый Purpendicular Waltz. В ту пору группа отчего-то любила игру слов, следующий диск тоже был назван с подковыркой.
И жаль, что на следующем же диске сказка закончилась. В 1998 году группа решила попробовать снова поиграть в популярность и модный саунд, выдав на-гора совершенно невразумительный диск, который я лично ставлю на последнее место в дискографии Deep Purple (ну, не считая периода Эванса, я его вообще не воспринимаю). Потом ушёл Лорд и пурпурные заиграли что-то очень своё - узнаваемое, иногда яркое, но другое. Не настолько другое, как, скажем, сольный Марк Нопфлер по сравнению с Dire Straits, но тем не менее.
Но у нас остался этот диск, который можно слушать практически бесконечно и таки взять с собой на необитаемый остров. Впрочем, туда, конечно, лучше не попадать, поэтому всем желаю быть здоровыми, беречь себя и слушать музыку. А если вдруг вам отчего-то любопытно, какие треки Deep Purple я отобрал в личный топ и как их расставил, то внизу - целая пачка ссылок.
#desert island albums