В этой информации важным является пример, как государственные заказ и программа создали национальную уникальную технологическую отрасль, вывели ее на мировой уровень и сделали ее доминирующей на мировом рынке, превратив не только в элемент обогащения страны и граждан, но политики.
Литий. От начала и до конца.
За последние 30 лет литий стал ценным ресурсом. Это жизненно важный компонент батарей — для телефона или ноутбука, и для электромобилей.
Для чего он нужен:
батареи — 65%;
керамика и стекло — 18%;
смазочные материалы — 5%;
производство полимеров — 3%;
порошки для непрерывного литья заготовок — 3%;
системы воздухоочистки — 1%;
и другие виды применения — 5%.
Где есть и сколько? Так данные выглядели на 2019 год:
в порядке убывания:
Боливия — 21 млн тонн
Аргентина — 17 млн тонн
Чили — 9 млн тонн
Австралия — 6,3 млн тонн
Китай — 4,5 млн тонн
Конго (Киншаса) — 3 млн тонн
Германия — 2,5 млн тонн
Канада — 1,7 млн тонн
Мексика — 1,7 млн тонн
Чехия — 1,3 млн тонн;
Мали — 1 млн тонн
Россия — 1 млн тонн
Сербия — 1 млн тонн
Зимбабве — 540 000 тонн
Бразилия — 400 000 тонн
Испания — 300 000 тонн
Португалия — 250 000 тонн
Перу — 130 000 тонн
Австрия, Финляндия и Казахстан — по 50 000 тонн;
Намибия — 9 000 тонн.
А в 2020 ситуация изменилась:
Афганистан называют «литиевым Клондайком», открытые месторождения лития в этой стране превосходят крупнейшее в мире месторождение Боливии.
Общая стоимость его запасов оценивается в 1 трлн долларов. А прогнозы говорят, что к 2040 году спрос на литий вырастет в 40 раз.
Как удобно, вот месторождение, логистика плёвая, а у нас технология полностью готова и заводы построены).
Насколько раньше других стран Китай знал о месторождениях Афганистана, и выстроил монополию отрасли ещё не имея доступа к крупнейшему мировому месторождению? И тогда совершено ясно почему США ушли из Афганистана. Уступили. Нельзя конечно в открытую говорить, что Китай был мммм спонсором Талибов, Китаю как правило все равно с кем работать и договариваться, но вот американцы им в Афганистане точно не нужны.
Совершено иную ценность в связи с этой информации приобретает стабильность в среднеазиатском регионе.
Негласно уже все согласны с тем , что Китай становится ведущим отраслевым монополистом по производству литиевых батарей и соответсвенно контролирует мировое автомобилестроение, взамен, он гарантирует мирное развитие Афганистана, а значит и Средней Азии.
Наши интересы с Китаем в вопросе не пускать американцев и НАТО в азиатский регион полностью совпадают.
Сегодня Китай контролирует две трети мировых мощностей по переработке лития, и это может обеспечить ему мертвую хватку на рынке аккумуляторов на долгие годы.
Его доминирование распространяется по всей цепочке поставок и производства.
Государственная политика как направляющий элемент экономики.
В 2015 году Китай сделал литий национальным приоритетом в рамках своей промышленной стратегии “Сделано в 2025 году”.
Субсидии на электромобили, оцениваемые в 60 миллиардов долларов, помогли создать рынок и цепочку поставок аккумуляторов. В результате Китай является единственной страной, которая может перерабатывать литий из сырья в готовые батареи, не полагаясь на импортные химикаты или компоненты.
Китай поглотил около 40 процентов из 93 000 метрических тонн необработанного лития, добытого во всем мире в 2021 году. Сотни предприятий по всей стране производят миллионы аккумуляторов для электромобилей как для внутреннего рынка, так и для иностранных автопроизводителей, таких как BMW, Volkswagen и Tesla.
Что в итоге:
Доля Китая на рынке литий-ионных аккумуляторов может достигать 80 %. Шесть из 10 крупнейших производителей аккумуляторов для электромобилей базируются в Китае — один из них, CATL, производит три из каждых десяти аккумуляторов для электромобилей по всему миру.
Все остальные теперь уже вынуждены догонять. Так экономика уже стала политикой, создав зависимость от продукции производимой Китаем.
Мораль такова.
Государство, а не «частная лавочка», как убеждала недавно опять Набиуллина может и должно создавать триггеры интереса к отрасли, спрогнозировав развитие рынка той или иной отрасли на 30 лет. Государство обладает внешнеполитическими рычагами обеспечивая доступ к источникам и рынкам для производителя. Государство может и должно вкладывать в фундаментальное развитие, ожидая приход «частного лавочника». А не наоборот.
Литий ведь изначально не выгодно добывать и перерабатывать, себестоимость высокая. Китайское государство взяло на себя невыгодный компонент, создав условия для прихода инвестора, простимулировав рынок и спрос на конечный продукт.
Это кстати модель,
которую слизали у СССР.
Пока мы «учили» чужие экономические учебники, Китай зубрил наши.
https://www.wired.com/story/china-lithium-mining-production/
Когда приходится изучать и восхищаться искусству другой страны сделавшей то, что желал бы своей, то становится очень горько.
Ведь это придумали мы, но почему же МЫ так не сделали?
Начинала пост рационально, сухо и нудно, заканчиваю эмоционально, возмущаясь и сокрушаясь.
Ясно же, что Путин со всем не справится, не хватит его на энергетику, нефтехимию, литий, водород, Болонскую систему, ВОЗ, биоэтику, деструктивный контент, строительство, цифровой суверенитет, генетику, и всего что валится и требует срочно вмешательства. Даже перечисляя, нам не хватит фантазии учесть все.
Но Мантуров не глупый же вроде человек, ну толпа министров, но не дураков же посадили?
Чего вам не хватает, коллеги? Политической воли, смелости, решительности, стратегического мышления?
Чего хватило Китаю и не хватает нам?
Пост не про литий, а про плохо выученные уроки свои и чужие.
Тг-канал СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА