Найти тему
Kinoryba

The Rolling Stones – Beggars Banquet (1968)

Большая радость для всех нас заключается в том, что Мик Джаггер не стал бухгалтером, хотя обладал (обладает) отличными способностями к счету. Если бы он просидел всю жизнь в конторе или стал бы даже главной крупной корпорации, мы бы никогда не услышали невероятный голос Мика в Sympathy For The Devil – невероятный не по силе и широте диапазона, а по способу пения, по тембру, по ярости и отдаче. Да и самой песни бы не было – как и всего Beggars Banquet – возможно, лучшего альбома, который Stones записали в шестидесятых и лучшей блюзовой пластинки того периода вообще – если говорит об Англии и о рок-группах. Группа была на серьезном взлете – то есть, не просто «на взлете», оторвав шасси от взлетной полосы, а уже пробив стратосферу и устремляясь еще выше. Слава, деньги, творческая не то, чтобы зрелость, но молодость и энтузиазм, концертный и студийный опыт – все сработало здесь в плюс. Первая вещь – совершенно неожиданная – Symphaty For The Devil. Ничто не предвещает блюза, кажется – это еще один Majesties Request – и по тематике, и по звуку и по построению песни. Но, ведь, блюз – не самоцель. Кроме блюза Стоунз написали и записали массу отличных песен – поэтому «Симпатия» идет отлично, Африканские барабаны, перкуссия, крики, доносящиеся издалека и – фортепиано, голос Джаггера – поверху притихших голосов не то из джунглей, не то прямиком из ада. Голос меняет тембр и подачу – теперь это уже голос Сатаны, влившийся в навал перкуссии и подпевок свиты. Скорострельные резкие пассажи Ричардса – его гитара выдает быстрый, прямолинейный рок. Хаос звуков четко структурирован – отлично слышны тарелки ударной установки, все читается, все в фокусе, все резко, как в кошмарном сне. Фальцетные крики Джаггера почти сливаются по тембру с гитарой, скрипы, шерохи, бешеный темп. Шесть минут для песни Стоунз - это много, но пролетает она пулей. No Expetetions – резкий переход от чертовской психеделии «Симпатии» к чистом кантри-блюзу с блюзовой же, отлично прописанной и сыгранной слайд-гитарой – и лирический вокал Джаггера ничем уже не напоминает его дьявольского монолога. Прекрасная смена пространства, фактуры, переход из одного состояния в другое. Гитары заливают всю панораму, чистейший звук и точное пение пение Джаггера. Dear Doctor – хороший номер, но не более того, никаких откровений, после предыдущей песни – какое-то торможение. Вроде, все правильно и на местах – и гармошка, и совершенно тупой «кантри-бас», и тамбурин, и гитары – но динамика альбома просаживается. Хотя, это, конечно, на любителя. Parachute Woman – критики по непонятным мне причинам ругают эту песню, хотя по сути и по звуку гитары, по построению и мелодии – это прямо на «Чесс-рекордс» неси и записывай сингл. Мадди Уотерс записал десятки песен в этом ключе, с таким же звуком и аранжировкой, с такой же лидер-гитарой и гармошкой, в том же ритме и тем же чесом акустики. После «Доктора» - растормошила, разбудила и порадовала. Jig-Saw Puzzle – снова шесть минут и снова совершенно не скучно, не длинно, отличное развитие, усиление, гитарные дела Ричардса, хулиганский и чистый блюзовый чикагский слайд, ударные на высоте – как всегда у Уоттса с легким джазовым дыханием и мощными ударами по малому барабану. Свободно играющее фортепиано, акценты, песня с каждым тактом крепнет мускулами, выпрямляется, чешет вовсю акустика, гуляет бас, вокалист уходит вдаль – остается одно эхо. И за ним – удаляется весь оркестр. Street Fighting Man – удар в мозг. Тот с голос Джаггера – хулиганский настолько, насколько может изобразить хулигана парень из хорошей семьи, живший в приличном районе и учившийся в хорошей школе. То есть, гораздо хулиганистей, чем у настоящего хулигана. Маракасы, ситар, тяжелый бас, гром ударных, фортепиано, гитара Ричардса – все пролетает в один миг – вообще, на альбоме ни одна песня не «застревает», даже «Доктор» вышеупомянутый, проскальзывает быстро – за счет развития песни. А уж Fighting Man – жаль, что заканчивается так быстро. Классическая Prodigal Son и сыграна и спета так, как будто мы слышим черную группу, зашедшую в студию на полчаса с целью записать за эти тридцать минут пять песен – и виртуозно записав, все отправляются в бар. Песня словно отточена тысячами исполнений на перекрестках Чикаго среди уличной толпы. Виртуозно. Тяжелый, вязкий, как деготь рок Stray Cat Blues контрастирует с предыдущим кантри-блюзом, опять переносит на другую территорию. Вал гитарных звуков, шипящий хэт, паутина соло Ричардса и мрачный меллотрон Джонса – психеделический хард-рок, космическая машина, расковыривающая марсианский грунт. И – снова кантри-блюз с прекрасными гитарами и скрипкой Рика Греча– Factory Girl. Акустическая гитара – и Ричардс запевает первый куплет гимна - Salt Of The Earth. Это не пошловатая слезливая баллада, которых Джаггер с Ричардсом написали немало, это настоящий гимн – громподобные ударные Уоттса, размеренные аккорды фортепиано, церковный хор выплывает в промежутке между куплетами и пение хора – громче, громче, это обращение не к паре десятков парней в тесном клубе, это послание человечеству. Выпьем за работяг, за соль земли, оставьте ваши выборы – какой смысл выбирать меду раком и полимиелитом, выпьем за работяг. Стоунз сами никогда работягами не были, они не Брюс Спрингстин, но дар художника позволяет писать такие мощные и искренние песни, которые звучат совершенно честно. Довольно неожиданная вещь репертуаре Стоунз – тем она и ценнее. Beggars Banquet – это Стоунз как таковые, без единой осечки, без длиннот и необязательных песен, это настоящий рок-н-ролл, это – соль земли.