Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Задержка его формирования приводит к нарушениям, исправление которых возможно только специальными коррекционными упражнениями.
Сказка-квест направлена на дифференциацию, выделение, вычленение звуков, формирование слуховых навыков, основы фонематического восприятия.
Чтение сопровождается прослушиванием аудио-файлов. Не все звуковые файлы доступны, поэтому некоторые звуки воспроизводим самостоятельно, например, удары по деревянной поверхности.
«Сегодня к нам приедут гости: тетя Галя с дочкой. Хочу тебя предупредить – девочка не совсем…обычная», - сказала мама Саше во время завтрака.
«Совсем необычная», - подумал мальчик, увидев маленькую гостью. Тоненькая девочка в воздушном белом платье застыла у порога.
- Проходите, проходите, знакомьтесь, это тетя Галя, а это ее дочка Эвелина.
- Александр, - сказал он так тихо, что его не расслышала даже мама.
- А это мой сын, Саша, - повторила она, подталкивая его к гостям.
- Знаешь, Филимоша, когда она вошла, мне показалось, что это облако с неба спустилось, - рассказывал он домовенку, укрывшись в небольшой кладовой - их потаенном месте, пока взрослые хлопотали, устраивая гостей.
- Так уж и облако? - друг мальчика прятал улыбку в начинающую расти бородку. Этой бородкой, юный, по меркам домовых, столетний Филимоша, очень гордился. Но глаза, глаза, разбрасывающие озорные искорки, не могли скрыть смешинок.
- Ну не облако, может принцесса из сказок или Василиса Прекрасная. Мне так захотелось поиграть с ней, почитать книжки, но ведь она «не совсем обычная», как говорит моя мама. Она не слышит, а потому и не говорит, - Саша тяжело вздохнул.
- Беда, - лицо домовенка сразу стало серьезным.
«Саша, Саша, где ты спрятался, пойдем обедать», - раздался голос мамы из кухни.
- Мне пора, а то рассекретят наше место.
Дети молча ковырялись в тарелках, а взрослые оживленно обсуждали «последнюю надежду», «волшебство столичных клиник» и «рекомендации провинциальных врачей». Мальчик внимательно прислушивался к разговору. Он понял, что мамина подруга приехала вместе с дочкой для похода в больницу, где врачи должны обязательно помочь Эвелине.
Э-ве-ли-на - красивое имя, будто горы играют эхом. Про горы и эхо он недавно видел увлекательный фильм. А еще похоже на подпрыгивающий на воде камушек: Э-ве-ли-на…
Из больницы вернулись вечером. Взрослые закрылись на кухне, тетя Галя плакала, мама утешала, уставшую Эвелину уложили спать, а Саша, спрятавшись в кладовке, разговаривал с Филимоном.
- Говорят, что ничего помочь не может, - пересказывал он взрослый разговор, - там физи-физи-физиологические, вот, нарушения.
- Совсем – совсем ничего? – домовенок грустно похлопывал по коленкам, даже про бороду позабыл.
- Только чудо…
- Вот! Вот! ЧУДО! А за чудесами надо обращаться к нам. Я тут, того, посоветоваться, - Филимошка исчез, пройдя сквозь стену.
Да, да, друзья, не удивляйтесь, проходить сквозь стены для домовых – дело совершенно обычное. Вот и сейчас он отправился к своему приятелю, Панкрату, домующему в соседней квартире. Старый Панкрат часто выручал юного друга мудрыми советами.
- А вот и я, - домовенок появился так же неожиданно, как и исчез, - Панкрат советует в волшебный лес отправляться.
- Давай скорее, что мы медлим?
- Не спеши, герой, не спеши, тут обдумать надо. Панкрат точно не знает куда отправляться, но думает, что слух у девочки забрала колдунья Дремучиха, что живет в самой чаще волшебного леса. Слышал он такие истории лет двести назад. Вот, он и клубочек на чащу настроил, - Филимон протянул Саше заветный путеводный прибор.
- Так полетели, что ждать-то?
- Беда в том, что больше Панкрат ничего не знает. Слышал, что находились отважные герои, отправлялись в логово старой ведьмы. Некоторые даже живыми возвращались. Но не все, многие сгинули в заповедных местах…
- Струсил? Скажи честно, ты струсил? Если не мы, то кто поможет?
- Так-то оно так, но у меня вот только зрелость начинается, вон и борода растет, а тут слух, подумаешь, и глухими живут…
- Эх ты, глухими. Да она ни поиграть, ни сказку послушать не может. Даже голоса своей мамы не слышала никогда. Отдай, я сам полечу, - Саша выдернул клубок из рук домовенка.
Все завертелось, закружилось, мир превратился в разноцветные кляксы и разводы, зашипел, загудел. Потом вдруг все стихло, Саша пребольно шлепнулся на землю. В тот же миг рядом шлепнулось что-то тяжелое.
- Ты? Ты же не хотел.
- Разве я могу друга бросить, - Филимон потирал ушибленное место, - сорвался, постреленок, я не успел даже Панкрата предупредить. А вдруг не догадается время остановить, взрослые с ума сойдут в поисках тебя.
- Надеюсь, что догадается, не назад же возвращаться? Надо осмотреться, куда попали.
Увиденное не радовало. Непроходимые заросли обступили маленькую полянку, на которую приземлились наши герои. Уродливые, искривленные сухие деревья с невыносимым скрипом тянули свои корявые ветви.
- Страшно-то как, - захлюпал Филимошка.
- Не бойся, ты же мужчина, хоть и домовенок, - Саша медленно подбирался к самой границе полянки.
В тот же миг огромная ветка запуталась в волосах, подцепила мальчишку и подняла высоко в воздух.
- Мамочка, - закричал Саша.
- Замри старое,
Замри дряхлое,
Расступись, отойди,
Не мешай на пути.
У нас острый топор,
Вмиг пойдешь на забор, - Филимошка декламировал, уперев маленькие ручки в бока и высоко задрав носик. Дерево сразу отпустило мальчика.
- Откуда ты знаешь этот заветный стишок?
- В детстве бабушка научила, а сейчас почему-то вспомнил. Это оберег для заблудившихся в лесу.
- Ой, смотри, а деревья-то застыли, и тропка показалась, - Саша быстро побежал по влажной дорожке.
- Не так споро, постреленок, не успеваю, - домовенок быстро перебирал маленькими ножками, путаясь в редкой траве. Болотная жижа мочила лапотки, втягивала, не пускала.
Сеть сухих ветвей закрывала небо.
- Стой, стой, слушай.
- Ничего не слышу, - Саша, наконец, остановился.
- То-то и оно, не бывает так в лесу, хотя откуда тебе знать-то, городскому? В лесу всегда шумно: птицы, насекомые, листва шумит, а этом все глухо. Мы бежим, а топота наших ног не слышно, трава не шелестит, даже грязь не чавкает.
- Будто телевизор смотреть с выключенным звуком.
Но размышлять долго не пришлось, внезапно деревья расступились, открывая доступ к высокому забору.
- Что делать-то будем? – Филимон и без того в загадочном лесу говорил шепотом, а сейчас вообще перешел на писк.
- Если забор, значит, за ним что-то скрывают. Надо попасть внутрь, - Саша попытался придать своему голосу решимость, но у него это плохо получилось.
- Эх, и спросить не у кого. Связался с тобой, несмышленышем. Ну попадем мы внутрь, а вдруг колдунья только того и ждет.
- И ч-ч-то…
Ответить домовенок не успел. Лес, молчавший до этого мгновенья, загудел, зашумел, заскрипел уродливыми ветвями.
Налетел ураган, подхватил наших героев и понес, понес, не разбирая дороги.
Под его напором отворились ворота, и друзья оказались во дворе прямо перед крыльцом. А тут их уже поджидала хозяйка этого страшного места, старая Дремучиха. При одном взгляде на нее у Саши похолодело внутри, казалось, что он проглотил большую сосульку. Филимошка тоже оробел.
- Здрасьте, здрастье, - бормотал он едва слышно, прячась за спину мальчика.
Да и любой бы испугался. Фигура высокой старухи больше напоминала трухлявое полено, длинные руки-ветки тянулись к гостям, а лицо, покрытое зеленым мхом, скривилось в злой усмешке.
-Явились нежданные, - голос хозяйки был глухим и грубым, будто кто-то стучал по деревянной доске.
(Примечание для родителей - выбор звуковых файлов ограничен, в этом месте надо самостоятельно постучать по любому деревянному предмету)
- Угу-угу, - закричал кто-то из-за ее спины.
- Мы по делу, - Саша очень испугался, но он не мог сбежать, так и не узнав как помочь Эвелине.
- Ха-ха-ха, - заскрипела Дремучиха, - знаю я ваши дела. Тоже мне герои – ни в бою сразиться, ни в чародействе одолеть. Ну, будь по-вашему.
- Угу-угу, - огромный филин уселся на плечо хозяйки.
- Выкрала я слух девчонки, выкрала да спрятала надежно. Не найти вам, не найти. Лучше возвращайтесь, пока не поздно.
- Угу-угу, - пугал филин.
- Не боимся мы вас, - голос Саши хоть и дрожал, но говорил он твердо.
- Не боитесь? Помощнички мои, ураганы-непогоды, налетайте, усмиряйте непокорных.
Засвитело, зашумело, запорошило черной поземкой. Вот уже не видать ни дома Дремучихи, ни страшного леса, ничего не видать, даже рук и ног своих, будто черным пологом накрыло.
Продолжение следует