Найти тему
Екатерина Виснап

ЕГЭ по русскому. Сочинение

Кажется, что сочинение на ЕГЭ по русскому - это задача не из простых. Но давайте пошагово рассмотрим её и убедимся, что для любого 11классника эта задача по силам.

Читаем задание после текста. Оно гласит: "Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте поставленную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста... Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Укажите смысловую связь между каждыми примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста". Далее идут требования к работе: объем и самостоятельность написания.

Из этого задания понятно, что план сочинения будет такой:

1.Проблема исходного текста.

2.Пример 1 к проблеме + Пояснение к нему.

3.Пример 2 к проблеме + Пояснение к нему.

4. Связь между примерами + анализ, почему такая связь. (Связь между примерами рассматривают подробно тут -

Виды связи между примерами в сочинении на ЕГЭ по русскому
Екатерина Виснап17 июля 2022

).

5. Мнением автора по поставленной проблеме.

6. Ваше мнение по поставленной проблеме и его обоснование.

Вроде бы, всё, но сочинение должно быть завершено. Завершённость - одна из характеристик композиции, поэтому добавим пункт "Заключение". Это будет 7 пункт- абзац.

Зачем нужны пояснения к примерам?

К каждому примеру, иллюстрирующими проблему, необходимо написать пояснение. Зачем? Если пример показывает, что проблема в тексте действительно поставлена, это краткий пересказ с элементами анализа фрагмента, относящегося к проблеме, то пояснение резюмирует, как этот пересказ соотносится с проблемой.

Как выделять в тексте примеры-иллюстрации?

В основе одного примера может быть один эпизод. Возьмём текст из произведения В. Астафьева. Текст начинается словами " Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева... ".

Найти этот текст можно по этой первой строке. Напомню, что в нём Борис Костяев видит, как советский солдат вдруг начинает стрелять из автомата по пленным немцам. Когда его хватают и обезоруживают, он плачет по своим погибшим по время войны родным.

Эти два эпизода могут быть одним примером, а могут - двумя.

Расскажу, что было дальше. Далее показан военный "госпиталь", в котором оказывают помощь раненым: немцам и советским солдатам - не различая, кто свой, а кто враг.

В этом тексте, как минимум, две выпуклые проблемы. Первая - война, которая ломает психику и калечит людей, и вторая - милосердие к пленным.

Возьмёт первую проблему.

Расположим примеры-иллюстрации. Рассмотрим несколько вариантов.

Первый вариант расположения примеров.

Пример 1. Советский солдат пытается расстрелять пленных. Пояснение: читатель не понимает, почему?

Пример 2. Его родные погибли, и от этого ему страшно больно. Пояснение: вот почему он взял автомат.

Связь между примерами в данном случае причинная: второй пример объясняет причины события, описанного в первом.

2 вариант расположения примеров.

Пример 1. Советский солдат, обезумев от горя, пытается расстрелять пленных немцев. Пояснение. Война отнимает у человека его человеческий облик, доводя до неоправданной жестокости.

Пример 2. А врач, который лечит и тех, и других, не сломался в ходе войны. Пояснение. От каждого человека зависит, потеряет ли он человеческое достоинство перед лицом горя.

Связь между примерами: примеры противопоставлены друг другу, чтобы показать, что от человека зависит многое в данному ситуации.