Найти тему
Фантастика на всю

"Фанданго-Аэлита". Семинар фантастов в Симферополе

На этот раз моё участие в "Ф-А" оказалось минимальным: приехать и стать полноценным - не удалось.

То, что Крымкон этого года будет сокращён до одного семинара - было известно ещё перед Новым годом. А вот как это будет выглядело на самом деле - расскажу в серии "репортажей", написанных со слов участников.

Как же мне поступить?
Включить фантазию?
- А вот и нет! Я воспользуюсь материалами, любезно предоставленными участниками, фотографиями Евгения Горобцова, Александра Трунова и Евгении Блинчик, а также помощью Валерия Гаевского. Так что семинар будет освещён достаточно объективно.

Итак...

В январе этого года было решено: организация и проведение рассказного семинара «Фанданго-Аэлита» в Симферополе на базе Хайдельберг-центра, в течение трёх рабочих дней. Совет Клуба это решение одобрил. Положение о семинаре 2022 года было доработано и выложено на сайте Клуба. Начался сбор произведений. Февральские события значительно осложнили вопрос с приездом участников на семинар, возникшая первое время моральная растерянность многих авторов отвернула от творчества… Увы, да, всё это испытал на себе и автор этого отчёта. В результате в Положение о семинаре внесли поправку, позволяющую зарегистрированным авторам заочную форму участия. К сожалению, хоть эта форма и облегчала работу семинара, но она же и расхолодила многих наших прежних авторов-фестивальщиков. Поездка в Крым из городов материка стала делом и финансово, и физически трудноватым…

В результате всех этих перепутий к концу мая в портфеле семинара образовалось всего пять рассказов от трёх участников – критически малое количество, своеобразный антирекорд Крымкона.

22 июня (среда)

Первый день семинара

Начало - вот-вот (с) Фото: Евгений Горобцов
Начало - вот-вот (с) Фото: Евгений Горобцов

К 13 часам, к началу мероприятия на летнюю дворовую площадкуХайдельберг-центра подтянулось около 20 человек. Из иногородних в качестве вольнослушателя зарегистрировалась Оксана Протченко из Краснодара. Обрадовало своим весомым появлением издательство «СеЖеГа» – доставило свежевышедшие сборники фантастики из клубных и фестивальных проектов: «Фанданго-Аэлита»-2022 (подготовленный по результатам прошлогоднего семинара) и «Клуб одиноких сердец инженера Гарина» (сборник, посвящённый теме изобретений и изобретателей).

Сергей и Галина Малышевы с фестивальным сборником "2022" (с) Фото: Евгений Горобцов
Сергей и Галина Малышевы с фестивальным сборником "2022" (с) Фото: Евгений Горобцов

Новые издания из проектов самой «СеЖеГи»:«Коробка кошмаров» (2022), «Млечный Путь» (2021),«Повести световых лет» (2022), авторские книги членов Клуба, а также 46-й выпуск журнала «Фанданго» – всё это, включая главную фишку события, бронзовую статуэтку музы воображения Имагинации, украсило презентационный стол.

3... 2... 1... Зажигание... Промежуточная...Главная! Подъём! (с) Фото: Евгений Горобцов
3... 2... 1... Зажигание... Промежуточная...Главная! Подъём! (с) Фото: Евгений Горобцов

С презентации новых изданий и началось открытие семинара. Приятным событием для двух участников Клуба фантастов Крыма: Аллы Ермиловой и Геннадия Тарасова– явилось торжественное вручение им членских книжек.

Алла Ермилова становится обладателем заветной членской книжечки
(с) Фото: Евгений Горобцов
Алла Ермилова становится обладателем заветной членской книжечки (с) Фото: Евгений Горобцов

На сегодняшний день Клуб насчитывает 73 человека. Начиная с 2004 годаКлуб по разным причинам покинули 22 человека. Таким образом, если сложить эти два числа, мы подберёмся к заветной сотне человек,вчера и сегодня причастных к крымской фантастике, к деятельности Клуба фактически с начала века. Весьма неслабый результат, если также вспомнить, что вся эта сотня – люди творческие, писавшие и пишущие фантастику, ценители, критики, художники, издатели своих книжных серий и авторских проектов.

Евгений Горобцов - давний член Клуба. Сейчас он получил авторские экземпляры...
(с) Фото: Алла Ермилова
Евгений Горобцов - давний член Клуба. Сейчас он получил авторские экземпляры... (с) Фото: Алла Ермилова
Радомир Берич - участник прошлогоднего Проекта. Его рассказ - в сборнике! 
(с) Фото: Евгений Горобцов
Радомир Берич - участник прошлогоднего Проекта. Его рассказ - в сборнике! (с) Фото: Евгений Горобцов

В 14-30 началась литературно-критическая часть семинара, собственно обсуждение рассказов-участников. В первый день под центрифугу критической промывки попали рассказы Алексея Панографа «Скачущие человечки» и Кассандры Тарасовой «Дружок». По сложившейся традиции Валерий Гаевский зачитывал синопсисы каждого произведения (неотъемлемая часть его рецензий) с целью напомнить собравшимся весь событийно-сюжетный фактаж рассказов. Далее вход шла разноплановая критика от других членов жюри и всех вольнослушателей. Так постепенно формировалась общая картина впечатлений, оценка литературных текстов, слабых и сильных мест, стилистических промахов и попаданий, оригинальности или вторичности сюжетов, определения фантэлементов, того, какую качественную роль несут они в тексте, как формируют в рассказе фантастическую идею. Нужно сказать, что занятие это весьма увлекательное, прочищающее сознание до понимания внутренних процессов жанра, открытия социального акцента,психологической достоверности и философской подпитки произведения. Развлекательную сторону рассказов обычно редко оценивают, она как бы всегда вписывается в авторскую стилистику, сюжетную динамику.

Рабочий момент семинара (с) Фото: Евгений Горобцов
Рабочий момент семинара (с) Фото: Евгений Горобцов

Приведём фрагменты рецензий Гаевского (в полном варианте они будут опубликованы на сайте клуба) по двум критическим категориям.

Алексей Панограф «Скачущие человечки» (художественная ценность):

«…Рассказ психологически сильный. Художественно ёмкий, цельный, эмоционально прописанный. Рассказ с очень мощным терапевтическим эффектом. Автор нас предупреждает о потере психологического иммунитета, когда реальное зло выставляется абсолютным добром, при этом мимикрирует настолько, что уже не поддаётся выявлению, стирает границы реальности. Не меньше опасности таится в эффекте социального подражания быть как все, иметь то, что имеют другие, и быть готовым идти ради этого на любую прививку, при этом с узколобостью баранов верить в своё стадное счастье сегодня, завтра и всегда…»

Кассандра Тарасова «Дружок» (Основные фантэлементы. Поиск целевого фантэлемента):

«…Отсюда следует вывод, что и целевой фантэлемент становится проблематичным. Если положить в основу событий те же законы робототехники, то для них условия выполняются. Робот защищает хозяина, он не может этого не делать. Но научного подтверждения этому закону в нашей цивилизации ещё не получено, потому что не создан ещё 100%-ный искусственный разум, даже кибермозг собаки. С этой точки зрения можно сказать, что целевой фантэлемент присутствует и он звучит обобщающе просто: искусственный разум-организм, созданный по подобию друга человека – собаки, в экстремальных условиях обязательно защитит хозяина…»

Интересны были замечания члена Клуба Владлена Козлова по двум этим текстам:

«…У пытливого читателя возникнет вопрос, а как размещалось ружьё, на ремне за спиной скафандра? В футляре, в одной руке?

Битва также прописана не совсем логично. Чем обусловлена внезапность появления огромного зверя для команды из двух существ, занимающихся таким основным родом деятельности, как разведка? Трёхметровый гигант незаметно, в свете яркого солнца, подкрался к бодрствующему спецназовцу с собакой? После первого удара боль ослепила, как главный герой зрением идентифицировал субъект внезапной атаки? С какой целью шатун начал нападение? Не хватает описания логики шатуна, к примеру, это хозяин данного места и именно он ломал раздражающее звуком оборудование или охранял жилище с детёнышами и т.д. Действия главного героя во время батальной сцены также не соответствуют образу разведчика, Виктор слишком долго сопереживает роботу, взявшему на себя основную тяжесть сражения, вместо активных действий. Драматизм и динамический накал битвы также отсутствует…» («Дружок»).

«…На уровне идеологии произведения, на мой взгляд, просчёты более фатальные, ибо серьёзность темы требует более глубинного знания исходного материала и фактологии. Читатель видит один, внешний признак отделения «своих» от «чужих», причём автор маскирует идеологию целесообразностью добычи энергоресурса, что может быть опротестовано читателем наличием других, менее изощрённых способов решения проблемы, как наличие обильного леса и воды – сжигай лес, строй плотины.

«Скакание» – это внешний элемент, гораздо важней правильно ответить на вопрос читателя «Почему?». Глубинная причина двигающего общество в заданном направлении процесса не обозначена…» («Скачущие человечки»).

Что может бодрить лучше, чем фантастические книги? 
(с) Фото: Евгений Горобцов
Что может бодрить лучше, чем фантастические книги? (с) Фото: Евгений Горобцов

Завершили первый день семинара традиционные для клубных встреч дружеские посиделки с пряниками, бутербродами, чаем и прочими бодрящими добавками, припасёнными в нашем знаменитом подвальчике «Гель-Гью».

Горячий чай в тёплой компании - замечательно! (с) Фото: Евгений Горобцов
Горячий чай в тёплой компании - замечательно! (с) Фото: Евгений Горобцов
-10

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь

Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!

--------------------

Уважаемый читатель!
Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития канала "ФНВ". Спасибо, что ты с нами!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)