Найти в Дзене
Начальная Школа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Важную роль в успешной адаптации к школьной жизни играет уровень сформированности психических процессов, а именно восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивает­ся. Кроме развитых познавательных процессов важен уровень сформированности личностных особенностей, включающие ин­тересы, мотивы, способности, черты характера ребенка. К поступлению в школу у ребенка должны быть доста­точно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребе­нок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита. Что это означает на практике? Разберём подробнее. ВОСПРИЯТИЕ Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами. Будущий школьник уже с

Важную роль в успешной адаптации к школьной жизни играет уровень сформированности психических процессов, а именно восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивает­ся.

Кроме развитых познавательных процессов важен уровень сформированности личностных особенностей, включающие ин­тересы, мотивы, способности, черты характера ребенка.

К поступлению в школу у ребенка должны быть доста­точно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребе­нок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита. Что это означает на практике? Разберём подробнее.

ВОСПРИЯТИЕ

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

ВНИМАНИЕ

Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.

Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Оно формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, весёлая детская песенка и прочее).

Для развития ребёнка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.

Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.

Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.

Таким образом внимание детей к моменту поступле­ния в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. По­скольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо забо­титься в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

ПАМЯТЬ

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

При помощи многократных повторений информации дети в этом возрасте могут неплохо её запоминать. Появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.

Для того чтобы ребенок мог хоро­шо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы ребенок располагал различны­ми эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

ВООБРАЖЕНИЕ

Для того, чтобы быть успешным в учебе, в жизни, нужно быть креативным, творческим, уметь решать разные проблемные ситуации, находить выход в трудных вопросах и проблемах. Для этого необходимо иметь богатое воображение.

Благодаря воображению будущий первоклассник будет способен найти нестандартное решение задачи, составить рассказ, написать сочинение, сделать творческую работу или придумать интересный исследовательский проект.

Всё это невозможно без достаточно хорошего воображения.

МЫШЛЕНИЕ

Еще большее значение, чем память и воображение, для обу­чаемости детей имеет мышление.

При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (понятийное).

Однако на практике нередко бывает такая ситуация, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справ­ляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот; ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображе­нием, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи.

К таким индивидуальным различиям в познавательных про­цессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его инди­видуальность, проявляющуюся в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.

Следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, кото­рые у ребёнка более всего развиты, не забывая, конечно, о необходи­мости параллельного совершенствования остальных.

РЕЧЬ

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произволь­ного управления поведением и познавательными процессами.

Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного.

Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи.

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.

Первое, на что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий ас­пект психологической готовности, — это наличие у ребенка вы­раженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.

Этот интерес зависит от полноты удовлетворения этой по­требности ребенка со стороны взрослых. Познавательная потреб­ность относится к разряду так называемых «ненасыщаемых», важнейшая особенность которых состоит в том, что чем больше удовлетворяется соответствующая потребность, тем сильнее она становится.

Мотивационная готовностьвключает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию.

В представление о мотивационной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний:

Ø Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминиро­вать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситу­ациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности.

Ø Важно, что­бы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ре­бенка.

Без мотивационной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.

Есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить осо­бое внимание в дошкольном возрасте.

Это — двигательные способности (умения и навыки), в частности те из них, ко­торые проявляются в индивидуальных видах творческой дея­тельности детей: конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо по­делок.

Во всех этих видах деятельности у ребенка должна быть развита еще одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи. Это — работоспособность. Без неё вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно боль­шого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общитель­ность, контактность, отзывчивость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.