Найти в Дзене
AFTERSHOCK

История в фотографиях. 61

Автор - Reyders #

История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель происшедшего, важного исторического и не очень события. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.

Т. Энами (Enami Nobukuni) – передовой японский фотограф эпохи Мэйдзи. Он оставил большое наследство черно-​белых фото и цветных слайдов. В работах изображалась жизнь Японии на рубеже эпох Мэйдзи и Тайсе.  Эпоха Мэйдзи отличилась промышленными преобразованиями и притоком иностранцев. Наступает время железной дороги, телеграфа и фотографии.
Т. Энами был единственным фотографом своего времени, который работал во всех известных тогда техниках. Достоверно неизвестно, что означает буква "Т" в имени Энами. По одной версии, иероглиф в слове "Нобукуни" может читаться как "Тоши". По другой – Энами стал использовать заглавную букву имени старшего сына, планируя передать ему свое дело, избежав волокиты с переименованием. Ритуальная встреча гостьи у ворот. 1890-е годы
Т. Энами (Enami Nobukuni) – передовой японский фотограф эпохи Мэйдзи. Он оставил большое наследство черно-​белых фото и цветных слайдов. В работах изображалась жизнь Японии на рубеже эпох Мэйдзи и Тайсе. Эпоха Мэйдзи отличилась промышленными преобразованиями и притоком иностранцев. Наступает время железной дороги, телеграфа и фотографии. Т. Энами был единственным фотографом своего времени, который работал во всех известных тогда техниках. Достоверно неизвестно, что означает буква "Т" в имени Энами. По одной версии, иероглиф в слове "Нобукуни" может читаться как "Тоши". По другой – Энами стал использовать заглавную букву имени старшего сына, планируя передать ему свое дело, избежав волокиты с переименованием. Ритуальная встреча гостьи у ворот. 1890-е годы
Фотография сделана Уильямом Генри Джексоном - американским фотографом и исследователем. Его карьера фотографа — с 12 до 99 лет — по всей вероятности самая продолжительная за всю историю фотографии. В 1895 Джексон проехал по маршруту строящейся магистрали по заданию Всемирной транспортной комиссии. Результат - тысячи фотографий и зарисовок, сотни из которых посвящены Транссибу. Это и портреты строителей - инженеров и каторжан, и фотографии местных жителей - рыбаков, охотников, ямщиков, и снимки сибирских городов, первых мостов и вокзалов. На фото группа казачьих (крестьянских) детей на реке Уссури, 1895-96 г.г., с. Иман (ныне г. Дальнереченск).
Фотография сделана Уильямом Генри Джексоном - американским фотографом и исследователем. Его карьера фотографа — с 12 до 99 лет — по всей вероятности самая продолжительная за всю историю фотографии. В 1895 Джексон проехал по маршруту строящейся магистрали по заданию Всемирной транспортной комиссии. Результат - тысячи фотографий и зарисовок, сотни из которых посвящены Транссибу. Это и портреты строителей - инженеров и каторжан, и фотографии местных жителей - рыбаков, охотников, ямщиков, и снимки сибирских городов, первых мостов и вокзалов. На фото группа казачьих (крестьянских) детей на реке Уссури, 1895-96 г.г., с. Иман (ныне г. Дальнереченск).
1896 год для венценосной четы Романовых был насыщен событиями: 14 (26  по новому стилю) мая состоялась коронация Николая II, в этом же году была проведена Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, а в начале осени император Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерью Ольгой совершили большую поездку по Европе, встретившись с императорами Францем-​Иосифом, императором Вильгельмом II, королевой Викторией (бабушкой Александры Федоровны) и завершением поездки стало прибытие Николая II в столицу союзной Франции Париж. Во Франции императорская чета пробыла с 5 по 9 октября, начав свое путешествие в Шербуре и закончив его в Шалоне. Встреча парижанами Императора Николая II с семьей.
1896 год для венценосной четы Романовых был насыщен событиями: 14 (26 по новому стилю) мая состоялась коронация Николая II, в этом же году была проведена Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде, а в начале осени император Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерью Ольгой совершили большую поездку по Европе, встретившись с императорами Францем-​Иосифом, императором Вильгельмом II, королевой Викторией (бабушкой Александры Федоровны) и завершением поездки стало прибытие Николая II в столицу союзной Франции Париж. Во Франции императорская чета пробыла с 5 по 9 октября, начав свое путешествие в Шербуре и закончив его в Шалоне. Встреча парижанами Императора Николая II с семьей.
Кадр из фильма, снятый французским режиссером Габриэлем Вейром во французском Индокитае (нынешний Вьетнам), изображающий двух француженок на пороге своего дома, «кормящих» толпу аннамитских (вьетнамских) детишек как воробьев, бросая им в разные стороны двора сапека (мелкие деньги). 1899 год.
Кадр из фильма, снятый французским режиссером Габриэлем Вейром во французском Индокитае (нынешний Вьетнам), изображающий двух француженок на пороге своего дома, «кормящих» толпу аннамитских (вьетнамских) детишек как воробьев, бросая им в разные стороны двора сапека (мелкие деньги). 1899 год.
Лубянская площадь расположена в центре Москвы, недалеко от Красной площади, находится между Театральным проездом, Никольской улицей, Новой площадью, Лубянским проездом, Мясницкой улицей, улицей Большой Лубянкой и Пушечной улицей. Работы по ремонту проезжей части на Лубянской площади. 1900-е гг.
Лубянская площадь расположена в центре Москвы, недалеко от Красной площади, находится между Театральным проездом, Никольской улицей, Новой площадью, Лубянским проездом, Мясницкой улицей, улицей Большой Лубянкой и Пушечной улицей. Работы по ремонту проезжей части на Лубянской площади. 1900-е гг.
Дневной улов омаров. Манайя, Вайкато, Новая Зеландия. Начало 1900-х годов
Дневной улов омаров. Манайя, Вайкато, Новая Зеландия. Начало 1900-х годов
Подготовка к бане в Смольном институте благородных девиц. 1905 год.
Подготовка к бане в Смольном институте благородных девиц. 1905 год.
Текинец с семьёй. Закаспийская область. Мервский уезд. Близ Байрам-​Али, 1911 год.
Текинец с семьёй. Закаспийская область. Мервский уезд. Близ Байрам-​Али, 1911 год.
Крестьяне схватили переодетого в женщину немецкого шпиона. Первая мировая война. 1914 год
Крестьяне схватили переодетого в женщину немецкого шпиона. Первая мировая война. 1914 год
Итальянские егеря поднимают пушку в горы. Первая Мировая война. 1914-1918 год.
Итальянские егеря поднимают пушку в горы. Первая Мировая война. 1914-1918 год.
Ленин на похоронах революционера и советского государственного деятеля Марка Елизарова 13 марта 1919 года. Женатый на сестре Ленина Анне, он был похоронен в Ульяновском некрополе на Волковом кладбище.
Ленин на похоронах революционера и советского государственного деятеля Марка Елизарова 13 марта 1919 года. Женатый на сестре Ленина Анне, он был похоронен в Ульяновском некрополе на Волковом кладбище.
На фотографии изображена кукла по имени Фрэнк Байрон-​младший, принадлежащая известнейшему чревовещателю 1920-х годов – Великому Лестеру. Именно Лестера считают первым человеком, который пил воду, когда его кукла разговаривала, и молча ходил по рядам между зрителями, пока деревянный Фрэнк насвистывал популярные мелодии. Однажды, на одном из своих выступлений Лестер (с помощью куклы) много шутил, а зал покатывался от смеха, и тут он выдал особенно смешную шутку, да такую, что от приступа смеха прямо на концерте скончались три (!) пожилые дамы. По факту гибели зрителей было заведено уголовное дело. А в качестве обвиняемого, дознаватели были вынуждены назвать… куклу Фрэнка Байрона-​младшего, поскольку во время выступления сам Лестер молчал. Чему было множество свидетелей. Полицейские, распутывавшие это дело, оказались в затруднительном положении. С одной стороны, причиной гибели женщин явно послужила шутка чревовещателя. Но вот незадача – был целый зал людей, свидетельствовавших, что Великий Лестер молчал. Он не разомкнул губ, а шутила именно кукла.
Это и сыграло дурную шутку с ничем не повинным Френком Байроном-​младшим. И по версии свидетелей вышло, что кукла-​убийца сказала нечто и это привело к гибели пожилых дам. Деваться было некуда, и в тройном убийстве обвинили Фрэнка Байрона-​младшего, как и положено в таких случаях, его арестовали, сфотографировали и завели уголовное дело. Но, поскольку куклу нельзя допросить, позже дело было закрыто, а Байрона-​младшего вернули Лестеру. Фотография учетной карточки, сделанная в полицейском участке округа Детройта в 1924 году. Полицейские все таки были не глупыми ребятами и понимали, что дело бесперспективное, поэтому оформили его на 31 февраля.

Одни сочли, что дай Бог каждому умереть от смеха, а не от болезней. Другие же посчитали этот инцидент несчастным случаем, а третьи требовали наказать убийцу. Но привлечь Великого Лестера к ответственности так и не удалось... Отдуваться за него пришлось кукле — она больше никогда не принимала участия в выступлениях великого чревовещателя, а сейчас хранится в музее Вент-​Хейвен в городке Форт Митчелл, штат Кентукки, единственном в мире музее кукол и реквизита для эстрадного чревовещания.
Настоящее имя Великого Лестера -  Мариан Чайковский, он родился в 1880 году в обычной польской семье. Точных сведений о его жизни нет, поэтому нельзя сказать, когда у него появилась тяга к чревовещанию. Известно лишь, что кукла Френк Байрон-​младший, как и другие куклы Мариана, была сделана чикагским мастером по обработке дерева Френком Маршаллом. Свою карьеру чревовещателя Мариан начал в США. Он решил, что фамилия Чайковский не подходит для человека, занимающегося столь загадочным делом, поэтому взял псевдоним «Великий Лестер».
Как развивалась далее карьера Великого Лестера – история умалчивает. Но стоит отметить, что Лестер разработал особые упражнения, которые помогут любому человеку обучиться мастерству вентрологии. А немного позже и вовсе открыл авторскую школу. По сей день многие чревовещатели пользуются его методиками.
Вентрология (англ. Ventriloquism, от латинского «голос из живота») или чревовещание — сценический приём, при котором человек (чревовещатель, вентролог) говорит, не шевеля губами, создавая иллюзию, что голос исходит не из него. Прием используется в сфере развлечений, например, в цирке, кукольном театре. Для процесса чревовещания часто используются куклы, движения которых имитируют произношение слов, также чревовещатели разыгрывают диалог с куклой. На фото Лестер с куклой во время представления.
На фотографии изображена кукла по имени Фрэнк Байрон-​младший, принадлежащая известнейшему чревовещателю 1920-х годов – Великому Лестеру. Именно Лестера считают первым человеком, который пил воду, когда его кукла разговаривала, и молча ходил по рядам между зрителями, пока деревянный Фрэнк насвистывал популярные мелодии. Однажды, на одном из своих выступлений Лестер (с помощью куклы) много шутил, а зал покатывался от смеха, и тут он выдал особенно смешную шутку, да такую, что от приступа смеха прямо на концерте скончались три (!) пожилые дамы. По факту гибели зрителей было заведено уголовное дело. А в качестве обвиняемого, дознаватели были вынуждены назвать… куклу Фрэнка Байрона-​младшего, поскольку во время выступления сам Лестер молчал. Чему было множество свидетелей. Полицейские, распутывавшие это дело, оказались в затруднительном положении. С одной стороны, причиной гибели женщин явно послужила шутка чревовещателя. Но вот незадача – был целый зал людей, свидетельствовавших, что Великий Лестер молчал. Он не разомкнул губ, а шутила именно кукла. Это и сыграло дурную шутку с ничем не повинным Френком Байроном-​младшим. И по версии свидетелей вышло, что кукла-​убийца сказала нечто и это привело к гибели пожилых дам. Деваться было некуда, и в тройном убийстве обвинили Фрэнка Байрона-​младшего, как и положено в таких случаях, его арестовали, сфотографировали и завели уголовное дело. Но, поскольку куклу нельзя допросить, позже дело было закрыто, а Байрона-​младшего вернули Лестеру. Фотография учетной карточки, сделанная в полицейском участке округа Детройта в 1924 году. Полицейские все таки были не глупыми ребятами и понимали, что дело бесперспективное, поэтому оформили его на 31 февраля. Одни сочли, что дай Бог каждому умереть от смеха, а не от болезней. Другие же посчитали этот инцидент несчастным случаем, а третьи требовали наказать убийцу. Но привлечь Великого Лестера к ответственности так и не удалось... Отдуваться за него пришлось кукле — она больше никогда не принимала участия в выступлениях великого чревовещателя, а сейчас хранится в музее Вент-​Хейвен в городке Форт Митчелл, штат Кентукки, единственном в мире музее кукол и реквизита для эстрадного чревовещания. Настоящее имя Великого Лестера - Мариан Чайковский, он родился в 1880 году в обычной польской семье. Точных сведений о его жизни нет, поэтому нельзя сказать, когда у него появилась тяга к чревовещанию. Известно лишь, что кукла Френк Байрон-​младший, как и другие куклы Мариана, была сделана чикагским мастером по обработке дерева Френком Маршаллом. Свою карьеру чревовещателя Мариан начал в США. Он решил, что фамилия Чайковский не подходит для человека, занимающегося столь загадочным делом, поэтому взял псевдоним «Великий Лестер». Как развивалась далее карьера Великого Лестера – история умалчивает. Но стоит отметить, что Лестер разработал особые упражнения, которые помогут любому человеку обучиться мастерству вентрологии. А немного позже и вовсе открыл авторскую школу. По сей день многие чревовещатели пользуются его методиками. Вентрология (англ. Ventriloquism, от латинского «голос из живота») или чревовещание — сценический приём, при котором человек (чревовещатель, вентролог) говорит, не шевеля губами, создавая иллюзию, что голос исходит не из него. Прием используется в сфере развлечений, например, в цирке, кукольном театре. Для процесса чревовещания часто используются куклы, движения которых имитируют произношение слов, также чревовещатели разыгрывают диалог с куклой. На фото Лестер с куклой во время представления.
Транспарант: «Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку» Первые ясли в деревнях. Село Коломенское. 1928 г.
Транспарант: «Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку» Первые ясли в деревнях. Село Коломенское. 1928 г.
Немецкие лайнеры, реквизированные у Германии в Первую мировую войну, на отстое в США. В реке Патаксент у Чесапикского залива стоят на приколе четыре бывших немецких лайнера слева направо: Монтиселло (бывший Кайзер Вильгельм II /USS Agamemnon ID-3004), USAT Mount Vernon (бывший Кронпринцесса Сесилия / Kronprinzessin Cecilie) USAT America (бывшая Америка / USS America ID-3006) и USAT George Washington (бывший Джордж Вашингтон / USS George Washington ID-3018 / USS Catlin AP-19) 30-е годы
Немецкие лайнеры, реквизированные у Германии в Первую мировую войну, на отстое в США. В реке Патаксент у Чесапикского залива стоят на приколе четыре бывших немецких лайнера слева направо: Монтиселло (бывший Кайзер Вильгельм II /USS Agamemnon ID-3004), USAT Mount Vernon (бывший Кронпринцесса Сесилия / Kronprinzessin Cecilie) USAT America (бывшая Америка / USS America ID-3006) и USAT George Washington (бывший Джордж Вашингтон / USS George Washington ID-3018 / USS Catlin AP-19) 30-е годы
Словно выпущенный из катапульты, американский гонщик Кэссиди взлетает в воздух, а за ним следует подушка его сиденья, когда его гоночный автомобиль переворачивается на трассе в Вашингтоне. С сильными ушибами водитель был госпитализирован. Вашингтон, 1936 год.
Словно выпущенный из катапульты, американский гонщик Кэссиди взлетает в воздух, а за ним следует подушка его сиденья, когда его гоночный автомобиль переворачивается на трассе в Вашингтоне. С сильными ушибами водитель был госпитализирован. Вашингтон, 1936 год.
Сдача норм ГТО. Юные бегуньи на стадионе «Юных пионеров», 1938 год, г. Москва
Сдача норм ГТО. Юные бегуньи на стадионе «Юных пионеров», 1938 год, г. Москва
Мода на шляпы, Нью-​Йорк, 1939 год.
Мода на шляпы, Нью-​Йорк, 1939 год.
Немецкие полицейские надевают повязки на глаза полькам, доставленным на автобусе на расстрел в окрестностях села Пальмиры недалеко от Варшавы. 1940 г. Фото сделано тайно польской подпольной разведывательной службой.
Немецкие полицейские надевают повязки на глаза полькам, доставленным на автобусе на расстрел в окрестностях села Пальмиры недалеко от Варшавы. 1940 г. Фото сделано тайно польской подпольной разведывательной службой.
Советские военнопленные солдаты отделились от колонны, идущей на сборный пункт, и пьют воду из замёрзшего ручья. 9 ноября 1941 года.
Советские военнопленные солдаты отделились от колонны, идущей на сборный пункт, и пьют воду из замёрзшего ручья. 9 ноября 1941 года.
«Friendly Fires» (Дружественный огонь). Английский тяжёлый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator из 37-й эскадрильи RAF «V Victor» за мгновение до попадания под 1000-​фунтовые бомбы, сброшенные с другого английского самолета из 70-й эскадрильи «R Roger» 16 марта 1945 г.
«Friendly Fires» (Дружественный огонь). Английский тяжёлый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator из 37-й эскадрильи RAF «V Victor» за мгновение до попадания под 1000-​фунтовые бомбы, сброшенные с другого английского самолета из 70-й эскадрильи «R Roger» 16 марта 1945 г.
К счастью в это раз никто не погиб. Фото Consolidated B-24 Liberator после приземления на базе.
К счастью в это раз никто не погиб. Фото Consolidated B-24 Liberator после приземления на базе.
На фото Ирма Грезе, нацистская военная преступница, надзирательница СС лагерей смерти Равенсбрюк, Освенцим и Берген-​Бельзен. В 1942 году, несмотря на недовольство отца, Ирма вступила во вспомогательные подразделения СС. В том же году в возрасте девятнадцати лет она была направлена на работу в специализированный женский концлагерь Равенсбрюк.
Выжившие заключённые лагеря в своих свидетельских показаниях многократно говорили о жестокости Ирмы Грезе. Она носила тяжёлые сапоги, при ней всегда, помимо пистолета, был плетёный кнут. Для издевательств над заключёнными она использовала эмоциональные и физические методы, пытки и телесные наказания, забивала женщин-​заключённых насмерть, стараясь изувечить лицо, и наслаждалась произвольным отстрелом заключённых. Она морила голодом собак, чтобы потом натравливать их на жертв, и лично отбирала сотни людей для отправки в газовые камеры. Имела среди любовников множество охранников СС, коменданта Бергена-​Бельзена Йозефа Крамера, и врача Йозефа Менгеле.
17 апреля 1945 года, она была взята в плен англичанами. Бельзенский процесс, инициированный британским военным трибуналом, признал ее виновной и приговорил к повешению. В последнюю ночь перед казнью Грезе истерически смеялась и громко распевала песни. Её последним словом на виселице было: «Schneller!» (Быстрее!), обращённое к английскому палачу. Слева направо: ее фото до войны, во время службы в лагере, и во время судебного процесса.
На фото Ирма Грезе, нацистская военная преступница, надзирательница СС лагерей смерти Равенсбрюк, Освенцим и Берген-​Бельзен. В 1942 году, несмотря на недовольство отца, Ирма вступила во вспомогательные подразделения СС. В том же году в возрасте девятнадцати лет она была направлена на работу в специализированный женский концлагерь Равенсбрюк. Выжившие заключённые лагеря в своих свидетельских показаниях многократно говорили о жестокости Ирмы Грезе. Она носила тяжёлые сапоги, при ней всегда, помимо пистолета, был плетёный кнут. Для издевательств над заключёнными она использовала эмоциональные и физические методы, пытки и телесные наказания, забивала женщин-​заключённых насмерть, стараясь изувечить лицо, и наслаждалась произвольным отстрелом заключённых. Она морила голодом собак, чтобы потом натравливать их на жертв, и лично отбирала сотни людей для отправки в газовые камеры. Имела среди любовников множество охранников СС, коменданта Бергена-​Бельзена Йозефа Крамера, и врача Йозефа Менгеле. 17 апреля 1945 года, она была взята в плен англичанами. Бельзенский процесс, инициированный британским военным трибуналом, признал ее виновной и приговорил к повешению. В последнюю ночь перед казнью Грезе истерически смеялась и громко распевала песни. Её последним словом на виселице было: «Schneller!» (Быстрее!), обращённое к английскому палачу. Слева направо: ее фото до войны, во время службы в лагере, и во время судебного процесса.
Рекламная компания студента Джека Берри среди одноклассниц и одноклассников во время выборов президента класса и его помощников в университете Де Поля в Чикаго, США, 1947 год.
Рекламная компания студента Джека Берри среди одноклассниц и одноклассников во время выборов президента класса и его помощников в университете Де Поля в Чикаго, США, 1947 год.
Выборная агитация прошла под лозунгом: «Don’t be a sucker vote for Jack Berry & Jack Dalton» – «Не будь сосунком, голосуй за Джека Берри и Джека Далтона.»
Выборная агитация прошла под лозунгом: «Don’t be a sucker vote for Jack Berry & Jack Dalton» – «Не будь сосунком, голосуй за Джека Берри и Джека Далтона.»
Коронация Елизаветы II, 2 июня 1953 года.
Коронация Елизаветы II, 2 июня 1953 года.
Вид на ДК Алюминщиков, башню с часами и площадь. Новокузнецк 1958 год
Вид на ДК Алюминщиков, башню с часами и площадь. Новокузнецк 1958 год
Задержание полицейскими бастующих негров. Надпись на плакате, изъятом у задержанных: «Если Хрущев может здесь есть, то почему это не можем делать мы». Видимо, протестный  плакат был сделан после визита в США советского лидера, который попробовал в местном заведении гамбургер. Задержанные демонстранты сидят в полицейском фургоне за протестные выступления против запрета посещений неграми заведений, предназначенных только для белых. 1959 год.
Задержание полицейскими бастующих негров. Надпись на плакате, изъятом у задержанных: «Если Хрущев может здесь есть, то почему это не можем делать мы». Видимо, протестный плакат был сделан после визита в США советского лидера, который попробовал в местном заведении гамбургер. Задержанные демонстранты сидят в полицейском фургоне за протестные выступления против запрета посещений неграми заведений, предназначенных только для белых. 1959 год.

Базилика Святого Петра в Ватикане. 1971 год. Она в длину более двух футбольных полей и вмещает стоя почти 80000 человек, как хороший стадион.

Военный конфликт между коалицией арабских государств с одной стороны и Израилем с другой стороны, происходивший с 6 по 23 октября 1973 года. Предпосылками конфликта стало желание Египта и Сирии вернуть территории, потерянные во время предыдущей Шестидневной войны. На фото уничтоженные авиаударом иракских ВВС позиции 329 артиллерийского батальона Армии обороны Израиля с САУ М107 и КШМ М577 во время войны "Судного дня". Сирия. Октябрь 1973 год.
Военный конфликт между коалицией арабских государств с одной стороны и Израилем с другой стороны, происходивший с 6 по 23 октября 1973 года. Предпосылками конфликта стало желание Египта и Сирии вернуть территории, потерянные во время предыдущей Шестидневной войны. На фото уничтоженные авиаударом иракских ВВС позиции 329 артиллерийского батальона Армии обороны Израиля с САУ М107 и КШМ М577 во время войны "Судного дня". Сирия. Октябрь 1973 год.
С ветерком … Одесса, 1975... Фото Дина Конгера
С ветерком … Одесса, 1975... Фото Дина Конгера
«Полёт», 1978. Фотограф Виргилиус Шонта
«Полёт», 1978. Фотограф Виргилиус Шонта
12 августа 1985 года в 18:00, самолет Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines готовился вылететь из Токио в Осаку. Рейс относился к коротким дистанциям и должен был продлиться 54 минуты. На момент взлета на борту рейса JAL 123 12 было 509 человек и 15 членов экипажа. Командиром самолета был опытнейший пилот — 49-​летний Масами Такахама, проработавший в авиакомпании 19 лет. Вторым пилотом стал 39-​летний Ютака Сасаки с 10-​летним стажем работы.
В 18:12 самолет вылетел из токийского аэропорта Ханеда. В 18:24 на высоте 7200 метров одна из стюардесс спросила командира, можно ли приступить к обслуживанию пассажиров. После получения утвердительного ответа в салоне раздался громкий звук, похожий на взрыв. Кабину заволокло белым дымом.
У пилотов сработала сигнализация, оповещающая о внезапном падении давления внутри фюзеляжа. Они никак не могли понять, что произошло, и предположили, что сорваны створки шасси. Бортинженер при этом сообщил о неисправности гидросистемы. Командир корабля решил развернуть самолет и вернуться в Токио, но, когда второй пилот попытался повернуть штурвал, оказалось, что «Боинг» неуправляем. У наземного диспетчера появилось сообщение с номером «7700», означающее, что самолет терпит бедствие. Экипаж и пассажиры надели кислородные маски, срабатывающие в случае разгерметизации самолета.
Пилоты всеми силами пытались лечь на обратный курс, но с каждой минутой ситуация ухудшалась — самолет начал раскачиваться по всем трем осям с возрастающей амплитудой, войдя в жуткий режим «голландского шага». В салоне началась паника, пассажирам становилось плохо. Они молились, плакали, вырывали из блокнотов листы и писали прощальные письма близким. В это время в кабине пилотов пытались вернуть управление над самолетом, используя одну лишь тягу двигателей. Дифференцируя тягу левых и правых турбин, экипажу все-​таки удалось развернуть лайнер в направлении Токио.
Диспетчеры с земли предлагали различные варианты для аварийной посадки самолета, но пилотам не приходилось выбирать — они в любую секунду могли лишиться возможности управления. Попытки начать снижение в районе горы Фудзияма потерпели неудачу. В 18:41 самолет снова вышел из повиновения и сделал круг радиусом 4 км над городом Оцуки. Пилотам удалось вернуть управление. В 18:47 командир корабля сообщил диспетчерам, что самолет неуправляем и вот-​вот врежется в гору. Но экипажу снова удалось избежать столкновения. Однако сразу после этого самолет начал стремительно терять высоту. Пролетев над полуостровом Идзу и заливом Суруга, «Боинг» оказался в горном районе, что делало шансы на счастливое завершение полета минимальными.
Но даже в этой ситуации экипаж продолжал попытки управления тягой двигателей, хотя в один момент самолет едва не упал в штопор. Используя максимальную тягу двигателей и выпуск закрылков от аварийной электросистемы, экипажу удалось выровнять «Боинг». Однако лайнер, опустив нос, устремился на следующую вершину.
Командир самолета выровнял машину, но для избежания очередного столкновения с горой не осталось времени. Крылом были задеты верхушки деревьев — самолет перевернулся и в 18:56 на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака на высоте 1457 метров в 112 километрах к северо-​западу от Токио. На месте катастрофы вспыхнул пожар.

Самолет С-130 ВВС США обнаружил место падения уже через 30 минут после катастрофы. Координаты были переданы японцам, но прибывший вертолет спасательной службы обнаружил, что обломки лежат на крутом склоне, посадка в этом районе затруднительна. Тем более там пылал пожар — командир вертолета принял решение вернуться на базу, доложив, что следов присутствия выживших не обнаружено.
Спасатели прибыли через 14 часов, не рассчитывая встретить живых, но живых было четверо: 26-​летняя Юми Отиаи, 34-​летняя Хироко Ёсидзаки со своей 8-​летней дочерью Микико и 12-​летняя Кэйко Каваками. Юми Отиаи работала стюардессой Japan Airlines, но на тот момент она совершала частную поездку. Именно она сообщила больше всего информации о том, что происходило на борту.
12-​летнюю Кэйко спасатели нашли на дереве — девочку выбросило во время падения самолета. Некоторое время был жив и ее отец, но он не выдержал 14-​часового ожидания. Выживших было много, но помимо травм они получили серьезное переохлаждение после ночи на горе, так и не дождавшись помощи. На месте катастрофы были обнаружены черные ящики и многочисленные письма погибших родным. Вся Япония испытала настоящий шок — родственники погибших громили офисы Japan Airlines, а ее сотрудники избегали появления в людных местах. Президент авиакомпании подал в отставку, не дожидаясь результатов расследования, а руководитель технической службы в аэропорту сделал себе харакири.
Но из-за чего разбился самолет? 13 августа 1985 года эсминец военно-​морских сил самообороны Японии подобрал плававшие в заливе Сагами обломки вертикального и горизонтального оперения «Боинга». Это означало, что в полете самолет лишился киля и рулей высоты. При таких поломках самолет обречен. Более того, он должен был рухнуть практически сразу, но профессионалам-​пилотам удалось удерживать его в воздухе еще полчаса. Их мастерство спасло четыре жизни — спасенных людей могло было быть гораздо больше, если бы не 14-​часовое ожидание.
Но главный вопрос: почему самолет прямо в полете лишился хвоста? Оказалось, что еще 2 июня 1978 года из-за ошибки пилота борт JA8119 ударился хвостовой частью о взлетную полосу аэропорта Осаки, в результате чего был поврежден хвостовой гермошпангоут — переборка, отделяющая хвостовой пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета.
Ремонт проводился в Японии — нужно было укрепить поврежденные половинки гермошпангоута с помощью цельной пластины-​усилителя, закрепленной тремя рядами заклепок. Но вместо установки единого усилителя с тремя рядами заклепок техники использовали два отдельных усиливающих элемента, один из которых был закреплен двойным рядом заклепок, а второй всего лишь одинарным. В ремонтной бригаде решили, что «и так сойдет» — и действительно, самолет успешно продолжал полеты. Но во время взлетов и посадок нагрузки постепенно разрушали металл в местах сверления. Катастрофа стала неизбежной — вопрос был лишь в том, когда она произойдет.
12 августа 1985 года гермошпангоут не выдержал давления от очередного взлета и окончательно разрушился, перебив трубопроводы гидравлических систем. Воздух из салона под высоким давлением ударил в полость вертикального хвостового стабилизатора, выбив его, словно пробку из бутылки шампанского. Самолет потерял управление...
После катастрофы компания Japan Airlines очень долго восстанавливала свою репутацию, а корпорация Boeing ужесточила правила ремонта лайнеров и провела срочную проверку своих лайнеров по всему миру. Но жизни людей было уже не вернуть.
12 августа 1985 года в 18:00, самолет Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines готовился вылететь из Токио в Осаку. Рейс относился к коротким дистанциям и должен был продлиться 54 минуты. На момент взлета на борту рейса JAL 123 12 было 509 человек и 15 членов экипажа. Командиром самолета был опытнейший пилот — 49-​летний Масами Такахама, проработавший в авиакомпании 19 лет. Вторым пилотом стал 39-​летний Ютака Сасаки с 10-​летним стажем работы. В 18:12 самолет вылетел из токийского аэропорта Ханеда. В 18:24 на высоте 7200 метров одна из стюардесс спросила командира, можно ли приступить к обслуживанию пассажиров. После получения утвердительного ответа в салоне раздался громкий звук, похожий на взрыв. Кабину заволокло белым дымом. У пилотов сработала сигнализация, оповещающая о внезапном падении давления внутри фюзеляжа. Они никак не могли понять, что произошло, и предположили, что сорваны створки шасси. Бортинженер при этом сообщил о неисправности гидросистемы. Командир корабля решил развернуть самолет и вернуться в Токио, но, когда второй пилот попытался повернуть штурвал, оказалось, что «Боинг» неуправляем. У наземного диспетчера появилось сообщение с номером «7700», означающее, что самолет терпит бедствие. Экипаж и пассажиры надели кислородные маски, срабатывающие в случае разгерметизации самолета. Пилоты всеми силами пытались лечь на обратный курс, но с каждой минутой ситуация ухудшалась — самолет начал раскачиваться по всем трем осям с возрастающей амплитудой, войдя в жуткий режим «голландского шага». В салоне началась паника, пассажирам становилось плохо. Они молились, плакали, вырывали из блокнотов листы и писали прощальные письма близким. В это время в кабине пилотов пытались вернуть управление над самолетом, используя одну лишь тягу двигателей. Дифференцируя тягу левых и правых турбин, экипажу все-​таки удалось развернуть лайнер в направлении Токио. Диспетчеры с земли предлагали различные варианты для аварийной посадки самолета, но пилотам не приходилось выбирать — они в любую секунду могли лишиться возможности управления. Попытки начать снижение в районе горы Фудзияма потерпели неудачу. В 18:41 самолет снова вышел из повиновения и сделал круг радиусом 4 км над городом Оцуки. Пилотам удалось вернуть управление. В 18:47 командир корабля сообщил диспетчерам, что самолет неуправляем и вот-​вот врежется в гору. Но экипажу снова удалось избежать столкновения. Однако сразу после этого самолет начал стремительно терять высоту. Пролетев над полуостровом Идзу и заливом Суруга, «Боинг» оказался в горном районе, что делало шансы на счастливое завершение полета минимальными. Но даже в этой ситуации экипаж продолжал попытки управления тягой двигателей, хотя в один момент самолет едва не упал в штопор. Используя максимальную тягу двигателей и выпуск закрылков от аварийной электросистемы, экипажу удалось выровнять «Боинг». Однако лайнер, опустив нос, устремился на следующую вершину. Командир самолета выровнял машину, но для избежания очередного столкновения с горой не осталось времени. Крылом были задеты верхушки деревьев — самолет перевернулся и в 18:56 на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака на высоте 1457 метров в 112 километрах к северо-​западу от Токио. На месте катастрофы вспыхнул пожар. Самолет С-130 ВВС США обнаружил место падения уже через 30 минут после катастрофы. Координаты были переданы японцам, но прибывший вертолет спасательной службы обнаружил, что обломки лежат на крутом склоне, посадка в этом районе затруднительна. Тем более там пылал пожар — командир вертолета принял решение вернуться на базу, доложив, что следов присутствия выживших не обнаружено. Спасатели прибыли через 14 часов, не рассчитывая встретить живых, но живых было четверо: 26-​летняя Юми Отиаи, 34-​летняя Хироко Ёсидзаки со своей 8-​летней дочерью Микико и 12-​летняя Кэйко Каваками. Юми Отиаи работала стюардессой Japan Airlines, но на тот момент она совершала частную поездку. Именно она сообщила больше всего информации о том, что происходило на борту. 12-​летнюю Кэйко спасатели нашли на дереве — девочку выбросило во время падения самолета. Некоторое время был жив и ее отец, но он не выдержал 14-​часового ожидания. Выживших было много, но помимо травм они получили серьезное переохлаждение после ночи на горе, так и не дождавшись помощи. На месте катастрофы были обнаружены черные ящики и многочисленные письма погибших родным. Вся Япония испытала настоящий шок — родственники погибших громили офисы Japan Airlines, а ее сотрудники избегали появления в людных местах. Президент авиакомпании подал в отставку, не дожидаясь результатов расследования, а руководитель технической службы в аэропорту сделал себе харакири. Но из-за чего разбился самолет? 13 августа 1985 года эсминец военно-​морских сил самообороны Японии подобрал плававшие в заливе Сагами обломки вертикального и горизонтального оперения «Боинга». Это означало, что в полете самолет лишился киля и рулей высоты. При таких поломках самолет обречен. Более того, он должен был рухнуть практически сразу, но профессионалам-​пилотам удалось удерживать его в воздухе еще полчаса. Их мастерство спасло четыре жизни — спасенных людей могло было быть гораздо больше, если бы не 14-​часовое ожидание. Но главный вопрос: почему самолет прямо в полете лишился хвоста? Оказалось, что еще 2 июня 1978 года из-за ошибки пилота борт JA8119 ударился хвостовой частью о взлетную полосу аэропорта Осаки, в результате чего был поврежден хвостовой гермошпангоут — переборка, отделяющая хвостовой пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета. Ремонт проводился в Японии — нужно было укрепить поврежденные половинки гермошпангоута с помощью цельной пластины-​усилителя, закрепленной тремя рядами заклепок. Но вместо установки единого усилителя с тремя рядами заклепок техники использовали два отдельных усиливающих элемента, один из которых был закреплен двойным рядом заклепок, а второй всего лишь одинарным. В ремонтной бригаде решили, что «и так сойдет» — и действительно, самолет успешно продолжал полеты. Но во время взлетов и посадок нагрузки постепенно разрушали металл в местах сверления. Катастрофа стала неизбежной — вопрос был лишь в том, когда она произойдет. 12 августа 1985 года гермошпангоут не выдержал давления от очередного взлета и окончательно разрушился, перебив трубопроводы гидравлических систем. Воздух из салона под высоким давлением ударил в полость вертикального хвостового стабилизатора, выбив его, словно пробку из бутылки шампанского. Самолет потерял управление... После катастрофы компания Japan Airlines очень долго восстанавливала свою репутацию, а корпорация Boeing ужесточила правила ремонта лайнеров и провела срочную проверку своих лайнеров по всему миру. Но жизни людей было уже не вернуть.
На фото выгрузка в США прибывшего из Афганистана с военной базы Баграм передвижного пункта питания Burger King. Тогдашний командующий Международными силами в Афганистане генерал США Стэнли Маккристал закрыл точки быстрого питания на всех крупных военных базах США в Афганистане потому, что они создавали атмосферу «парка развлечений». Май 2010 года. Правда, скоро все они вернулись обратно...
На фото выгрузка в США прибывшего из Афганистана с военной базы Баграм передвижного пункта питания Burger King. Тогдашний командующий Международными силами в Афганистане генерал США Стэнли Маккристал закрыл точки быстрого питания на всех крупных военных базах США в Афганистане потому, что они создавали атмосферу «парка развлечений». Май 2010 года. Правда, скоро все они вернулись обратно...

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).