Этот необычный двигатель является одним из самых сложных и необычных дизелей в мире. Агрегаты на основе данного двигателя стоят на многих кораблях советской постройки таких как: 1241 "Молния" 1234 "Овод", 1124 "Альбатрос. В настоящее время таким и двигателями оснащаются корабли пр.20800 "Каракурт" и тральщики пр. 12700 "Александрит".
Производством двигателей занимается АО"Звезда" в городе Санкт-Питербурге. Разработка данного двигателя велась в 50-х годах и в 60-х началось производство сверхлегких дизелей звездообразных дизелей. Создание двигателей стало поводом для присвоения заводу наименования "Звезда"
Завод производит двигатели: 56ЧНСП16/17 56 цилиндров и 42ЧНСП16/17 42 цилиндра. На их базе создана линейка дизель редукторных агрегатов, различных габаритов и мощности:
- Звезда M503А, M503В, M512 - агрегаты а базе двигателя 42ЧНСП16/17 42 цилиндра. Оснащены 2-х ступенчатым реверс-редуктором. Мощностью от 1800 до 2500 КВт. Удельный расход топлива таких дизелей составляет 204-211 г/кВт-ч. При работе на номинальной мощности двигатель потребляет от 367-527 кг в час. Если пересчитать суточный расход в литрах, то примерно от 10 до 14 тонн. Конструкция двигателей отличается в основно м передаточным числом редуктора и его конструкцией. Сухая масса 5600 кг. с редуктором.
- Звезда М504А, М504Б, М520 - дизельные двигатели на базе 56ЧНСП16/17 56 цилиндров. Оснащены 2-х ступенчатым реверс-редуктором. Мощностью от 3500 до 4000 КВт. Удельный расход такой же как и 42 поршневой версии. Двигатель кушает от 714-844 кг в час. Суточный расход при работе на а номинальной мощности от 19925 до 23533 литров, зависит от модификации. Сухая масса 7500 кг. с редуктором.
- Звезда М507 - это спаренный дизель 56ЧНСП16/17 в каждом по 56 цилиндров, всего 112. Двигатели соединённы через гидромеханический реверс реверс-редуктор, так называемый верхний и нижний отсек. Редуктор имеет возможность работы любого из дизелей по одиночке так же совместной работе 2-х двигателей на задний и на передний ход. Расход топлива у таких двигателей огромный. Можете умножить расход М504 на 2. Сухая масса 17100 кг. с редуктором.
Двигатели очень довольно сложны в обслуживании, какой-то более или менее серьезный ремонт на борту выполнить практически невозможно. Моторесурс двигателей не превышая т 10 000 часов до кап ремонта это очень немного для дизельных двигателей.
Все двигатели имеют размерность ЧН16/17 это означает что двигатель четррехтактный, снаддувом димаетр цилиндра 160 мм. ход поршня 170 мм.
Наддув обеспечивается при помощи турбокомпрессором, состоящим из одноступенчатого центробежного компрессора, одноступенчатой осевой турбины и привода, осуществляющего механическую связь через гидромуфты между ротором турбокомпрессора и коленчатым валом. Если по простому, то пока двигатель работает на малом ходу наддув обеспечивается гидромеханическим приводом компрессора от коленчатого вала. Аналог "гидромуфты, что стоит в каждой легковой машине". Как только двигатель раскручивается, и выхлопных газов становится достаточно компрессор, начинает вращать турбина.
Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава, при этом рубашка отлита совместно с головкой цилиндра (моноблок).
Такой двигатель вообще аналогов в мире не имеет. Это самый мощный и самый компактный и легкий дизель из всех что когда-либо устанавливались на военные корабли. Но при этом имеет сложную конструкцию, очень прожорлив. Ремонт таких ДВС возможен толкло в заводских условиях, на нем даже форсунки поменять это еще то приключение. Учитывая то что на военных кораблях все очень плотно скомпоновано и во многие места залезть просто нет возможности.
Производством подобных двигателей занимается, как я уже писал АО "Звезда" но темпы производства очень низкие. Завод способен дать 3-4 507 машины в год. Это комплект одного "Каракурта". Завод благополучно сорвал сроки поставки двигателей, после чего произошла смена руководства, возможно что-то наладится но это не произойдет быстро. Самая главна проблема машиностроительной промышленности это кадры. Если в 2-х словах, то некомпетентное руководство и отсутствие необходимого количества квалифицированных рабочих. Еще важным и существенным тормозом является забюрокраченность системы и упорное нежелание отзываться от написания квадриллиона бесполезных бумаг!!
Возможно в ближайшее время все наладится. Двигатели этого типа хочет начать выпускать КМЗ. В интернете есть инфа о том что есть какие-то планы по модернизации данного двигателя. Это кончено правильно, ему бы заменить материалы ЦПГ на боле современные, что несомненно повысит ресурс. Самое главное ему нужна новая топливная система, более эффективная, чтобы снизить прожорливость двигателя.
Возможно имеет смысл заменить это "чудо" на ГТУ. Такой проект прорабатывается для проекта 20800. Так как завод Звезда не может обеспечить необходимое количество двигателей.
Как показывает практика турбины лучше прижились на военном флоте, так как в эксплуатации они значительно проще, а ремонтом личный состав не заниматься. С дизелем все совсем по другому.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.