Найти в Дзене

Историческая записка об Осташковском Знаменском девичьем монастыре.

Первое описание Знаменского монастыря в Осташкове.

Осташковскiй третьекласный дѣвичiй монастырь находится внутри города Осташкова, на западномъ берегу озера Селигера. Онъ расположенъ зданiями на пространствѣ 60 квадратныхъ саженъ и обнесенъ каменною, квадратною оградою, съ четырьмя, поставленными на углахъ оной, каменными же башнями. 

Внутри ограды, среди монастыря, возвышается каменный пяти-главый храмъ Вознесенiя Господня, съ двумя теплыми придѣлами, изъ которыхъ одинъ – во имя Знаменiя Пресвятыя Богородицы, а другой – во имя Усѣкновенiя Главы Iоанна Крестителя. Другой храмъ отдѣльный, во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинской, воздвигнутъ надъ восточною монастырскою стѣною. 

Кельи монахинь и послушницъ расположены также квадратно, примыкаясь заднею частiю строенiя къ оградѣ, а окнами обращены къ храму. Онѣ и прочiя ихъ принадлежности деревянныя, а кельи настоятельницы, трапеза и погребъ, каменные. 

Существованiе этого монастыря не слишкомъ древнее; начало его относится къ царствованiю Царя и Великаго Государя Алексѣя Михайловича, къ 1673 году по Р. Христовѣ; слѣдовательно существуетъ не болѣе, какъ около 178 лѣтъ. Не смотря однако на недавность монастыря, тщанiемъ бывшихъ въ немъ настоятельницъ, онъ поставленъ въ состоянiе довольно блистательное. Храмъ Божiй, какъ внутри, такъ и извнѣ носитъ на себѣ печать немалаго богатсва: достаточенъ и ризницею и утварью, а между иконами, въ ризахъ серебреныхъ съ позолотою и жемчугомъ, имѣетъ у себя икону Тихвинскiя Божiя Матери, такимъ жемчугомъ и драгоцѣнными камнями украшенную, что цѣнность ихъ и опредѣлить трудно точнымъ образомъ. 

Число сестеръ, живущихъ и питающихся въ Осташковскомъ дѣвичьемъ монастырѣ простирается до 100. Для нихъ въ монастырѣ издавна приготовляется общая трапеза. 

Первая мысль объ основанiи этого монастыря родилась въ душахъ трехъ благочестивыхъ старицъ, Екатерины, Марины и Параскевы, къ числу коихъ присоединились еще и другихъ такихъ же старицъ до 30-ти. Но какъ всѣ онѣ, бывъ въ глубокой бѣдности, питались не иначе, какъ милостынею благочестивыхъ осташковскихъ обывателей, то и не могли рѣшительно отважиться на свое предпрiятiе, безъ совѣщанiя съ упомянутыми осташковскими жителями, и обратились къ нимъ, съ объясненiемъ сердечнаго своего помысла, тѣмъ наибольшiй имѣя къ тому поводъ, что въ то время Осташковцы были частiю патрiаршiе, а частiю крестьяне московскаго Iосифовскаго монастыря: равно и мѣсто, гдѣ онѣ думали воздвигнуть монастырь, принадлежало тогда московскому патрiаршему дому. – Жители Осташкова, услышавъ о семъ богоугодномъ намѣренiи, тотчасъ всѣ изъявили готовность помогать старицамъ въ важномъ и святомъ ихъ дѣлѣ. Воодушевленныя такимъ живымъ участiемъ многихъ спопѣшниковъ, старицы, испросивъ себѣ у московскаго Святѣйшаго Патрiарха Питирима предварительное святительское благословенiе, на предметъ ихъ желанiя, немедленно (:1673 года:) обратились и къ Великому Государю Царю Алексѣю Михайловичу съ своимъ прошенiемъ о позволенiи имъ построить монастырь при водахъ Селигера, на осташковскомъ полѣ, въ разстоянiи отъ города съ версту, на мѣстѣ, называемомъ Старое Струговище, противъ дальней часовни . Прошенiе ихъ было изложено точно такимъ образом: 

«Царю Государю и Великому Князю Алексѣю Михайловичу Всея Великiя и Малыя Россiи Самодержцу бьютъ челомъ города Осташкова убогiи Богомолицы твои безмѣстныя старицы, старица Екатерина, старица Марина, старица Парасковья съ сестрами тридцать человѣкъ, живемъ мы Богомолицы твои безмѣстныя въ Осташковѣ городѣ близъ приходскихъ церквей и скитаясь по Осташкову и въ уѣздахъ, кормимся христовымъ именемъ и не въ подначальствiи и монастыря дѣвичья и наставницы у себя игуменьи не имѣемъ ради того что въ Осташковѣ городѣ ради отъ утесненiя дѣвича монастыря нѣтъ, и не бывало и построить не гдѣ, порожнiя земли нѣтъ, и нынѣ мы бѣдныя Богомолицы твои по совѣту тово города Осташкова съ Осташковцы Патрiарши домовыми крестьяне и Iосифова монастыря съ крестьяне изобрали мѣсто ихъ общепорожнiя земли на устроенiе церкви Божiя и дѣвичья монастыря на Осташковскомъ полѣ отъ града съ версту подлѣ Селигера озера на брегу противу долонiя часовни, что на убогомъ мѣстѣ, зовомо Старое Струговище ради того, чтобы близъ тово города Осташкова на томъ порожнемъ мѣстѣ въ вое богомолье учинился дѣвичъ монастырь, и ради многихъ желающихъ ко иноческому душеспасительному житiю. Милосердный Государь Царь и Великiй Князь Алексѣй Михайловичъ всея Великiя и Малыя и Бѣлыя Росiи Самодержецъ, пожалуй насъ Богомолицъ своихъ города Осташкова безмѣстныъ старицъ тридцать человѣкъ, вели Государь на Осташковскомъ полѣ подлѣ Селигера озера на порожней градской общей землѣ, что зовомо Старое Струговище вновь о устроенiи церкви Божiя во имя Знаменiя Пресвятыя Богородицы и въ придѣлѣ Илiи Пророка и дѣвичья монастыря, ради своего Великаго Государя царскаго и многолѣтняго здравiя и вѣчнаго богомолiя, свой Велика Государя милостивый Указъ учинить и дать съ Патрiарша Двора благословенную грамоту и въ церковь Божiю антиминсъ и выбрать изъ насъ наставницу Игуменью и отомъ какъ тебѣ Великому Государю Всемилостивый Господь Богъ по сердцу возвѣститъ чтобы намъ убогимъ Богомольцамъ твоимъ безмѣстнымъ старицамъ, живучи въ мiрѣ, въ прегрѣшенiихъ до конца не погибнуть. Царь Государь смилуйся, пожалуй.» 

Къ сей челобитной попы: Георгiевскiе – Яков, Лука Викулинъ, Кирила; Воскресенскiе – Артемiй Ивановъ, Радивонъ Венедиктовъ, Тихонъ Ѳеодотовъ вмѣсто дѣтей своихъ духовныхъ по ихъ велѣнью руку приложили. 

Государь, разсмотрѣвъ сiе прошенiе, изъявилъ на оное свое соизволенiе и послалъ въ Осташковъ къ Ивану Ивановичу Еврееву, вѣроятно бывшему тогда начальникомъ, слѣдующее повелѣнiе: 

«Отъ царя и Великаго Князя Алексѣя Михайловича Всея Великiя и Малыя и Бѣлыя Россiи Самодержца въ Осташковъ Ивану Ивановичу Еврееву. Въ нынѣшнемъ 1673 году Мая въ 4 день писалъ ты блаженныя памяти къ Великому Господину Святѣйшему Питириму Патрiарху Московскому и всея Россiи и подотписiю своею прислалъ заручную челобитную города Осташкова безмѣстныхъ старицъ Екатерины, да Марины, да Параскевiи съ сестрами 30 человѣкъ, а въ отпискѣ твоей и въ челобитной написано: живутъ де они старицы въ Осташковѣ городѣ близъ приходскихъ церквей, кормятся Христовымъ именемъ, а нынѣ онѣ, по совѣту города Осташкова съ Патрiаршими и Iосифова Монастыря со крестьяны изобрали порожнее мѣсто на осташковскомъ полѣ отъ города съ версту возлѣ Селигера озера на берегу противъ дальнiя часовни на старомъ Струговищѣ да строить дѣвичъ монастырь и воздвигнуть церковь во имя Знаменiя Пресвятыя Богородицы, да въ придѣлѣ Святаго Пророка Илiи и отосланъ тебѣ нашъ Указъ учинить и какъ къ тебѣ сiя наша Великаго Государя грамота придетъ и ты бъ города Осташкова на Патрiаршiй и Iосифова монастыря, на той общей землѣ подлѣ Селигера озера, гдѣ они старицы изобрали мѣсто велѣлъ имъ монастырь строить и церковь воздвигнуть и благословенная грамота имъ на то дана и какъ монастырь построятъ и церковь воздвигнутъ, а изъ нихъ старицъ выбрать Игуменью, ково они между себѣ выберутъ и прислать тое Игуменью къ Москвѣ къ Благословенiю, а ково именемъ Игуменью выберутъ, о томъ ко мнѣ Великому Государю отписать: велѣлъ послать Игуменью явиться въ Патрiаршемъ и въ Дворцовомъ Приказѣ. Писана на Москвѣ лѣто 1673 Iюня 12 день. За скрѣпою Дьяковъ Дениса... да Пимина Панова.» 

Вмѣстѣ съ сею Царскою Грамотою о позволенiи строить Осташковскiй Знаменскiй дѣвичiй монастырь старицы имѣли утѣшенiе получить благословенiе на основанiе того жъ монастыря и отъ Патрiаршаго Московскаго дома. Преосвященнѣйшiй Павелъ, Митрополитъ Сарскiй и Подонскiй, который, между Патрiаршества, какъ сказано въ рукописяхъ, правилъ дѣлами Патрiаршими, изъявилъ старицамъ архипастырское свое соизволенiе на основанiе монастыря сими словами: 

«Божiею милостiю Преосвященный Павелъ Митрополитъ Сарскiй и Подонскiй били челомъ къ Великому Государю Царю и Великому Князю Алексѣю Михайловичу всея Великiя и Малыя и Белыя Россiя Самодержцу города Осташкова безмѣстныя старицы Екатерина, да Марина, да Параскева съ сестрами 30 человѣкъ, а въ заручной челобитной написано: живутъ де они въ городѣ Осташковѣ близъ приходскихъ церквей и скитаются по Осташкову и въ уѣздахъ, кормятся Христовымъ именемъ, монастыря дѣвича и Игуменьи у себя не имѣютъ, а нынѣ онѣ старицы по совѣту города Осташкова съ патрiаршими и Iосифова монастыря крестьяны изобрали мѣсто порожнiя земли, на устроенiе церкви Божiи дѣвича монастыря на Осташковскомъ полѣ отъ города съ версту подлѣ озера Селигера на берегу противъ дальнiя часовни, что на убогомъ мѣстѣ, прозванiемъ старое Струговище и Великому Государю пожаловать бы ихъ, велѣти имъ на Осташковскомъ полѣ озера Селигера на порожней градской общей землѣ построить дѣвичъ монастырь и церковь воздвигнуть во имя Пречистыя Богородицы Знаменiя, да въ придѣлѣ Св. Пророка Ильи, и Азъ Преосвященный Павелъ Митрополитъ Сарскiй и Подонскiй по указу Великаго между патрiаршества благословилъ велѣть имъ на тое церковь лѣсъ ронити и въ томъ лѣсу на томъ мѣстѣ воздвигнуть вновь церковь во имя Пресвятыя Богородицы Знаменiя, да въ придѣлѣ Св. Пророка Илiи, а глава бы была на той церкви на шатровая и олтарь сдѣлать круглой тройной, а въ церкви и въ олтарь сдѣлать трои двери, одни Царскiя, по сторонамъ ихъ Южныя, другiя Сѣверныя подлѣ Царскихъ дверей по правую сторону вначалѣ поставить образъ Всемилостиваго Спаса, а подлѣ того образа образъ Пресвятыя Богородицы настоящаго храма, а полѣвую сторону Царскихъ дверей поставить образъ Пречистыя Богородицы и иные образа по чину, а какъ та церковь и придѣлѣ совершится совсѣмъ и на тое церковь вѣлѣли и антиминсъ дать и освятить тое церковь Попу съ Дiакономъ по правиламъ Св. Апостоловъ и Св. Отецъ. Писана на Москвѣ лѣта 1673 Iюня въ 12 день за крѣпою Дьяка Пимина Панова, скрѣпа на оборотѣ. 

По полученiи сихъ двухъ грамотъ, Царской и Митрополичей, для старицъ не было уже никакого препятствiя приступить къ дѣйствительному основанiю монастыря, слѣдовало только принять имъ въ свое распоряженiе ту самую частицу земли подлѣ озера Селигера, гдѣ монастырь построить онѣ предположили, гдѣ Царь повелѣлъ и Владыко благословилъ. Послѣдняго сего себѣ утѣшенiя челобитчицы поелику неутѣшно желали, то Всевышнiй промыслитель и не соизволилъ искушать ихъ терпѣнiе долговременно. Въ слѣдующемъ же, послѣ указа Государева году, (: т.е. въ 7182 отъ сотворенiя мiра, а отъ Р. Христова въ 1674 году Сентября въ 25 день:) Иванъ Ивановичъ Евреевъ и отвелъ старицамъ точно ту самую землю, которую онѣ просили. У отвода были понятые свидѣтели: Патрiаршей Осташковской слободы староста Иванъ Елецкiй и той же слободы крестьяне: Павелъ Степановъ, Семенъ Крюковъ и другiе имъ подобные. 

Улей какъ ни исправенъ будетъ, рой пчелъ къ нему не пристанет и не уживется, если пчелы не будутъ имѣть руководительницы, называющейся здѣсь обыкновенно маткою. Старицы это знали и, по примѣру пчелъ, расположились не ранѣе оградить себя стѣнами монастырскими, какъ по избранiи и постановленiи надъ собою начальницы съ званiемъ Игуменьи, справедливо думая, что и постройка монастыря во внѣшнемъ отношенiи потечетъ гораздо успѣшнѣе при одной, главной надъ ними. И такъ, въ томъ же 1674 году, старицы и избрали для себя начальницу, только не изъ среды самихъ себя, т.е. тѣхъ самыхъ лицъ, кои просили о позволенiи построить монастырь, и изъ числа которыхъ, по указу Государеву, надлежало избрать Игуменью, а изъ Пелагеиной пустыни, потому что ни одна изъ упомянутыхъ старицъ не согласилась принять на себя игуменское званiе и должность, по неопытности якобы въ жизни иноческой и въ духовныхъ подвигахъ. Новоизбранная монахиня Евпраксiя немедленно и отправилась въ Москву для производства въ санъ игуменскiй и для полученiя на должность архипастырскаго благословенiя, которое и получила отъ Преосвященнѣйшаго Павла Митрополита Сарскаго и Подонскаго съ грамотою, данною ей того жъ 1674 года Марта въ 22 день. 

Письменныхъ нѣтъ свидѣтельствъ, но послѣдствiя доказываютъ, что новопроизведенная Игуменья Евпраксiя лишь вступила въ кругъ назначеннаго ей поприща, тотчасъ занялась со всею охотою и ревностiю постройкою монастыря; а какъ въ семъ случаѣ самая главная, самая первая и существенная была потребность имѣть церковь, то несомнѣнно, что Игуменья начала строить во 1-хъ церковь Знаменскую. Въ какомъ именно году, въ упомянутомъ ли 1674, или позже, когда также церковь кончена, когда освящена, сiе остается неоткрытымъ, по неотысканiю свидѣтельствъ въ рукописяхъ монастыря Знаменскаго. Извѣстно только, что новоустроенная сiя церковь была весьма мала и тѣсна: въ составъ ея входила и общая сестеръ трапеза, отдѣлявшаяся отъ храма, гдѣ молитвы возносились, одною только стѣною. 

Что касается до хозяйственнаго состоянія монастыря того времени, оно представляется въ самой крайней бѣдности. Доходы по церкви были такъ скудны, что ихъ не доставало даже и на свѣчи, на ладонъ и вино для богослуженія, а старицы, находившіяся въ семъ монастырѣ, были столь бѣдны, что кромѣ милостыни не имѣли никакихъ средствъ къ пропитанію. 

Поэтому-то онѣ и обращались нерѣдко съ просьбою о пособіи къ престолу Россійскихъ Монарховъ и отъ щедротъ ихъ получали ругу разными вещами. 

Милость царская сколь ни неупустительно лилась такимъ образомъ на бѣдныхъ старицъ монастыря Знаменскаго, разность однако мѣстъ, изъ коихъ заимствовались вещи ружнаго имъ пособiя, затрудняла нерѣдко до самой крайности, ибо случалось, что по упомянутой причинѣ, онѣ иногда оставались на долгое время и безъ всякаго пропитанiя. 

Евпраксiя, будучи избрана въ Игуменьи изъ Пелагеиной пустыни, правила монастыремъ 17 лѣтъ, съ 1674 года по 1691 годъ. Въ этомъ же 1691 году, послѣ немалыхъ трудовъ, понесенныхъ въ пользу монастыря, съ миромъ отошла ко Господу. 

Въ 1686 году, когда минуло правленiю ея 12 лѣтъ, она, вмѣсто перваго, деревяннаго Знаменскаго храма начала строить новый деревянный же храмъ Вознесенiя Господня. Бывшiй придѣлъ Св. Пророка Ильи тогда упраздненъ, а на мѣсто его устроенъ придѣлъ уже во имя Знаменiя. 

Престолъ Патрiаршiй принадлежалъ въ это время Св. Патрiарху Московскому Iоакиму. Въ прошенiи своемъ къ нему Игуменья выражаетъ необходимость строить новый храмъ, говоря, что будто бы первый храмъ пришелъ въ ветхость. Правда, храмъ деревянный, на скорую руку построенный, въ 12 лѣтъ времени, могъ сдѣлаться ветхим; но всего вѣрнѣе то, что разрушить прежнiй храмъ и строить заставило настоятельницу особое желанiе имѣть домъ Божiй благолѣпнѣйшимъ; ибо первый, сдѣланный на скоро, былъ и малъ и тѣсенъ. 

продолжение следует...

Осташков
1253 интересуются