Он ушёл «Седой ночью», спустя несколько дней после того, как подарил «Белые розы» адвокату, которая помогла ему победить в споре с Андреем Разиным, и сказал слова, ставшие пророческими
Юрий Шатунов ушёл совершенно неожиданно. Он был абсолютно здоровым человеком и его смерти ничто не предвещало. 22 июня он с друзьями за городом отмечал победу в суде над бывшим продюсером Андреем Разиным. Тяжба длилась, то затихая, то разгораясь, с первой половины 1990-х.
Началось всё с того, что в 1992 году Юра покинул «Ласковый май». Что очень не понравилось Андрею Разину. Он считал, что раскрутил никому не известного детдомовского мальчика, и тот должен быть ему обязан всей своей свободой до конца жизни. Не вышло. Юра теперь уже сам мог легко собирать концертные залы и стадионы, исполняя старые добрые «Белые розы», «Розовый вечер», «Седую ночь». Петь которые ему, по его же словам, разрешил автор песен, отец «Ласкового мая» Сергей Кузнецов, руководивший в Юрином интернате музыкальным кружком.
Разин посчитал такое несправедливым и попытался запретить бывшему солисту гастролировать с хитами, права на которые, как ему казалось, принадлежали исключительно ему, как человеку, вложившему деньги в их раскрутку.
Тогда это не вышло, но и повода для серьёзной конфронтации особенного не было: популярность «Ласкового мая» была так высока, а страна наша столь необъятна, что и Юрию, с его сольными программами, и Андрею, с несколькими параллельными составами группы, на жизнь более чем хватало. Поэтому долгое время друзья-конкуренты жили достаточно мирно. Андрей даже в 2006 году стал крёстным отцом первого сына Юрия, Дэниса.
Однако постепенно ситуация менялась. И уже в середине прошлого десятилетия конкуренция на хитах «Ласкового мая выросла настолько, что мирное сосуществование на одном поле стало невозможно.
Чтобы раз и навсегда решить вопрос, Шатунов съездил в Оренбург, где на пенсию по инвалидности 8000 рублей и 2000 рублей авторских отчислений, жил (да и сейчас живёт) тот самый Сергей Кузнецов, который когда-то в интернате взял в свой музыкальный кружок перспективного мальчишку. Домой Юра вернулся с подписанным договором, по которому «Кузя», как ласково называли его детдомовские, официально передал ему все права на песни группы «Ласковый май».
Однако это не стало завершением конфликта, поскольку Разин тут же заявил, что подобный договор с Кузнецовым заключил значительно раньше, ешё в 1992 году, а в 2005 они заключили сделку, по которой продюсер стал единоличным обладателем хитов группы.
«Шатунов, - писал он в 2020 году на страницах газеты «Аргументы недели», – согласно договору от 14.09.2013 года, без моего ведома не имеет права ни выступать на сцене — ни с концертами, ни с сольными номерами, ни давать никаких пресс-конференций ни на какую тему. Он вообще не имеет права разговаривать публично, о чём угодно разговаривать — о семье, о погоде, о лошадях или грибах — он не имеет права рта раскрыть без моего дозволения. А уж тем более давать интервью и записывать теле- и радиопередачи».
Результатом этого заявления и стала подача Шатуновым заявления в суд. В который Андрей Разин принёс копии этих своих договоров и контрактов. На требования судьи предоставить оригиналы, продюсер ответил, что они были украдены несколько лет назад.
Проведённая почерковедческая экспертиза показала, что подписи Кузнецова на бумагах от 1992 и от 2005 года абсолютно идентичны. То есть, не просто похожи, что было бы нормально, а будто срисованы под копирку, что абсолютно нереально.
Кроме того, в бумагах нашлось ещё множество несостыковок. Так, из 27 песен три дублируются, но под разными названиями. А две из упомянутых и вообще принадлежат не Кузнецову, а другому автору, Анатолию Мишаеву. Находящийся в здравом уме и трезвой памяти 56-летний Сергей Кузнецов такой контракт подписать точно не мог. О чём он не раз заявлял.
Учитывая всё это 17 июня 2022 года суд признал предоставленные Разиным документы сфальсифицированными и закрепил за Юрием Шатуновым права на весь репертуар «Ласкового мая».
Вот это радостное событие и отмечал Юрий с друзьями в доме у нынешнего директора Аркадия Кудряшова. Тот тоже был в свое время директором и администратором разинских групп «Мираж» и «Ласковый май».
Крепких напитков не было, пили пиво с раками. Шатунов чувствовал себя прекрасно, но незадолго до полуночи почувствовал сильную боль в сердце. Как на зло, Кудряшов, как и Шатунов, оказался на редкость здоровым человеком, и в его доме не нашлось не то что нитроглицерина, но и примитивного валидола. Шатунову становилось все хуже, боль усиливалась, и друзья повезли его в ближайший медпункт, до которого было минут десять. Там врачи сразу вызвали реанимационную бригаду, которая отвезла его в больницу, расположенную недалеко от аэропорта «Домодедово».
Сердце остановилось в «скорой помощи». Случился обширный инфаркт. В больницу Шатунова привезли в состоянии клинической смерти. Врачи пытались его спасти, но тщетно.
А за два дня до этого Юрий дал последнее в своей жизни интервью телекомпании НТВ, в котором смеясь рассказал о своей победе. Комментируя попытки Разина оспорить решение суда, Юрий напророчил:
– Всё, что он пытается сделать, я это называю «судороги предсмертные».
Через два дня это пророчество обернулось против него…
Друзья! Даже если вы не верите в провидение, будьте осторожны со словами. Тем более с тему, что сказаны на многомиллионную аудиторию.
Ну, и ещё.
Даже если вы очень здоровый человек, всегда носите с собой какое-нибудь сердечное средство. Даже если вам оно не понадобится, вы можете спасти другого человека!
Валерий ЧУМАКОВ
Фото: shatunov.com, wikipedia.org
© "Белорус и Я", 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!