📅 Звуковой календарь 26/06/2022
95 лет назад родился Владимир Мотыль (1927-2010) - кинорежиссер, снявший известные фильмы «Женя, Женечка и “катюша”», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и другие картины. Владимир Мотыль родился в г. Лепель Белорусской ССР. Его отец работал слесарем, был репрессирован и погиб в 1931 г. После его ареста Владимир жил в ссылке в городах Северного Урала с матерью, которая работала в местных детдомах.
Изначально Владимир планировал связать свою жизнь с театром. В школьные годы он создал театральный кружок, в котором ставил небольшие пьесы, расписывал декорации и сам играл в спектаклях. После школы он учился в Свердловском театральном училище, которое окончил в 1948 г. В это время Владимир Яковлевич уже работал как актер и режиссер в театрах Свердловска, Свердловской и Тульской области. В 1955-1957 г. Мотыль был главным режиссером Свердловского театра юного зрителя.
В 1957 г. Мотыль окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета им. А. М. Горького. В этом же году он начал работать в кино, став помощником кинорежиссера на Свердловской киностудии. Его режиссерский дебют состоялся в 1962 г. на киностудии «Таджикфильм» с фильмом «Дети Памира». А первая известность пришла к Мотылю в 1967 г. с фильмом-трагикомедией о войне «Женя, Женечка и “катюша”». Его сняли уже на студии «Ленфильм», и сценарий к нему Мотыль написал вместе с поэтом и музыкантом Булатом Окуджавой.
Владимир Яковлевич вспоминал, что уже после этого фильма кинематографическое руководство невзлюбило его: несмотря на успех у зрителей, «Катюшу» критиковали за «безыдейный подход к войне», и в дальнейшем режиссер с большим трудом «пробивал» свои новые фильмы. В 1960-е гг. он безуспешно пытался получить разрешение на съемку фильма-экранизации повести Вениамина Каверина «Семь пар нечистых».
Сложная судьба была и у следующей, самой известной картины Владимира Мотыля - «истерна» «Белое солнце пустыни» о приключениях красноармейца Федора Сухова. Режиссер вспоминал, что съемки фильма и выход на экраны этой легендарной картины трижды могли сорваться или вовсе не состояться. Будучи опальным кинорежиссером, он был практически лишен возможности снимать фильмы, но Григорий Наумович Чухрай пригласил его на свою экспериментальную киностудию и тем самым обеспечил ему возможность работать. А уже законченная картина лежала «на полке» до тех пор, пока ее, по слухам, не посмотрел и не одобрил лично Леонид Брежнев. Фильм вышел на экраны в 1969 г. и вошел в число самых популярных советских кинокартин.
Еще один свой известный фильм «Звезда пленительного счастья» Владимир Мотыль снял в 1975 г. Он посвящен судьбам декабристов и их жен, которые последовали за ними в места ссылки.
Среди других кинокартин, снятых Владимиром Мотылем, фильмы «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» (1984) по мотивам произведений А. П. Чехова, «Расстанемся, пока хорошие» (1991) по мотивам новеллы Ф. А. Искандера, «Несут меня кони» (1996) по мотивам повести «Дуэль» и других произведений Чехова. Последний фильм Мотыля «Багровый цвет снегопада», действие которого разворачивается в годы Первой Мировой войны, был закончен в 2008 г.
Предлагаем послушать фрагмент беседы с Владимиром Яковлевичем Мотылем в связи с выходом его фильма «Лес» по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского (запись 1987 г.). Владимир Яковлевич рассказывает, что побудило его обратиться именно к этой пьесе, рассуждает, почему и как кинематографистам стоит работать с классикой, и делится мыслями о том, почему он не считает выбранное название фильма удачным:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/26-06-2022
#владимирмотыль #мотыль #кинорежиссер #режиссер #кино #театр #фильм #звуковойкалендарь #ргафд
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.