Самые ранние колоды существенно отличались друг от друга образами, структурой и номерными значениями. Колода из 78 карт, ставшая прообразом современного Таро, появилась в конце XVI века. В своем оригинальном виде она используется по сей день и называется «Марсельское Таро».
В конце XIX века, в дополнение к традиционной форме, возникли еще две колоды, вызвавшие большой интерес. Первая из них – Таро Эттейллы. Ее создателем был маг Аллиетте, который назвал колоду своим именем, только наоборот. На сегодняшний день эта колода почти забыта. Вторая – Таро Освальда Вирта, оформленная довольно скромно, но до сих пор признаваемая лучшей некоторыми экспертами.
Однако наибольшим спросом в наши дни пользуются колоды, созданные в XX столетии.
Таро Райдера – Уэйта
Артур Эдвард Уэйт (1857–1942) родился в Америке, но вырос и получил образование в Англии. Он был великим Магистром широко известного на рубеже XIX–XX веков эзотерического общества – Герметического ордена Золотой Зари. После длительного, всестороннего изучения Таро Уэйт совместно с Памелой Колман Смит (1878–1951) разработал свою колоду, основываясь на глубоких знаниях в этой области.
Его карты, впервые увидевшие свет в 1908 году, имели одну особенность, благодаря которой завоевали широкую популярность во всем мире. Дело в том, что до этого из 78 карт Таро лишь 22 Старших Аркана и 16 фигурных карт Младших Арканов были иллюстрированы. Иногда рисунки были также и у тузов. Все остальные карты были представлены лишь количественными изображениями символов масти, соответствующими номеру карты. Так, на Тройке Кубков были нарисованы три Кубка, на Восьмерке Мечей можно было увидеть лишь восемь Мечей и т. д. Интерпретировать такие карты было так же легко и одновременно так же трудно, как, например, говорить о значении Тройки червей или Восьмерки пик. Качественно новым элементом, привнесенным Уэйтом и Памелой Смит, были иллюстрации к каждой карте Младших Арканов, отображающие их значение. Художница Памела Смит воплотила в них ярчайшие образы, которым и обязана своей популярностью колода. К сожалению, имя Памелы Смит не фигурирует в названии колоды, известной как «Таро Райдера» или «Таро Райдера – Уэйта», поскольку Уильям Райдер был издателем Уэйта.
Особенности Таро Райдера-Уэйта
Уэйт и Памела Смит, следуя образам предыдущих колод, зачастую дополняли карты своими символами. Наиболее существенным изменением явился новый образ шестого козыря – карты «Влюбленные».
Ранее на ней изображался молодой человек, стоящий перед выбором между матерью (отчим домом) и возлюбленной (его собственным путем). Парящий над ним Купидон нацелил свою стрелу в сердце юноши. Как только он выстрелит, молодому человеку необходимо будет принять смелое решение, подсказываемое сердцем. Свободный выбор, порожденный глубинами подсознания, – таково точное значение карты в традиционном Таро.
Уэйт назвал эту карту «Влюбленные» и выразил в ней идею чистой любви Адама и Евы, возникшей еще до изгнания из рая. Он также поменял последовательность карт Старших Арканов, переставив местами Справедливость и Силу. Можно предположить, что мотивом к этому послужило его собственное восприятие Каббалы как ключа к пониманию карт.
Новые колоды Таро
Около 500 лет назад Альбрехт Дюрер создал ксиллограф (медные дощечки с выпуклыми изображениями, с которых потом делаются бумажные оттиски) колоды Таро Андреса Мантенья. С тех пор возникают все новые и новые версии.
В начале 70-х годов XX века резко возрос интерес к Таро, в связи с чем появилось великое множество различных колод. Сейчас их насчитывают более 500. Среди выдающихся в своем роде можно назвать Таро Германа Хейндля, снабженное великолепными комментариями Рейчел Поллак. Таро Бафомета, ныне не издаваемое и являющееся в некотором смысле раритетом, создано швейцарским художником Гансом Руди Гигером, получившим Оскара за свою работу в фильме «Чужой». Про эту необычную колоду много писал Акрон.
Еще одна колода, заслуживающая внимания, – Таро Дали, выполненная на основе работ выдающегося художника XX века Сальвадора Дали. Изобретая новые образы и интерпретации карт, все художники и авторы, тем не менее, неукоснительно следуют традиции.