Найти тему

Аквамен вместо Ихтиандра

Однажды, услышав упоминание о фантастическом героя романа Александра Беляева, Ихтиандре,  меня спросили юные гости выставки "Маяка Истории" : — А этот Человек-Амфибия это родственник Аквамена?
Однажды, услышав упоминание о фантастическом героя романа Александра Беляева, Ихтиандре, меня спросили юные гости выставки "Маяка Истории" : — А этот Человек-Амфибия это родственник Аквамена?

Жизнь летит, время не стоит на месте. Знакомо? То, что памятно и дорого нам - пустой звук для других. Зона жизни культурных ценностей, которые ещё вчера казались вечными - теперь сократилась до жизни одного поколения. Как? Взять хотя бы для примера - интерес к популярной литературе. Детским приключениям, фантастике.

Невзирая ни на что, идеи и герои классической детской литературы ещё не ушли в прошлое. Но сейчас это больше идёт в рамках конкурсов косплея, дополнительного образования и рекомендаций к внеклассному чтению.
Невзирая ни на что, идеи и герои классической детской литературы ещё не ушли в прошлое. Но сейчас это больше идёт в рамках конкурсов косплея, дополнительного образования и рекомендаций к внеклассному чтению.

"Робинзон Крузо", "Три мушкетёра", "Война миров", "Таинственный остров"... Кто из молодых с ходу назовёт их авторов? А ведь это книги (фильмы) - которые читали, смотрели целые поколения и не один десяток лет. Культурный код, который был понятен и деду и внуку. Одновременно.

Ну ладно, оставим зарубежную классику. Кто вспомнит сейчас автора "Человека-Амфибии" - советского класика фантастики - писателя Александра Беляева? Ведь есть новый "Аквамен" . У него даже нет конкретного автора. Это продукт вселенной комиксов.

Конечно, речь не о современных ремейках. Это мы уже проходили: "Служебный роман, наши дни", "Ирония судьбы - продолжение"... В 2000-х пытались, кстати, и "Человека - Амфибию" перезапустить. Кто вспомнит тот сериал?

Речь скорее о новой литературе, новых героях и образах. Которые опирались бы на наши традиции, а не на "комиксовые клише."
К сожалению, программа образования заметно отстаёт. Если в детский писатель Владислав Крапивин попал в рекомендации к "веклассному чтению" только сейчас, когда в образование пришли его повзрослевшие читатели? Конечно - надо общаться с детьми, искать и находить современную литературу, поддерживать её авторов. Сейчас, а не потом.

По повести В.Крапивина "Бегство рогатых викингов" даже сняли детский фильм. Собирая средства "краудфандингом" (с миру по нитке).
По повести В.Крапивина "Бегство рогатых викингов" даже сняли детский фильм. Собирая средства "краудфандингом" (с миру по нитке).

Современные попытки сыграть на чужом поле западных комиксов породили российские "шедевры" типа "Чумного доктора" или "Защитников". Надо ли говорить, что они провалились даже среди своей целевой аудитории.

В литературе есть единичные удачи. Так, автор Ник Горькавый написал фантастическую детскую трилогию "Астровитянка". Вполне достойная книга, популяризирующая в том числе и науку и престиж учёбы.

Иллюстрации к книге Н.Горькавого "Астровитянка"
Иллюстрации к книге Н.Горькавого "Астровитянка"

И не беда, что главную героиню зовут Николь Гринвич, космический лицей, в котором она учится - зовут "Лунным Хогвартсом" (его основали фанаты "Гарри Поттера"), а сам автор трудится... в Америке астрономом.
Всё таки в книге больше того, что понятнее и ближе именно тем, кто родился и живёт на территории бывшего СССР.

Даже обряд распределения по факультетам ведёт "умная" шляпа, подключённая к базе  данных. Но с виду — волшебный оракул из первого "Гарри Поттера".
Даже обряд распределения по факультетам ведёт "умная" шляпа, подключённая к базе данных. Но с виду — волшебный оракул из первого "Гарри Поттера".

Будут ли нужны современным детям старая "Снежная королева" или, например, сказка "Морозко"? Наверное частично "да", не уже в том значении, что раньше. Ведь есть же сейчас поклонники... старых диафильмов. Но в целом, прогресс не остановить. И фильмы вроде "Последнего богатыря" или "Книга мастеров" (компромисс между сказкой и современной подачей) — нужны. Но должны ли они потом "перерастать" в поделки вроде уже упомянутых "Мстителей" (это где супергерой русский медведь) — вот в чём вопрос.

Вот такой персонаж - в виде медведя-оборотня. ;) Кадр из фильма "Защитники".
Вот такой персонаж - в виде медведя-оборотня. ;) Кадр из фильма "Защитники".


В нашей реальности, такое пока не "заходит" широкой публике. Но шаг в сторону уже сделан, старое литературное наследие уже непопулярно.

За это отвечает "образовательная и культурная" политика. Точнее, должна отвечать. Но по факту нет. И вопрос даже не в зарплатах. Приведу пример.

Кадры из фильма "Дайте нам мужчин" (СССР, 1985).
Кадры из фильма "Дайте нам мужчин" (СССР, 1985).

В далёком 1985 году в свет вышел советский художественный фильм "Дайте нам мужчин!" Сюжет его касается школы, посвящён особенностям работы вожатого и педагога с детьми. А смысл названия фильма заключён в том, что в школах по факту работает очень мало педагогов-мужчин. Вот, собственно дети и пытаются решить эту проблему, когда узнают - что старшеклассник, их вожатый, собирается после выпускного поступать... в театральный вуз. Школьники хотят этому помешать. Но как мотивировать своего вожатого поступить в пединститут? И ребята таки придумали!

В общем, сегодня интересно с высоты взрослых лет пересмотреть эту картину. Невольно сравнил.

Сейчас в сфере образования и культуры, наблюдаю растущее гендерное неравенство. Во многих местах (если это не южные республики где социальные позиции мужчин традиционно сильны) — и выпускников, и даже опытных преподавателей, на работу берут неохотно. Потому, что они — мужчины. Разумеется есть исключения (ОБЖ, труд, физкультура, реже — история или физика).

Из презентации программ по занятиям в музеях (из архива автора канала).
Из презентации программ по занятиям в музеях (из архива автора канала).

Но на гуманитарные позиции, на вакансии педагога-организатора, воспитателя — всё чаще слышится "нет".

Причём дело как раз оказывается... В хорошей анкете!
Это когда мед. книжка, нужные допуски, справки и рекомендации — имеются, но... не помогают.
Отговорки разные. Самая интересная, которую слышал лично я:

— Вы прекрасный специалист, а у нас ничего особенного в вакансии нет. Вы всё равно от нас уйдёте...

Примеры практического занятия в рамках кружковой работы педагога-организатора.
Примеры практического занятия в рамках кружковой работы педагога-организатора.

Вот такие нынче времена. Но это не мешает делать творческий проект здесь и сейчас. До встречи на канале "Маяк Истории".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц