Жизнь летит, время не стоит на месте. Знакомо? То, что памятно и дорого нам - пустой звук для других. Зона жизни культурных ценностей, которые ещё вчера казались вечными - теперь сократилась до жизни одного поколения. Как? Взять хотя бы для примера - интерес к популярной литературе. Детским приключениям, фантастике.
"Робинзон Крузо", "Три мушкетёра", "Война миров", "Таинственный остров"... Кто из молодых с ходу назовёт их авторов? А ведь это книги (фильмы) - которые читали, смотрели целые поколения и не один десяток лет. Культурный код, который был понятен и деду и внуку. Одновременно.
Ну ладно, оставим зарубежную классику. Кто вспомнит сейчас автора "Человека-Амфибии" - советского класика фантастики - писателя Александра Беляева? Ведь есть новый "Аквамен" . У него даже нет конкретного автора. Это продукт вселенной комиксов.
Конечно, речь не о современных ремейках. Это мы уже проходили: "Служебный роман, наши дни", "Ирония судьбы - продолжение"... В 2000-х пытались, кстати, и "Человека - Амфибию" перезапустить. Кто вспомнит тот сериал?
Речь скорее о новой литературе, новых героях и образах. Которые опирались бы на наши традиции, а не на "комиксовые клише."
К сожалению, программа образования заметно отстаёт. Если в детский писатель Владислав Крапивин попал в рекомендации к "веклассному чтению" только сейчас, когда в образование пришли его повзрослевшие читатели? Конечно - надо общаться с детьми, искать и находить современную литературу, поддерживать её авторов. Сейчас, а не потом.
Современные попытки сыграть на чужом поле западных комиксов породили российские "шедевры" типа "Чумного доктора" или "Защитников". Надо ли говорить, что они провалились даже среди своей целевой аудитории.
В литературе есть единичные удачи. Так, автор Ник Горькавый написал фантастическую детскую трилогию "Астровитянка". Вполне достойная книга, популяризирующая в том числе и науку и престиж учёбы.
И не беда, что главную героиню зовут Николь Гринвич, космический лицей, в котором она учится - зовут "Лунным Хогвартсом" (его основали фанаты "Гарри Поттера"), а сам автор трудится... в Америке астрономом.
Всё таки в книге больше того, что понятнее и ближе именно тем, кто родился и живёт на территории бывшего СССР.
Будут ли нужны современным детям старая "Снежная королева" или, например, сказка "Морозко"? Наверное частично "да", не уже в том значении, что раньше. Ведь есть же сейчас поклонники... старых диафильмов. Но в целом, прогресс не остановить. И фильмы вроде "Последнего богатыря" или "Книга мастеров" (компромисс между сказкой и современной подачей) — нужны. Но должны ли они потом "перерастать" в поделки вроде уже упомянутых "Мстителей" (это где супергерой русский медведь) — вот в чём вопрос.
В нашей реальности, такое пока не "заходит" широкой публике. Но шаг в сторону уже сделан, старое литературное наследие уже непопулярно.
За это отвечает "образовательная и культурная" политика. Точнее, должна отвечать. Но по факту нет. И вопрос даже не в зарплатах. Приведу пример.
В далёком 1985 году в свет вышел советский художественный фильм "Дайте нам мужчин!" Сюжет его касается школы, посвящён особенностям работы вожатого и педагога с детьми. А смысл названия фильма заключён в том, что в школах по факту работает очень мало педагогов-мужчин. Вот, собственно дети и пытаются решить эту проблему, когда узнают - что старшеклассник, их вожатый, собирается после выпускного поступать... в театральный вуз. Школьники хотят этому помешать. Но как мотивировать своего вожатого поступить в пединститут? И ребята таки придумали!
В общем, сегодня интересно с высоты взрослых лет пересмотреть эту картину. Невольно сравнил.
Сейчас в сфере образования и культуры, наблюдаю растущее гендерное неравенство. Во многих местах (если это не южные республики где социальные позиции мужчин традиционно сильны) — и выпускников, и даже опытных преподавателей, на работу берут неохотно. Потому, что они — мужчины. Разумеется есть исключения (ОБЖ, труд, физкультура, реже — история или физика).
Но на гуманитарные позиции, на вакансии педагога-организатора, воспитателя — всё чаще слышится "нет".
Причём дело как раз оказывается... В хорошей анкете!
Это когда мед. книжка, нужные допуски, справки и рекомендации — имеются, но... не помогают.
Отговорки разные. Самая интересная, которую слышал лично я:
— Вы прекрасный специалист, а у нас ничего особенного в вакансии нет. Вы всё равно от нас уйдёте...
Вот такие нынче времена. Но это не мешает делать творческий проект здесь и сейчас. До встречи на канале "Маяк Истории".