Найти тему
Будни туриста

По примеру богов. Часть 1.

#181

Выставка в Третьяковской галерее.

Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) — крупнейший мастер европейского академизма, фигура международного масштаба.

Поляк по происхождению, родившийся в Харькове, учившийся в Петербурге, в конце концов, обосновавшийся в Италии - есть ли сейчас смысл спорить, к какой культуре он принадлежал, к русской, польской, итальянской. Это был и есть настоящий классик настоящего искусства.

На выставке представлено 50 работ Генриха Семирадского, и столько же произведений его учеников и соратников из российских и зарубежных собраний.

-2
-3

Название выставки взяли от картины художника По примеру богов (1888.

Сейчас хранится в Национальной галерее Армении, Ереван).

-4

Юные влюбленные уединились в весеннем саду на берегу водоема среди расцветающей южной природы. Художник изобразил их на фоне мраморной скульптурной группы «Амур и Психея» — римской копии II века н. э. с несохранившегося греческого оригинала, ныне находящейся в Капитолийском музее в Риме. Миф о любви сына богини Венеры Амура и прекрасной дочери царя Психеи был хорошо знаком образованной публике второй половины XIX века. Эта история дошла до нашего времени в пересказе римского автора II века до н. э. Апулея.

Возлюбленной Амура Психее было строжайше запрещено видеть своего жениха. Он приходил к ней только под покровом ночной темноты. Но Психея пренебрегла запретом. Она зажгла масляный светильник и поднесла его к спящему Амуру, желая рассмотреть его лицо. Горячая капля упала на плечо бога, он проснулся и в гневе покинул Психею. Стремясь вернуть свою любовь, Психея прошла долгий путь, полный тяжелых испытаний, и даже спустилась ради любимого в подземное царство мертвых. Боги Олимпа вознаградили Психею, даровав ей бессмертие, и соединили влюбленных узами брака.

Семирадский часто наполнял свои картины «говорящими» деталями: переднюю часть ладьи украшает скульптурное изображение лебедя — символа верности, о чистоте чувств влюбленных говорит статуя Венеры Стыдливой (Venus Pudica), стоящая в нише грота в глубине картины. Перед статуей — курящийся жертвенник. Сама поза, в которой изображена влюбленная пара, повторяет позу мраморных героев античного мифа. Любовь уподобляет земных юношу и девушку, замерших в поцелуе, бессмертным богам.

Картина была столь популярна, что не раз повторялась художником.

«Танец среди мечей»

-5

Уменьшенное повторение одноименной утраченной картины, исполненной по заказу К.Т. Солдатенкова. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Судя по всему, на картине Семирадского изображена гетера. Только гетерам было дано право присутствовать на мужских пирах и развлекать гостей искусными танцами, пением или беседой. Будоражит опасная близость коротких мечей к обнаженному телу женщины. Зритель, как в кино, переживает притаившиеся за фасадом идиллической сцены скрытые угрозы: при одном неверном движении мечи могут поранить нежную кожу.

Трудно кратко описать своими словами картину, я приложу отзыв Генрика Сенкевича о картине.

-6

Картина "Оргия времен Тиберия на острове Капри" (Румянцевский музей, собрание К.Т. Солдатенкова)

-7

отсылает зрителя к мрачным временам римского императора Тиберия Клавдия Нерона (42 до н.э. – 37 н.э.), пасынка императора Августа. Тиберий, в конце своего правления уединившийся на Капри, прославился буйными оргиями и жестокими казнями. Одним из источников сюжетной канвы полотна Семирадского видимо послужили слова Тацита: «Этот остров особенно нравился ему потому, что высадиться на него можно было только в одном… месте, и что со всех сторон его окружали высокие и чрезвычайно крутые скалы, а море здесь отличалось глубиной… На Капри до сих пор еще показывают место, где император производил казни. Отсюда он в своем присутствии приказывал бросать осужденных в море, после долгих и утонченных пыток…»

Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

-8

Картина стала итоговым произведением Семирадского за период обучения в Императорской Академии художеств. За нее художник был удостоен большой золотой медали и правом на долгосрочную поездку в Европу.

Сюжетом послужило событие из античной истории, описанное Плутархом. Враги пишут письмо Александру Македонскому, где обвиняют греческого врача Филиппа в том, что тот предал царя и подмешал яд в приготовленное для него лекарство. Александр показал письмо Филиппу. Пока Филипп в ужасе читал его, Александр, доверчиво глядя на врача, выпил лекарство и здоровым вернулся к своему войску.

-9

Грешница. 1873. Холст, масло.

Государственный Русский музей.

-10

Картина стала первым большим успехом Семирадского.

Президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович заказал ему грандиозное полотно и предложил сюжет на тему поэмы Алексея Толстого «Грешница».

-11

В поэме описывается встреча Христа с красавицей-блудницей и духовно-нравственное перерождение героини под влиянием личности Учителя. Творческие взгляды и методы художника и поэта оказались очень близки.

Композиция картины разделена на две части: слева — Христос и его последователи, справа — куртизанка с толпой поклонников. Так, в картине сталкиваются два мира — христианский и языческий.

Мультимедийная экспозиция рассказывает, как художник искал правильные черты и ракурсы для написания фигур картины.

-12
-13
-14

Сам художник объяснял, почему его работы такие дорогие, рассказывал о совместной работе с фотографом Микеле Манга, как тщательно они выстраивали фигуры, аккуратно укладывали каждую складочку одежды, как фотографировали все с помощью различных новомодных приспособлений, в т.ч. применяли фокусировочную рельсу и т.д.

-15

Картина имела огромный успех. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене она была удостоена медали «За искусство». В том же году после демонстрации картины в Петербурге художнику было присвоено звание академика. Картину приобрел наследник престола за 10 000 рублей.

-16

Однако со стороны демократического лагеря создатель картины подвергся яростной критике.

"Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах" - так отзывался о нем Илья Репин.

Владимир Стасов, критик, про картину сказал: "Вовсе не следует говорить о ней как о серьезном историческом создании".

Эти отзывы несколько омрачили отношение к Семирадскому в России, но время все расставило на свои места.

-17

Христос у Марфы и Марии.

1886. Холст, масло.

Государственный Русский музей.

-18

Темой для картины послужил сюжет из Евангелия от Луки: «Когда Иисус и его ученики были в пути, он пришел в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария, которая сидела у ног Господа и слушала то, что он говорил. Но Марфа была отвлечена всеми приготовлениями, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: “Господи, неужели тебя не волнует, что моя сестра оставила меня делать эту работу одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!” — “Марфа, Марфа, — ответил Господь, — ты беспокоишься и расстраиваешься из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не будет отнято у нее”».

У ног Христа сидит Мария, вслушиваясь в слова Учителя. В глубине дворика стоит на ступенях старшая сестра Марии Марфа, вышедшая из дома, где она хлопотала по хозяйству, готовясь принять гостя. Эта наполненная необыкновенной гармонией сцена происходит в саду, среди старых олив и белых построек, по которым скользят и играют блики солнечного света. Современная Семирадскому критика писала: «И стены, и ступени, и серебристая маслина, и тихий дворик представляют тихий поэтический пейзаж, какого тщетно мы искали бы у специалистов по пейзажной живописи на той же академической выставке».

Под увитым диким виноградом навесом, под могучими кронами вековых деревьев царит божественная гармония. Юная Мария внимает словам Иисуса Христа рядом с кустом цветущих роз. Рядом с главными героями картины — голуби, клюющие зерно. Этот простой и на первый взгляд бытовой мотив наполнен внутренним смыслом: голуби — символ Святого Духа, благословения, чуда, посетившего дом Марфы и Марии.

Трудный выбор (Женщину или вазу?). 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст, масло.

Музей Фаберже, Санкт-Петербург.

-19

Картина была показана публике на персональной выставке художника в Петербурге в 1890 году.

Место действия в картине происходит в богатом доме патриция, куда фригийские торговцы доставили для продажи два равно прекрасных «произведения искусства»: китайскую вазу, украшенную драгоценными камнями, и красавицу-рабыню. Трудный выбор предстоит патрицию: что же предпочесть? Рядом с отцом стоит молодой человек — возможно, его сын, с восторгом взирающий на прекрасное обнаженное тело невольницы. Для него не существует сомнений в выборе. Таким образом, в картине появляется тема молодости и старости. В этом контексте далеко не случайной выглядит скульптура «Кентавр с амуром», расположенная за фигурой патриция, в которой узнается один из двух кентавров — старого и молодого из коллекции Капитолийского музея в Риме. Идея парных кентавров представляет аллегорию любви в разные периоды жизни. Введение скульптуры в композицию картины было рассчитано на просвещенную европейскую публику, знакомую с коллекцией Капитолийского музея и знавшую смысл, объединявший двух кентавров.

Практически, можно подробно рассказывать про каждую картину художника. Я же просто покажу ещё несколько картин и других произведений искусства, представленных на выставке.

Христос среди детей. 1900.

Частное собрание. Москва.

-20

Это неоконченный вариант одноименных композиций, над которыми Семирадский работал в последние годы жизни. Один из вариантов хранится в Национальном музее в Варшаве.

Талисман.

Нижегородский государственный художественный музей.

-21

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.

Государственный Русский музей.

-22
-23
-24
-25

Отдых патриция. 1881.

Частное собрание. Москва.

-26

На балюстраде террасы изображена статуя богини Дианы с оленёнком, римская копия I века н.э. греческого оригинала.

Над головой патриция виден архитектурный элемент, на котором помещен барельеф с изображением приготовления поросёнка, мраморная копия XVII века утраченной античной скульптуры.

Утраченная сфинксом бронзовая тренога, стоящая перед патрициев, происходит из храма Изиды в Помпеях.

-27

Здесь же представлен сам треножник из Геркуланума. Начало ХХ века.

-28

Вернее, это копия с подлинника, которую заказал И.В. Цветаев для Музея изящных искусств.

-29

Подобный треножник изображён на гравюре Дж. Батиста Пиранези "Бронзовый треножник по рисунку Винченцо Бренны", 1778 г.

-30

Благодаря гравюре Пиранези треножник был очень популярным среди живописцев и послужил прототипом для многих предметов мебели в стиле ампир.

Игра в кости.

1899.

-31

Песня рабыни.

1884, Серпуховский историко-художественный музей.

-32

В картине в идиллический сюжет введена тема Рима - многонациональной империи, охватившей полмира. Экзотический наряд рабыни и ее песня не вносят диссонанс в идеальную гармонию жизни.

*****

Продолжение здесь:

#наша культурная программа

#выставка