#181
Выставка в Третьяковской галерее.
Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) — крупнейший мастер европейского академизма, фигура международного масштаба.
Поляк по происхождению, родившийся в Харькове, учившийся в Петербурге, в конце концов, обосновавшийся в Италии - есть ли сейчас смысл спорить, к какой культуре он принадлежал, к русской, польской, итальянской. Это был и есть настоящий классик настоящего искусства.
На выставке представлено 50 работ Генриха Семирадского, и столько же произведений его учеников и соратников из российских и зарубежных собраний.
Название выставки взяли от картины художника По примеру богов (1888.
Сейчас хранится в Национальной галерее Армении, Ереван).
Юные влюбленные уединились в весеннем саду на берегу водоема среди расцветающей южной природы. Художник изобразил их на фоне мраморной скульптурной группы «Амур и Психея» — римской копии II века н. э. с несохранившегося греческого оригинала, ныне находящейся в Капитолийском музее в Риме. Миф о любви сына богини Венеры Амура и прекрасной дочери царя Психеи был хорошо знаком образованной публике второй половины XIX века. Эта история дошла до нашего времени в пересказе римского автора II века до н. э. Апулея.
Возлюбленной Амура Психее было строжайше запрещено видеть своего жениха. Он приходил к ней только под покровом ночной темноты. Но Психея пренебрегла запретом. Она зажгла масляный светильник и поднесла его к спящему Амуру, желая рассмотреть его лицо. Горячая капля упала на плечо бога, он проснулся и в гневе покинул Психею. Стремясь вернуть свою любовь, Психея прошла долгий путь, полный тяжелых испытаний, и даже спустилась ради любимого в подземное царство мертвых. Боги Олимпа вознаградили Психею, даровав ей бессмертие, и соединили влюбленных узами брака.
Семирадский часто наполнял свои картины «говорящими» деталями: переднюю часть ладьи украшает скульптурное изображение лебедя — символа верности, о чистоте чувств влюбленных говорит статуя Венеры Стыдливой (Venus Pudica), стоящая в нише грота в глубине картины. Перед статуей — курящийся жертвенник. Сама поза, в которой изображена влюбленная пара, повторяет позу мраморных героев античного мифа. Любовь уподобляет земных юношу и девушку, замерших в поцелуе, бессмертным богам.
Картина была столь популярна, что не раз повторялась художником.
«Танец среди мечей»
Уменьшенное повторение одноименной утраченной картины, исполненной по заказу К.Т. Солдатенкова. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Судя по всему, на картине Семирадского изображена гетера. Только гетерам было дано право присутствовать на мужских пирах и развлекать гостей искусными танцами, пением или беседой. Будоражит опасная близость коротких мечей к обнаженному телу женщины. Зритель, как в кино, переживает притаившиеся за фасадом идиллической сцены скрытые угрозы: при одном неверном движении мечи могут поранить нежную кожу.
Трудно кратко описать своими словами картину, я приложу отзыв Генрика Сенкевича о картине.
Картина "Оргия времен Тиберия на острове Капри" (Румянцевский музей, собрание К.Т. Солдатенкова)
отсылает зрителя к мрачным временам римского императора Тиберия Клавдия Нерона (42 до н.э. – 37 н.э.), пасынка императора Августа. Тиберий, в конце своего правления уединившийся на Капри, прославился буйными оргиями и жестокими казнями. Одним из источников сюжетной канвы полотна Семирадского видимо послужили слова Тацита: «Этот остров особенно нравился ему потому, что высадиться на него можно было только в одном… месте, и что со всех сторон его окружали высокие и чрезвычайно крутые скалы, а море здесь отличалось глубиной… На Капри до сих пор еще показывают место, где император производил казни. Отсюда он в своем присутствии приказывал бросать осужденных в море, после долгих и утонченных пыток…»
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
Картина стала итоговым произведением Семирадского за период обучения в Императорской Академии художеств. За нее художник был удостоен большой золотой медали и правом на долгосрочную поездку в Европу.
Сюжетом послужило событие из античной истории, описанное Плутархом. Враги пишут письмо Александру Македонскому, где обвиняют греческого врача Филиппа в том, что тот предал царя и подмешал яд в приготовленное для него лекарство. Александр показал письмо Филиппу. Пока Филипп в ужасе читал его, Александр, доверчиво глядя на врача, выпил лекарство и здоровым вернулся к своему войску.
Грешница. 1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Картина стала первым большим успехом Семирадского.
Президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович заказал ему грандиозное полотно и предложил сюжет на тему поэмы Алексея Толстого «Грешница».
В поэме описывается встреча Христа с красавицей-блудницей и духовно-нравственное перерождение героини под влиянием личности Учителя. Творческие взгляды и методы художника и поэта оказались очень близки.
Композиция картины разделена на две части: слева — Христос и его последователи, справа — куртизанка с толпой поклонников. Так, в картине сталкиваются два мира — христианский и языческий.
Мультимедийная экспозиция рассказывает, как художник искал правильные черты и ракурсы для написания фигур картины.
Сам художник объяснял, почему его работы такие дорогие, рассказывал о совместной работе с фотографом Микеле Манга, как тщательно они выстраивали фигуры, аккуратно укладывали каждую складочку одежды, как фотографировали все с помощью различных новомодных приспособлений, в т.ч. применяли фокусировочную рельсу и т.д.
Картина имела огромный успех. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене она была удостоена медали «За искусство». В том же году после демонстрации картины в Петербурге художнику было присвоено звание академика. Картину приобрел наследник престола за 10 000 рублей.
Однако со стороны демократического лагеря создатель картины подвергся яростной критике.
"Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах" - так отзывался о нем Илья Репин.
Владимир Стасов, критик, про картину сказал: "Вовсе не следует говорить о ней как о серьезном историческом создании".
Эти отзывы несколько омрачили отношение к Семирадскому в России, но время все расставило на свои места.
Христос у Марфы и Марии.
1886. Холст, масло.
Государственный Русский музей.
Темой для картины послужил сюжет из Евангелия от Луки: «Когда Иисус и его ученики были в пути, он пришел в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария, которая сидела у ног Господа и слушала то, что он говорил. Но Марфа была отвлечена всеми приготовлениями, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: “Господи, неужели тебя не волнует, что моя сестра оставила меня делать эту работу одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!” — “Марфа, Марфа, — ответил Господь, — ты беспокоишься и расстраиваешься из-за многих вещей, но нужно только одно. Мария выбрала то, что лучше, и это не будет отнято у нее”».
У ног Христа сидит Мария, вслушиваясь в слова Учителя. В глубине дворика стоит на ступенях старшая сестра Марии Марфа, вышедшая из дома, где она хлопотала по хозяйству, готовясь принять гостя. Эта наполненная необыкновенной гармонией сцена происходит в саду, среди старых олив и белых построек, по которым скользят и играют блики солнечного света. Современная Семирадскому критика писала: «И стены, и ступени, и серебристая маслина, и тихий дворик представляют тихий поэтический пейзаж, какого тщетно мы искали бы у специалистов по пейзажной живописи на той же академической выставке».
Под увитым диким виноградом навесом, под могучими кронами вековых деревьев царит божественная гармония. Юная Мария внимает словам Иисуса Христа рядом с кустом цветущих роз. Рядом с главными героями картины — голуби, клюющие зерно. Этот простой и на первый взгляд бытовой мотив наполнен внутренним смыслом: голуби — символ Святого Духа, благословения, чуда, посетившего дом Марфы и Марии.
Трудный выбор (Женщину или вазу?). 1887. Уменьшенное повторение одноименной картины (1878, местонахождение неизвестно). Холст, масло.
Музей Фаберже, Санкт-Петербург.
Картина была показана публике на персональной выставке художника в Петербурге в 1890 году.
Место действия в картине происходит в богатом доме патриция, куда фригийские торговцы доставили для продажи два равно прекрасных «произведения искусства»: китайскую вазу, украшенную драгоценными камнями, и красавицу-рабыню. Трудный выбор предстоит патрицию: что же предпочесть? Рядом с отцом стоит молодой человек — возможно, его сын, с восторгом взирающий на прекрасное обнаженное тело невольницы. Для него не существует сомнений в выборе. Таким образом, в картине появляется тема молодости и старости. В этом контексте далеко не случайной выглядит скульптура «Кентавр с амуром», расположенная за фигурой патриция, в которой узнается один из двух кентавров — старого и молодого из коллекции Капитолийского музея в Риме. Идея парных кентавров представляет аллегорию любви в разные периоды жизни. Введение скульптуры в композицию картины было рассчитано на просвещенную европейскую публику, знакомую с коллекцией Капитолийского музея и знавшую смысл, объединявший двух кентавров.
Практически, можно подробно рассказывать про каждую картину художника. Я же просто покажу ещё несколько картин и других произведений искусства, представленных на выставке.
Христос среди детей. 1900.
Частное собрание. Москва.
Это неоконченный вариант одноименных композиций, над которыми Семирадский работал в последние годы жизни. Один из вариантов хранится в Национальном музее в Варшаве.
Талисман.
Нижегородский государственный художественный музей.
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.
Государственный Русский музей.
Отдых патриция. 1881.
Частное собрание. Москва.
На балюстраде террасы изображена статуя богини Дианы с оленёнком, римская копия I века н.э. греческого оригинала.
Над головой патриция виден архитектурный элемент, на котором помещен барельеф с изображением приготовления поросёнка, мраморная копия XVII века утраченной античной скульптуры.
Утраченная сфинксом бронзовая тренога, стоящая перед патрициев, происходит из храма Изиды в Помпеях.
Здесь же представлен сам треножник из Геркуланума. Начало ХХ века.
Вернее, это копия с подлинника, которую заказал И.В. Цветаев для Музея изящных искусств.
Подобный треножник изображён на гравюре Дж. Батиста Пиранези "Бронзовый треножник по рисунку Винченцо Бренны", 1778 г.
Благодаря гравюре Пиранези треножник был очень популярным среди живописцев и послужил прототипом для многих предметов мебели в стиле ампир.
Игра в кости.
1899.
Песня рабыни.
1884, Серпуховский историко-художественный музей.
В картине в идиллический сюжет введена тема Рима - многонациональной империи, охватившей полмира. Экзотический наряд рабыни и ее песня не вносят диссонанс в идеальную гармонию жизни.
*****
Продолжение здесь:
#наша культурная программа
#выставка