Япония является одним из гигантов игровой индустрии. Дело касается не только трипл-эй проектов, но и жанра инди. Ярчайшим примером является Yume Nikki, ставшая классикой и вдохновившая многих известных разработчиков на создание собственных творений.
Yume Nikki (в переводе с японского «Дневник сновидений») вышла 26 июня 2004 г. и была создана пользователем под ником Kikiyama. Об авторе толком ничего неизвестно, даже пол или возраст, что только сыграло на руку в популяризации игры. Потом станет понятно, почему. Сначала на очередную RPG никто не обратил внимания, но спустя четыре года о ней наконец заговорили в более широких кругах. В наше время ее можно найти в бесплатном доступе в Steam. Фанбаза у нее небольшая, но очень преданная и любящая, возможно потому, что произведение… специфическое. Некоторым оно может показаться бессмысленным, сложным и запутанным. Однако стоит копнуть немного глубже, как Yume Nikki затягивает с головой. «Дневник» пропитан загадками и тайнами, на которые вряд ли можно получить точные ответы. Каждый увидит в ней что-то свое и будет давать разные трактовки происходящего на экране.
Главная героиня – девочка по имени Мадоцуки, ведущая образ жизни затворника. По неизвестной причине она наотрез отказывается выходить на улицу, ограничиваясь балконом. Отсюда времяпрепровождение у героини весьма скучное: или приставка с единственной игрой, или сон. Если с первым вариантом все понятно, то со вторым дела обстоят интереснее. Как только Мадоцуки засыпает, она оказывается в странном пространстве Нексус с тринадцатью дверьми. Каждая из них ведет в уникальный сюрреалистичный мир, полный таинственных, а иногда и пугающих образов. Задача игрока – собрать спрятанные в снах хикикомори 24 эффекта, помогающих в исследовании чужого подсознания.
История проста, но во время прохождения вызывает у игрока огромное число вопросов. Почему Мадоцуки закрылась от внешнего мира? В чем истинный смысл каждого сна? Почему героиня поступила с собой так в конце? Уже 18 лет фанаты строят догадки, основываясь на малейших деталях. Теории самые разные. Одни утверждают, что главная героиня стала жертвой сексуального насилия, другие – что игра является аллюзией на хикикомори, которые в Японии достаточно распространены. Якобы сам Kikiyamaотносится к их числу и создал игру, чтобы показать их страхи перед социумом, глубокие переживания и депрессию. Вся Yume Nikki – огромный простор для фантазии, в чем и заключается ее прелесть. Любая интерпретация имеет право на существование и найдет сторонников.
«Дневник сновидений» явно нельзя назвать чем-то революционным. Основных механик всего две – исследование снов и использование найденных эффектов. Одни выглядят вполне реалистично, как нож и велосипед, другие превращают персонажа в светофор или лампу. Найти каждому применение для неподготовленного игрока будет тяжелой задачей. Но это то произведение где важна не концовка, а сам процесс. Пока игрок будет искать применение предметам, он сможет досконально изучить глубины сознания Мадоцуки и его обитателей. Их число небольшое, есть NPC, которые принесут немало головной боли. Нет, сражаться с ними совсем необязательно. Бои в игре напрочь отсутствуют, как и возможность убить главную героиню (хоть у нее есть показатель здоровья, он ни на что не влияет). Наиболее агрессивные монстры заводят в тупик, заставляя заново проходить огромные и запутанные локации. По дороге можно наткнуться на события, происходящие совершенно случайно. Они являются приятным дополнением к прохождению и делают его более индивидуальным. Чего стоит один Uboa, ставший своеобразной легендой на просторах Интернета.
Разработчик очень постарался над атмосферой своего творения. С первых секунд можно погрузиться в транс. Yume Nikki весьма короткая, но размеренная и неторопливая. Многих может раздражать медленная ходьба хикикомори, но это позволяет как следует рассмотреть происходящее на экране безумие. Реалистичные локации удачно гармонируют с абстрактными, и никогда нельзя догадаться, куда приведет следующий проход.
Музыка - отличное дополнение к визуальной составляющей и обладает таким же гипнотическим эффектом. Она ненавязчивая, но идеально вписывается в окружение, задавая тон. Возможно после долгого времени хождения по кругу она заставит испытывать раздражение, однако в начале большинство мелодий успокаивают и настраивают игрока погрузиться в процесс, оказывая расслабляющий эффект.
Кому можно порекомендовать «Дневник сновидений»? Однозначно поклонникам инди jRPG, нетребовательных к сюжету и геймплею, а также людям, любящим истории с открытым концом, где можно домысливать все что угодно. Не всем придется по вкусу нерасторопный темп и однообразие в механиках, но в качестве способа расслабиться и забыться она отлично подойдет.