Эти строки – седьмая или восьмая попытка начать статью. Как бы я не пытался сформулировать мысль, получались либо штампы, либо какие-то банальные фразы, за которые тут же становилось стыдно. Но вот, кажется, начало что-то вырисовываться.
Пушкин – это настолько необъятная личность, что, пожалуй, я не буду вообще даже пытаться что-то сказать. Тем более, ничего нового я Вам скорее всего не сообщу. Напишу только, что очень люблю его стихи и сказки, прозу и поэмы. У нас у всех его строфы засели где-то настолько глубоко в сознании, что мы часто автоматически облекаем свои мысли в его слова.
Но статья то задумывалась вовсе не о Пушкине, а об интересном издании - сборнике его стихов. И о том, с каким трепетом и заботой к творчеству поэта относились и относятся в нашей стране. Государство Российское очень обширно и разнообразно, и, если в русских семьях с Пушкиным часто знакомятся чуть ли не с пеленок, в традиции других больших и малых народностей нашей родины, надо думать, чтение Пушкина входит не всегда.
А ведь творчество поэта – как мне кажется – одна из важнейших скреп нашего общества. В доказательство своей теории, представляю Вам это издание.
В Советском Союзе было, наверное, много чего-то не очень хорошего, однако образование стояло во главе угла. И не зря Джону Кеннеди приписывают следующую цитату:
Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой.
Достойный уровень образования перекликался с правильным воспитанием подрастающего поколения, и вот, перед нами, «живое» тому доказательство. Сборник стихов Пушкина из целой серии книг «Школьная библиотека для нерусских школ». Серия эта издавалась тиражом 300000 экземпляров!
Чего же такого примечательного в этом издании? Много чего: тщательный подбор содержания, краткое описание каждого или почти каждого стихотворения – практически литературный анализ, иллюстрации из рисунков самого Александра Сергеевича.
Редакторы сделали все, чтобы детям и взрослым, читающим книгу, была понятна каждая мысль, вложенная в эти гениальные стихи. Что бы они погрузились в обычаи современников поэта, прониклись атмосферой того времени, знали какие события побудили этого, возможно, во многом непонятного для них русского, писать про «Глубину сибирских руд». А там, где есть понимание – появляется уважение.
Вот так, простая, казалось бы, вещь – издание сборника стихов – прививало гражданам огромной страны привычку ко взаимному уважению. С самого детства.
Я любил эту книгу по другой причине в свои школьные годы. Когда учитель поднимал меня на уроке и спрашивал привычно «Что хотел сказать автор этим стихотворением?» Можно было просто прочитать мелкий шрифт и слушать восторженные отзывы о своем «зрелом и глубоком понимании поэзии».
А как обстоят у нас дела с подобной литературой сегодня, как Вы считаете?