Найти тему
1,4K подписчиков

Знать бы, где упасть, соломки б постелили

Ощущая безоговорочное покровительство со стороны родителей, ребенок пользуется этим и считает в порядке вещей, что так будет всегда...
Ощущая безоговорочное покровительство со стороны родителей, ребенок пользуется этим и считает в порядке вещей, что так будет всегда...

Долгожданные дети

Как-то в поезде я познакомилась с женщиной. Прошло уже лет пять, но я нет-нет да и вспомню наш с ней разговор. Сначала мы какое-то время ехали молча. Я читала книгу, а Лидия Петровна, так звали мою попутчицу, разгадывала кроссворд. Вдруг она спросила:

- Как вы думаете,что такое иниспецилирующее поведение родителей? Всего десять букв: на «г» начинается и на «а» заканчивается.

Мы долго ломали голову, пока я неуверенно предположила:

-Может, это гиперопека?

- Точно!- обрадовалась она. Как я сразу не догадалась? Сейчас очень много пишут про эту самую опеку. Если бы в мои годы мы были вооружены этим знанием, избежали бы многих ошибок. Как говорится, знать бы, где упасть, соломки бы постелили.

На какое-то время Лидия Петровна задумалась, а потом, отложив в сторону кроссворд, рассказала историю своей семьи.

- Окончив школу, по совету мамы я пошла работать на швейную фабрику, где она проработала много лет. Вскоре мама заболела, и мне пришлось одной зарабатывать на жизнь. Отца не помнила, он утонул, спасая соседского мальчика, когда мне было три годика.

Замуж вышла в 25 лет. Детей у нас долго не было, я стала постоянно ходить в церковь и вскоре вымолила сразу двойняшек - Ванечку и Феденьку. Мы были безмерно счастливы и отдавали им всю свою любовь и ласку, чего сами недополучили в детстве. Безоговорочно выполняли любой каприз и желание.

На расстоянии вытянутой руки

По мере того, как дети росли, мы стали вдруг испытывать чувство тревоги и боязни, что с ними может что-то случиться. Поэтому старались всячески оберегать и опекать их. Реагировали буквально на каждый всхлип.

Во время прогулок не выпускали их ручонки из своих рук, опасаясь,что могут упасть и получить травму.

На детскую площадку, которая находилась во дворе дома, одних не выпускали, а вдруг выбегут на дорогу и попадут под машину…

И так вплоть до школы держали их на расстоянии вытянутой руки, ограждая от всяких реальных и мнимых неприятностей. То, что такая гиперопека только им во вред, в полной мере ощутили, когда сыновья пошли в первый класс...

Не привыкшие к самостоятельности, мальчики были не в состоянии без нашей помощи и подсказки делать уроки. Любое затруднение или препятствие вызывало у них слезы, а порой даже истерику. И нам волей-неволей приходилось собирать портфели, одевать и обувать их.

А дальше - больше. У них все явственней стала проявляться неоправданная тревожность, неуверенность в своих силах. Дети не умели ладить со сверстниками и постоять за себя, постоянно жаловались, что их обижают и требовали от нас разобраться с обидчиками.

Исполненные желанием защитить, мы шли у них на поводу и устраивали разборки. Однако зачастую выяснялось, что Ваня и Федя сами являлись виновниками конфликта. И мы поняли, что дети просто манипулировали нами.

Из одной печи, да не одинаковые калачи

Поезд остановился, и мы вышли на перрон прогуляться. Лидия Петровна выглядела устало, и мы шли молча. Мне подумалось,что воспоминания разбередили ей душу, и ни о чем ее не спрашивала. Хотя мне очень хотелось узнать, как в дальнейшем сложилась судьба Ивана и Федора. Но, когда вернулись в вагон и поезд тронулся, он сама продолжила свой рассказ.

- Я иногда удивляюсь смыслам, заложенным в пословицах и поговорках. Как точно отражена в них наша жизнь. Вот, к примеру, говорят: «Из одной печи, да не одинаковые калачи». Это прямо про моих двойняшек.

Воспитывались они в одних условиях, одинаково были окружены заботой и обласканы. Казалось, что с возрастом будут так же одинаково проявлять себя в разных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте именно так и было. Но все изменилось, когда стали подростками.

Первым повзрослел Федор. Он стал более настойчиво проявлять желание быть самостоятельным и стремился вырваться из-под нашей опеки. Болезненно реагировал на контроль с нашей стороны, раздражался на вопросы типа, с кем дружит, где был и т,д,

Я очень переживала по этому поводу и недоумевала, почему сын стал так себя вести по отношению к нам. Да и учителя жаловались на его поведение, чего раньше не было. Но муж успокоил меня, дескать, все подростки таким образом выражают свой протест против тотального родительского контроля и учительского влияния.

По себе знаю, как непросто в свое время приходилось моим родителям. В 12 лет, чтобы показать свою взрослость, стал покуривать, без спросу уезжал автостопом в пригород к моему другу. Но, как видишь, состоялся как личность. Думаю, что и Федя когда подрастет, все станет на свои места. Главное — не перегнуть палку, доверять ему и позволить стать сами собой.

Муж оказался прав. С возрастом у Феди не осталось и следа о былых мальчишеских замашках. Сегодня мы можем гордиться сыном. Он окончил университет, стал успешным юристом. Женился и обещает порадовать нас внуком и внучкой. А вот Ваня, к нашему огорчению, полная противоположность брату.

Маменькин сынок

В подростковом возрасте в отличие от Федора он не стремился к самостоятельности, рос инфантильным и неуверенным в себе мальчиком. С высоты прожитых лет я теперь осознаю, что в этом есть наша вина. Мы стелили ему соломку, чтобы оградить от всех неприятностей, а получилось, что воспитали неприспособленного к жизни человека. Родственники его даже называли маменькиным сынком.

Будучи хрупкого телосложения, бледнолицым, Ваня создавал впечатление болеющего ребенка, хотя был абсолютно здоров. Но мы жалели его: оберегали от каких бы то ни было физических нагрузок. Внимая его жалобам, что не может, как другие одноклассники выполнять упражнения на уроках физкультуры, добились об освобождения от физкультуры.

Ощущая безоговорочное покровительство с нашей стороны, Ваня пользовался этим и считал в порядке вещей, что мы всегда будем решать за него все вопросы. Собственно, так оно и вышло. Окончив школу, он не определился, кем хочет стать. Учиться дальше не хотел.

Два года нигде не работал, отказывался от любого предложения, мотивируя это тем, что не справится. Наконец, устроился курьером в юридическую компанию, где работает Федор. Там влюбился в секретаршу Нину и вскоре сделал ей предложение.

С ее подачи поступил в автошколу, получил водительское удостоверение и работает водителем у главы юркомпании. Будет-ли он хорошим семьянином, не знаю. Очень надеюсь, что любовь к Нине, ее поддержка поможет сыну поверить в себя и раскрыть свои способности…

Валентина Зайцева

А как думаете вы, уважаемые читатели, оправдаются ли надежды Лидии Петровны на то, что сын со временем станет зрелой личностью?