Продолжаем обучение игре на гитаре. Итак, ещё с детства каждый из нас знает, что выделяют всего семь нот:
- До – обозначение «С»;
- Ре – обозначение «D»;
- Ми – обозначение «Е»;
- Фа – обозначение «F»;
- Соль – обозначение «G»; - Ля – обозначение «A»; - Си – обозначение «B».
Однако, смею Вас заверить, что это не совсем так :) Взглянем, например, на фортепиано. Все белые клавиши, - это наши «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Возникает вопрос: а что тогда относится к чёрным клавишам фортепиано? Или более предметно: как мы уже знаем, в стандартном строе, 6 открытая струна гитары выдаёт ноту «Ми» (Е). Соответственно 1 лад 6 струны – ноту «Фа» (F), а 3 лад 6 струны – «Соль» (G). Возникает вопрос: а что же тогда находится посередине? Ответ прост: это средняя половинная нота между 2 нот :) В данном случае, на 2 ладу 6 струны, находится F# Gb, если угодно. Посленотное обозначение «#" читается как «диез», и означает повышение на полтона. То есть F повысить на полтона - получим F#. Наоборот, после ночное обозначение «b» читается как «бемоль», и означает понижение на полтора. То есть G понизить на полтора-получим Gb. Фактически, в представленном примере, высота звуков F#, и Gb равны. Ещё бы: мы же в обоих случаях извлекаем звуки со 2 лада 6 струны :) То есть, получается, что теперь нот в 2 раза больше: С, С
,D, D#, E… но не тут-то было :) между нотами «Е» и «F», а также между «С» и «В», нет никаких нот. Вообще. От слова «совсем». В итоге, получаем:
- С - до
- C# - до диез - повышение звука С на полтона
- D - ре
- D# - ре диез – повышение звука D на полтона
- E - ми
- F - фа
- F# - фа диез - повышение звука F на полтона - G - соль
- G# - Соль диез – повышение звука G на полтона
- A - Ля
- A# - Ля диез – повышение звука А на полтона
- B - Си
То есть выходит, что существует всего 12 нот, а не 7, либо 14 :) Обращаясь к истокам музыкальной грамоты, следует сказать несколько слов также о буквенном обозначении ноты «Си». Символом «B» обозначается нота в английской системе (США, Швеции, или Англии). Символ взят с последовательности нот начальных букв латинского алфавита, начиная с ноты «Ля»: А, В, С, D, E, F, G. Существует также немецкая система обозначения, нота «Си» в которой обозначается символом «Н». В немецкой системе обозначения символом «В» обозначается «Си – бемоль». В данной книге, нота «Си» обозначается символом «В». Идем далее.
А вот теперь можно поговорить и об аккордах. Итак, что из себя представляет аккорд? Это ни что иное, как созвучие нескольких нот, построенное по определённому гармоническому признаку. Да-да, в теории, для этого достаточно трех нот, расположенных по терциям. Что такое терция? Это музыкальный интервал. Давайте поговорим об этом более предметно. Итак, понятие музыкального интервала, можно сравнить с расстоянием. Только расстояние измеряется метрически, а музыкальные интервалы – ступенями. Таким образом, музыкальный интервал – есть расстояние между двумя нотами. Их высотой, если угодно. Существует следующее обозначение музыкальных интервалов:
1. Прима – 1 ступень
2. Секунда – 2 ступень
3. Терция – 3 ступень
4. Кварта – 4 ступень
5. Квинта – 5 ступень
6. Секста – 6 ступень
7. Септима – 7 ступень
8. Октава – 8 ступень
Возвращаясь к определению аккорда, ещё раз определяем, что построение его структуры терционно. Классический вариант: 1, 3, 5 (прима, терция, квинта). Как видите, все очень просто. Аккорды бывают мажорные, и минорные. На слух, мажорные лады звучат куда-более веселее, а минорные – более мелодично, расслаблено, и лирически :) В теории построения, мажорные аккорды, в отличие от минорных, - имеют в третьей ступени большую терцию к первой, а последние – малую. В написании мажор обозначается большой заглавной буквой: например, для ноты «Ля», - значение «А». Если этот аккорд будет минорным, то рядом добавляется маленькая буква «m»: для «Ля минор» - «Аm». Также можно выделить секстаккорды, и септаккорды. Последние, как и мажор, обозначается заглавной буквой соответствующей ноты, только после неё ставится для секстаккорда - цифра «6» (например, «А6»), а для септаккорда – цифра «7» (например, «А7»). Секстаккорд образуется от основного тона (тоники трезвучия) на октаву вверх (эта же нота, звучащая выше). Название секстаккорда берет свое начало из того, что музыкальный интервал в 6 ступеней (секста) образуется между нижним и верхним нотами аккорда. Относительно септаккордов, можно сказать, что они имеют в своём составе диссонанс, поэтому и звучат неустойчиво. Теоретически, он строится из 4 нот: как и основной аккорд, только добавляется ещё одна нота. Интервал между нотами классически одинаков: терция. По аналогии секстаккорда, у септаккорда расстояние между двумя крайним звуками составляют 7 ступеней (септима): отсюда и название. Отметим, что эти аккорды также могут быть мажорными, или минорными, увеличенным, уменьшенными, или полууменьшенными: Вам сейчас это знать совсем не обязательно. На первоначальном этапе, главное, - понимать структуру построения, различать мажор с минором, и знать про производные аккордовые построения: секстаккорды, септаккорды и т.д. Чтобы закрепить все на практике, давайте рассмотрим основные из них.
Обозначим несколько самых основных базовых аккордов, освоив которые Вы с лёгкостью сможете сыграть практически любые хитовые композиции у костра, в кругу друзей, или на корпоративе, ведь каждый из них строится по своей тонике всего музыкального ряда. Итак, ниже представлена схема постановки левой руки основных популярных созвучий (зажимается одновременно):
- C («Цэ» / До) – 2.1-1, 4.2-2, 5.3-3
- D («Дэ» / Ре) – 1.2-3, 2.3-2, 3.2-1
- Dm («Дэ-эм» / Ре - минор) – 1.1-1, 2.3-3, 3.2-2
- E («Е» / Ми) – 3.1-1, 4.2-3, 5.2-2
- Em («Е-эм» / Ми - минор) – 4.2-3, 5.2-2
- F («Эф» / Фа) – 1.1-1, 3.2-2, 4.3-3
- G («Жэ» / Соль) – 1.3-3, 5.2-1, 6.3-2
- A («А» / Ля) - 4.2-1, 3.2-2, 2.2-3
- Аm («Аэм» / Ля - минор) - 4.2-2, 3.2-3, 2.1-1
- А7 («А7» / Ля) - 4.2-2, 2.2-3
- B («Бэ» / Си) – 1.2-1, 2.4-4, 3.4-3, 4.4-2
На первый взгляд, кажется, что на изучение этих аккордов уйдёт достаточно большое количество времени, но это только на первый взгляд. Как Вы уже поняли, настоящее издание создано для того, чтобы легко и более-менее быстро научиться играть, освоив базовые вещи на инструменте, и немножко больше, поэтому ниже разберём несколько упражнений, которые позволяют достичь данной цели.
Упражнения на левую руку
Начинающие гитаристы, зажимая аккорд на грифе, устанавливают пальцы левой руки по очереди. Можно конечно сказать, что если это делать от более толстых струн – к более тонким, - будет проще и немного быстрее, или слева – направо, но это – ещё большее заблуждение. Во – первых, для каждого такое удобство определяется по-своему, а во-вторых, - на данном этапе, наша главная задача - это учиться устанавливать сразу все пальцы на грифе в процессе постановки таких аккордов. Со временем Ваша техника игры будет развиваться, и Вы откроете для себя новые горизонты, но сейчас, достаточно сосредоточиться на, приведенных выше, базовых аккордах. Поэтому, выполним несколько практических упражнений, чтобы немного продвинуться в этом.
Откровение: чтобы быстрее научиться хорошо играть на гитаре, необходимо постоянно совершенствовать навык слепой игры. Что это значит? На самом деле, все достаточно просто. Каждый раз, когда Вы уже досконально разобрали позицию, - необходимо как можно раньше избавиться от привычки смотреть на струны. От слова совсем. Дело в том, что у Вас так намного быстрее разовьется структурное гитарное мышление, аккорды быстрее запомнятся, а игра в позиции не вызовет уже через короткий промежуток времени каких-либо сковываний: Вы постоянно будете наблюдать все большую свободу движений, а также вариаций гитарного исполнения, ощущая все меньшую зажатость игры.
Схема 4.1.1: Em/E
Исходное положение: обычная постановка рук как при игре, только правая рука просто лежит на струнах, приглушая их, а левая - будет выполнять постановку аккордов. Зажимаем минорный аккорд Еm (Ми-минор). Проводим большим пальцем правой руки вниз по струнам, начиная с 6 струны. Следите, чтобы при этом не было приглашённых звуков. Если такой диссонанс имеется, - обратите ещё раз внимание на постановку аккорда: либо струны не до конца прижаты к ладу в позиции, либо пальцы левой руки задевают соседние струны, приглушая их. Добейтесь слитно, и яркого звучания. Если рука устаёт, - убираем её с грифа, и даём отдохнуть несколько секунд. Отлично. А теперь, оставаясь в исходной позиции, добавляем указательный палец левой руки на 1 лад 3 струны: аккорд E (Ми), и снова проводим большим пальцем правой руки вниз по струнам, чтобы получилось слитно звучание. Внимательно ещё раз посмотрите на гриф: в позиции добавляется лишь один палец. Попробуйте выполнить упражнение ещё раз. Хорошо. Теперь снова установите аккорд Em (Ми-минор), и, не глядя на инструмент, произведите звукоизвлечение правой рукой. Аккорд должен звучать ярко, и без каких-либо приглушенных звуков. Отлично. Теперь, не глядя на гриф, добавьте к позиции указательный палец левой руки на 1 лад 3 струны: аккорд E (Ми). Снова проведите по струнам вниз. Следите за яркостью звукоизвлечения. Теперь снова уберите указательный палец с позиции: аккорд Em (Ми минор). Повторите упражнение несколько раз. Теперь Вы уже знаете 2 а#корда :) Продолжим.
Схема 4.1.2: E/Am
Исходное положение то же, что и предыдущее. Зажимаем аккорд Е (Ми). Совершаем звукоизвлечение, и следим за яркостью звучания. Теперь, с исходной аккордовой позиции левой руки, - перемещаем все пальцы одновременно на одну струну выше (с более толстых струн – к более тонким): зажимаем минорный аккорд Аm (Ля-минор). Получается? Снова устанавливаем E (Ми), и отводим взгляд от струн. Перемещаем снова сразу все пальцы на одну струну: устанавливаем аккорд Аm (Ля-минор). Проводим большим пальцем правой руки вниз по струнам, начиная с 5 струны. Следим за яркостью звучания: не должно быть глухих струн. Теперь, не глядя на гриф, снова устанавливаем аккорд Е (Ми). Если у Вас сразу все не получается, - не стоит сильно переживать по этому поводу. Достаточно просто отложить инструмент на несколько минут в сторону, и потом снова приступить к выполнению упражнения.
Откровение: что делать, если все равно не сильно получается? Чтобы несколько ускорить этот процесс, можно воспользоваться небольшой хитростью: в момент перестановки пальцев левой руки с одной позиции - в другую, попробуйте не убирать пальцы со струн вообще, а сменить позицию проскальзыванием (ослабить нажатие пальцев на струны, и, не отрывая их от струн, сместиться на струну в позиции, чтобы сохранялось тактильное ощущение). Главное, - делать это не смотря на гриф.
Важно прочувствовать инструмент, помните? Вот и начинаем в это вникать.
Прежде чем приступить к следующему упражнению, - повторите предыдущее, так как аналогия прослеживается та же.
Схема 4.1.3: Am/C
Теперь, уже зная 3 аккорда, которые более-менее уже слепо ставятся на грифе, рассмотрим следующее созвучие: аккорд С (до). Чтобы добиться его быстрой постановки на грифе... продолжение в авторской книге: "Шахматы для начинающих. Оголяя короля"
Шахматы для начинающих. Оголяя короля — Игорь Бовсуновский | ЛитРес