А теперь немного исторических хроник из жизни русского театра. О том, что он переживал в момент падения Российской империи. Нашел интересные материалы о том, что происходило за кулисами и на сцене в переломный момент для нашего государства.
АНШЛАГИ
Через несколько дней после отречения императора Николая Второго московская «Театральная газета» писала:
«12 марта возобновились спектакли в государственных театрах. В Мариинском шла опера «Майская ночь». Весь сбор шел в распоряжение исполнительного комитета Государственной думы, в помощь семьям павших в борьбе за свободу».
Теперь в Царской ложе сидели члены Совета рабочих и солдатских депутатов, а также члены Государственной думы. Царские гербы завесили белыми полотнищами. Перед спектаклем хор исполнял кантату в память павших и по требованию зрителей троекратно пропел «Марсельезу».
После этого на страницах театральных изданий публиковали привычные афиши. Мятежный февраль никак не изменил жизнь русского театра. И поэтому театр постепенно стал терять связь с общественными настроениями. На сцене показывали драмы и комедии. Руководили театрами, как и прежде, чиновники империи.
Обратимся к тому, как переживали 1917 год театры на Урале. Находясь в руках частной антрепризы, учреждения зависели от запросов состоятельной публики. На сценах театров Екатеринбурга, Оренбурга, Челябинска, Перми и Кургана показывали весной 1917 года постановки «Ревность», «Закон дикаря» и «Враги» Арцибашева и спектакль «Вера Мирцева».
В советских изданиях эти постановки называли «восхвалением культа мещанского индивидуализма и оправданием половой распущенности». Тем не менее, такие постановки собирали полные залы. В одной Тюмени за полтора месяца театры заработали 24 тысячи рублей. По данным столичного журнала «Театр и искусство», антрепренер Петр Петрович Медведев собрал в Екатеринбурге и Перми 240 тысяч рублей.
Эти сборы и интерес зрителя говорят о высоком качестве профессиональных постановок, театр на Урале активно развивался с середины 19 столетия. Сюда приезжали для участия в спектаклях даже известные актеры сцены.
ЖАРЕНЫЙ ГУСЬ УЛЕТЕЛ
Бывали в этот период и анекдотичные случаи. Об одном из них как-то вспомнил знаменитый режиссер и актер Григорий Александров, муж актрисы Любови Орловой.
Он в годы революции служил в Екатеринбургском городском театре, так как родился и жил в юные годы в уральской столице.
«Театр готовился к бенефису супруги антрепренера Петра Медведева, артистки Рощиной-Инсаровой. По ходу пьесы бенефициантка должна была ужинать в кабинете ресторана. Она потребовала, чтобы на сцену подали настоящего жареного гуся.
Когда этот момент наступил, по команде помощника режиссера мы передали блюдо с гусем в руки «лакея», который понес его на сцену. Актриса, обгладывая заднюю ножку гуся, закончила свой монолог. Аплодисменты, занавес пополз.
Мы, словно хищники, ринулись к гусю, но, к нашему удивлению, жареный однолапый гусь поднялся с блюда и полетел.
Петр Петрович пришел в бешенство и вскочил на стол, пытаясь ухватить птицу. Но шутники на колесниках стали дразнить его, то поднимая гуся наверх, то опуская вниз.
В этот момент занавес распахнулся для поклонов, и зритель увидел удивительную картину: порхающий гусь, бегающий за ним Медведев и актеры, прыгающие в растерянности вокруг стола». Зал теперь не только аплодировал, но и давился от хохота.
Выстрел «Авроры» круто изменил судьбу русского театра. Об этом – во второй части хроники.
Подписаться на канал «КиноНытик»