От микропластика в нашей крови до снижения количества сперматозоидов – угрозы, стоящие перед человечеством, кажутся бесчисленными. Как же нам выбраться из этой неразберихи – и, что еще важнее, что будет с нашим здоровьем дальше?
Честно говоря, мир сейчас – страшное место. Если это не продолжающаяся пандемия, то это экзистенциальная угроза ядерной войны; массовая слежка, сбор данных и надвигающийся страх технократии. В Интернете грозные предупреждения о надвигающейся климатической катастрофе соседствуют с заголовками о том, что размеры пенисов уменьшаются, а количество сперматозоидов падает. Ртуть содержится в антивозрастных кремах, токсичные химикаты таятся в пище, а микропластик – в нашей крови. Хотя это столетие принесло множество бесценных научных открытий, последние заголовки новостей заставляют нас задаться вопросом: неужели современная жизнь нас калечит?
Из всех угроз, стоящих сейчас перед человечеством, самой коварной, пожалуй, является микропластик. ПФАС (пер- и полифторалкильные вещества), или «вечные химикаты», – это токсины, которые не распадаются ни в окружающей среде, ни в организме человека. Они накапливаются повсюду, даже в плацентах еще не родившихся детей – и, хотя их влияние на наше здоровье пока неизвестно, факты не обнадеживают.
В прошлом месяце стало известно, что микропластик впервые был обнаружен в крови человека. Исследование, проведенное в Vrije Universiteit Amsterdam, обнаружило токсины в крови 80% людей. Полученные результаты шокируют, но, возможно, неудивительны, учитывая распространенность пластика в нашей повседневной жизни. Тот простой факт, что остатки некоторых из наиболее часто используемых пластмасс могут быть обнаружены в нашем кровотоке, свидетельствует о том, что нет такой части организма, которая не подвергалась бы загрязнению пластмассой, а значит, химическим добавкам и загрязняющим веществам, которые может нести в себе пластмасса.
Человечество сталкивается с множеством проблем, в большинстве своем созданных им самим, но если продолжающееся снижение рождаемости не станет одной из тех, которым уделяется гораздо больше внимания, то последствия для нашего вида могут быть поистине экзистенциальными и катастрофическими.
Эти угрозы, несомненно, вызывают тревогу, поэтому неудивительно, что мы видим, как наше недомогание выплескивается в социальные сети. Популярный аккаунт @oneminmicro в TikTok, который исследует повседневные продукты питания, такие как рис, на предмет микропластика, имеет миллионы просмотров, а бесчисленные видеоролики с реакцией подростков на новость о том, что микропластик был обнаружен в нашей крови, подчеркивают масштабы чрезвычайной ситуации (хэштег #microplastic более 80-ти миллионов просмотров).
Учитывая такое обилие (откровенно говоря) удручающей информации, трудно удержаться от желания перейти в режим думера и заползти в самоизолированную яму. Возможно, пытаясь противостоять контролю общества, вы налегаете на плотоядную диету из бизоньего сердца и парного молока – до тех пор, пока не поймете, что в них тоже содержатся те самые токсины, которых вы так старательно пытались избежать. Может быть, люди – это вирус, думаете вы про себя. Но это не учитывает дисбаланс власти, который позволил этой несправедливости случиться в первую очередь. Вы делаете паузу. Возможно, проблема не в человечестве, а в капитализме.
Все это связано с тем, что мы все запутались в идее, что можно изменить образ жизни и стать здоровым (что является мифом). Это отчаянная попытка контролировать ситуацию, что вполне объяснимо, потому что мы находимся в моменте выхода из-под контроля в истории человечества.
Интересным, но тревожным побочным продуктом этих техногенных катастроф является растущая популярность анархо-примитивизма среди молодежи в социальных сетях. Эта некогда пограничная идеология, отвергающая современность и выступающая за возвращение к образу жизни охотника-собирателя, начала набирать обороты в Интернете благодаря мемам, в которых описывались негативные последствия промышленной революции для развития человечества.
Мы ошибаемся, когда пытаемся найти индивидуальные решения проблемы микропластика, в то время как нам не хватает системного анализа. Нам не хватает элементарной грамотности в том, как работает капитализм, поэтому люди разбегаются в разные стороны, чтобы понять его.
Одним из возможных решений этих проблем является то, что называют антропоформированием: процесс, в ходе которого люди переделывают себя и постоянно переделываются окружающей средой. Потому что, давайте посмотрим правде в глаза: нет другого способа обойти нашу нынешнюю дилемму, кроме как перестать ее игнорировать и терраформировать нашу собственную экосистему таким образом, чтобы она оставалась жизнеспособным носителем собственной жизни. Мы должны принять искусственное и максимально увеличить себя в пространстве, вместо того чтобы делать вид, что мы обладаем полным суверенитетом над окружающей средой. Мы не можем отменить индустриализацию, поэтому вместо этого нам нужно использовать имеющиеся в нашем распоряжении технологии, чтобы попытаться выпутаться из этой неразберихи.
Поскольку мы не можем вернуться назад, то о погружении в доиндустриальное состояние буколического блаженства не может быть и речи. Как и о жизни на земле в стиле охотника-собирателя, если мы не будем напоминать вам, что все наполнено микропластиком – даже воздух, которым мы дышим. Уход из сети, хотя это, конечно, звучит очень романтично, ничем не отличается от страуса, засунувшего голову в песок. Единственное решение? Работать с теми ресурсами, которые у нас есть.