Найти тему
Сретенский монастырь

С БОЛЬЮ ОБ УКРАИНЕ

Болью отзывается в сердце, наверное, каждого человека происходящее сегодня на Украине. Силы зла пытаются разорвать родственные, кровные связи, враг человеческий заставляет поднимать руку брата на брата, а 77 лет назад, в день Великой Победы (да-да, именно так, с большой буквы), мы стояли плечом к плечу и была одна – общая на всех победа.

Святая Церковь в эти непростые дни призывает не сеять в своих сердцах гнев, обиду и ненависть, а молиться и просить, чтобы Господь умягчил злые сердца, чтобы даровал мир. Свой взгляд на происходящие сегодня на Украине события предлагают русский и белорусский священники.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, г. Москва:

Есть классический пример в христианской истории. Когда началась Русско-японская война, святитель Николай Японский (Касаткин) служил в Японии и православные японцы обратились к нему с вопросом «Что делать?». Он сказал: «Служите японской армии, молитесь за японского императора, воюйте с русскими и выполняйте свой гражданский долг. Но помните, что вы – христиане». И дальше он добавил: «Я сам – русский. Значит, на время этой войны я буду находиться в затворе, буду молиться о мире между великим русским и великим японским народами». И он не просто ушел в затвор. Он прекратил любую переписку с Россией, чтобы это не выглядело как шпионская деятельность. А в начале этой войны на стол императора Японии положили указ о полном запрете православия, как сейчас на Украине ставят вопрос о полном закрытии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Но когда император Японии узнал о сказанных святителем Николаем словах, он понял, что это не какой-то банзай-патриот или ура-патриот, а это человек думающий, понимающий. И он повелел охранять каждый православный храм, каждую школу, каждую богадельню и каждый монастырь. Полицейские стояли с бамбуковыми палками и охраняли православных японцев. Поэтому, когда речь идет о таких конфликтах, нельзя из Киева что-то диктовать Москве. И нельзя из Москвы что-то диктовать Киеву. Украина имеет своих епископов, и украинцы должны от них получать указания, как с религиозной точки зрения осмыслять то, что происход

Мы, живущие здесь, имеем своих епископов, и они, исходя из принципа целесообразности, нам подсказывают, как можно существовать в такой ситуации. Здесь несовпадение интересов неизбежно. Поэтому меня очень удивляет, когда на ток-шоу начинают ругать блаженнейшего митрополита Онуфрия. Это какие-то невежественные люди. Митрополит Киевский должен быть с Киевом. Митрополит украинский должен быть с украинской паствой. Он должен думать о них день и ночь. Особенно о тех, кто оказался в окружении, кто ранен. Точно так же, как и глава Русской Церкви должен думать о нашем народе и населении.

Другая ситуация, когда речь идет о Патриархе. Патриарх должен быть выше национальных и государственных интересов, потому что Патриарх – это патриарх всех, кто находится под его омофором. Святитель Николай (Касаткин) дает нам пример, создает прецедент, по сути дела, как грамотно с библейской и со святоотеческой точки зрения надо вести себя в подобной сложной ситуации. В Библии сказано, что Бог для каждого народа положил предел обитания (см.: Деян. 17: 26). И не надо говорить, что мы – один народ. Если мы две разных страны, то это уже не один народ. Потому что страна налагает на каждого подданство, и он должен помнить о своей стране как о некой границе ответственности, которая очерчена рукой Бога. По воле Творца мы рождаемся здесь, в этом народе, в этой стране, в этой семье.

-2

Иерей Сергий Нежборт, клирик Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск:

Я могу высказать свое мнение. Это не мнение крупного церковного авторитета, а мое мнение, как священника, как человека. С этим мнением можно соглашаться или нет, это лишь попытка осмыслить эту ситуацию. Я думаю, что наше время очень особенное тем, что человек находится в огромном потоке информации. Этот поток настолько силен, что он создает определенные вызовы, которых не было никогда прежде. Этим обусловлена сложность в реагировании. Иногда люди делают выводы не совсем такие, которые сделали бы, находясь в другом информационном поле. А так как эта информация на них обрушена со всех сторон с огромной силой, то она так неимоверно заводит и электризует человека, что кажется, если сейчас что-то не предпримешь и не отреагируешь, то всё разрушится. На самом деле иногда это искусственное нагнетание. Я не говорю о том, что надо сидеть сложа руки и ни о чем не думать. Но иногда, действительно, нужна определенная пауза, чтобы понять, что происходит с тобой, с твоими близкими. Даже по примеру своей жизни мы можем сказать, что определенные вещи мы смогли осознать только через какое-то время. В твоей жизни произошел какой-то надлом, и чтобы это осознать, иногда нужен год, иногда 10 лет.

Так и здесь, ситуация, которая обрушилась на нас, требует времени. Это тоже реакция и не совсем пассивное принятие ситуации, а попытка чуть-чуть выйти из этого потока, нагнетающего наши эмоции и чувства, и отреагировать нешаблонно. Я думаю, что поток, нагнетающий человека, вырабатывает в нем шаблонные и пакетные решения. Человеку навязывается какой-то образ и штамп. Он начинает говорить такими фразами, как будто некими мантрами. Это странно и неестественно, как мне кажется. Люди же все разные. Кому-то нужно как-то реагировать, но это не значит, что все должны так делать. Все люди поставлены в разные ситуации в силу своего возраста, жизненного статуса. Как в семье, когда произошла какая-то проблема, как правило, ее пытаются решить взрослые. Дети тоже переживают, но не всегда от них всё зависит, не всё они могут решить. Они даже не всегда могут осознать глубину проблемы, а только интуитивно что-то чувствуют. И от них как раз требуется молитва, спокойствие. Если они начнут плакать и закатывать истерики, то создадут еще больше проблем.

-3

И мне тоже кажется, что надо молиться для того, чтобы Господь вразумил каждого и положил ему на сердце то, что именно ему в той или иной ситуации нужно делать. Кому-то нужно всё бросить и куда-то ехать. Кому-то, наоборот, нужно остаться на своем месте. Кому-то нужно предпринять какой-то поступок из ряда вон выходящий. А кому-то нужно потратить все силы для того, чтобы удержать тот ритм жизни, который есть у него сейчас. В этой нешаблонности, как мне кажется, заложено важное зерно. Если мы начнем одинаково поступать, говорить и думать, это будет не совсем близко к истине.

Я замечаю нашим прихожанам, как меняется ситуация. По моим ощущениям, общество просто взорвалось в связи с политическими событиями 2020 года. До этого все было тихо и спокойно. А тогда было ощущение, что ядерная бомба взорвалась. На исповедь ко мне приходят люди, которых я знаю многие годы. Один подходит и говорит одно, а второй – прямо противоположное. И это люди, которые ходят в один храм, вместе молятся, причащаются из одной Чаши и поют «Отче наш». У меня была мысль: «Как хорошо, что они между собой не обсуждают политику и могут вместе молиться». Но стоит им затронуть эту тему, и они разругаются и, возможно, перестанут ходить в один храм и причащаться из одной Чаши. Иногда мне кажется, что в этом плане именно молитва и совместное предстояние пред Богом со своей болью, со своей скорбью, со своими вопросами и являются фундаментом и залогом надежды, что всё это не расшатается до полного распада.

Конечно, мы имеем право действовать в рамках наших возможностей. Каждый может проявить свою позицию. Но я могу опять же говорить только о своем представлении. Я для себя понимаю, что моя задача – служить Литургию, поминать людей и молиться за них. Некоторых людей я поминаю с любовью, мне хочется их видеть, участвовать в их жизни. Некоторые люди, имена которых я поминаю, принесли мне много боли. Я бы не хотел бы с ними по-человечески встретиться. Но тем не менее я поминаю эти имена, потому что эти люди в какой-то момент вошли в мою жизнь. Может быть, внешне это несовершенно, не впечатляет, но в этом для себя я вижу попытку повлиять на ситуацию и на тех людей. Хотя у меня нет никакой уверенности, что моя молитва может что-то коренным образом изменить. Но я это делаю, потому что я почувствовал в какой-то момент жизни, что Господь доверил мне вот такое участие в жизни мира. У меня ощущение, что самое главное в жизни я уже сделал. Это вселяет в меня спокойствие. Кроме того, я иконописец, работаю над иконами. Господь доверяет мне делать это. Думаю, что не все люди так чувствуют. Наверняка есть те, кто готов куда-то ехать, кому-то помогать, делиться своими средствами и знаниями, деятельно участвовать. Если они готовы ради Бога и ближнего что-то делать, то это тоже милость Божия. В этом и заключается гармония. Каждый на своем месте что-то понемногу делает, из этих кирпичиков в итоге сложится целое здание.

Записала Наталья Шатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм