Найти тему
О, КУЛЬТУРивание

Экологическая катастрофа, ставшая домом для тысяч людей: почему филиппинцы живут на свалке

Когда кто-то говорит о необходимости переработки и вторичного использования стекла или бумаги, многие из нас не понимают смысла в этом. Зачем перерабатывать, если можно просто выкинуть? В конце концов, к чему это новомодное веяние с органическими продуктами, эко-товарами и зеленой энергией? Это кажется бессмысленным — от одного человека все равно ничего не зависит. Однако если посмотреть на фото ниже, можно понять: ситуация в мире действительно кажется угрожающей.

Это не естественный рельеф местности и не фотошоп. Это — одна из самых больших и знаменитых свалок Филиппин, Смоки Маунтин, что буквально означает "дымовая гора". И действительно, раньше свалка часто начинала стихийно гореть, что и вызвало у людей такие ассоциации. Затем свалку попытались разобрать, но все тщетно: она едва ли изменилась внешне, но гореть перестала, зато сюда переселились тысячи людей со всей Манилы — свалка стала их домом.

А ведь когда-то Смоки Маунтин был довольно респектабельным районом — эдакий тихий пригород, куда можно сбежать от городской среды. Только вот последствия урбанизации застигли жителей этого тихого счастья врасплох — к окраине города стали свозить мусор. Сначала немного, но с каждым годом его становилось все больше и больше, пока вместо пасторального пейзажа не выросла огромная зловонная и гниющая гора отходов.

-2

Как водится в таких случаях, рядом сразу возникли трущобы из мусорщиков. Изначально это были сарайчики людей, которые за какую-то копеечную плату сортировали тут отходы, но не по заказу государства, а по найму частных лиц. В их обязанности входил поиск еще работающей техники, плат для компьютеров, с которых можно получить золото и поиск одежды на перепродажу. Со временем к этим мусорщикам переехали их семьи, а потом пришли и другие бездомные.

Люди поняли: мусор — выгодный бизнес, по крайней мере по меркам бедной азиатской страны. Тут можно найти еще работающие вещи или даже помыть и повторно продать или использовать посуду и даже полиэтиленовые пакеты и упаковки. Тут хватаются буквально за все. Вероятно повторное использование должно изначально иметь другое значение, но здесь оно именно такое.

-3

Доходит до того, что люди на этой же свалке ищут себе еду: обглоданные кости, на которых можно сварить бульон, подгнивающие фрукты и недоеденный фастфуд — все это тут дет в пищу и не только взрослых, но и детей.

К слову о них: малышня с раннего детства помогает родителям сортировать мусор и находить среди гор отходов "сокровища", которые еще можно перепродать. Естественно, такой напряженный рабочий день никак не стыкуется с учебой в школе — дети, работая на свалке, автоматически лишаются обучения и шанса на лучшую жизнь. Такой вот замкнутый круг из гор мусора.

Переработка игрушек со свалки
Переработка игрушек со свалки

К сожалению, иногда круг превращается в самую настоящую лавину или оползень. Случались такие и тут. К счастью, без жертв. Однако аналогичная свалка в Эфиопии погребла под собой около 150 человек: гора из тонны отходов просто рухнула на мусорщиков, не оставив тем никаких шансов. Поэтому жизнь близ Смоки Маунтин не только тяжела, но и довольно-таки опасна.

К несчастью, изменить существующее положение дел в данный момент нельзя. Тот самый первоначальный мусорный полигон, который и получил название Смоки Маунтин, уже не существует. С ним власти разобрались, но на его месте вросли новые горы мусора — надо же куда-то девать отходы, поэтому в ближайшее время перемен ждать не приходится.

-5

Конечно, сейчас на свалке трудятся не только жители местных трущоб, выискивающих, чем бы поживится, но и госслужащие, пытающиеся заняться переработкой мусора. Только вот мощностей явно не хватает: мусор прибывает быстрее, чем его успевают разбирать. Это приводит к настоящей экологической катастрофе: вокруг свалки стоит невыносимый смрад, местные реки загрязнены, а количество пластика и полиэтилена таково, что ученые затрудняются даже назвать их количество. В общем, если ничего не решать, ситуация станет непоправимой.

Впрочем, как и в случае с пустыней Атакама, превратившейся в склад старых вещей, это, кажется, мало кого заботит. Власти экономят бюджет, а местные жители зарабатывают. Кажется, всех все устраивает: они просто не знают другой жизни.