Я очень люблю творчество Фазиля Искандера. Пожалуй, самый добрый, позитивный, но в то же время глубокий современный писатель. Читая его книги, заражаешься солнечным настроением советского детства, вместе с его героями погружаешься в такой благодатный мир добра, любви. И вот в очередной раз перечитывая в сто первый раз его "Детство Чика" я вдруг вспомнила, что точно такую же атмосферу в нашей группе педучилища создавала одна девочка - Малика.
Я тогда была неопытным классным руководителем. Только пришла в педучилище, мне сразу же дали группу. Для училища, где процент девчонок всегда в разы выше, чем парней, моя группа была исключением. Половина девочек -половина мальчиков. Девятиклассники. Самый пик переходного возраста. И я - выпускница педвуза, только-только поступившая в аспирантуру.
Ох, как тяжело сначала было! Но чин по чину выбрали старосту, заместителя. Процесс пошёл. И вот всё чаще я стала обращать внимание на одну девочку. Обычная внешность, особо ничем не примечательная, экзотическое имя - Малика. Мы ставили ударение на последний слог, а дома родители - на первый. В учёбе - старалась, конечно, но не семи пядей во лбу.
Меня поразило другое. Как она всех без исключения полюбила! Переживала за каждого двоечника, мотивировала на получение хороших отметок, строго следила за дежурством. Некоторые ребята сначала как-то настороженно отнеслись к ней - из-за её непохожести на нас. Это был подросток, воспитанный другой национальной культурой. Но уже спустя месяц никто из моих подопечных не представлял, как нам обойтись без Малики.
Удивляюсь её принципиальности, но в то же время доброте. Вот любитель поспать- Аниська - каждый день ко второму или третьему уроку приходит. Подсядет к ней в конце месяца, когда та подсчитывает пропуски: "Малика, поставь поменьше мне!" А та ему отвечает: "А ты потом вообще к 5-му приходить будешь! Давай, Паша, за эти прогулы пиши-ка объяснительные! Хочешь, я тебе каждое утро звонить буду с утра?!" А самой видно, что жалко прогульщика.
В значительной степени благодаря ей группа сплотилась. Вот получил Валерик тройку по математике за самостоятельную. Сидит переживает - вдруг на стипендию повлияет... Малика подсаживается к нему: "Валер, ну, что ты как не мужик! Пойди к преподавателю, попроси переписать работу!" Смотришь - Валерик уже повеселел.
О Малике мы знали ровно столько, сколько и обо всех студентах: где живёт, телефоны родителей, чем увлекается студент. Она нам рассказывала, что отец у неё фермер, мать дома сидит, хозяйством занимается. Есть ещё младший брат. И ей положено, хоть она и на 4 года старше, прислушиваться к его мнению.
Собрались мы как-то с ними в Москву на концерт - так у нас награждали в тот год отличников и хорошистов. А она мне звонит и говорит прямо за день: "Меня папа не пускает. Говорит, что там полуголые по сцене прыгают, все курят и т.д." Еле-еле, уж не знаю, какими усилиями, ей удалось уговорить папу. Отпустил. Но велел строго-настрого не краситься, выглядеть скромно. И что вы думаете: как её ни уговаривали соседки по комнате накрасить хотя бы губы - ни в какую. И знает, что отец не увидит, т.к. он в другом районе, а уважение к родителям, послушание, не дают ей нарушить наказ.
Ей была дана такая особенность - гасить конфликты, не дав им разгореться. Всё же подростки - те ещё характеры. Только начинает где-то "искрить", наша Малика тут же пытается разобраться, утихомирить спорящих. Иногда, бывало, кто-то из конфликтующих адресует и ей недоброе слово, советуя не лезть ни в свои дела. Она же всегда с достоинством отвечала. Вроде и не обижала при этом никого, но в то же время могла дать отпор.
И вот благодаря этой необычной девочке моё первое классное руководство шло как по маслу. Правда, её принципиальность иногда была неудобна другим. В моём случае это было на уроке литературы. Читаем мы "Флейту-позвоночник" Маяковского. Я с пеной у рта рассказываю о космичности любви лирического героя, о невероятном новаторстве и таланте Маяковского в передаче различных нюансов любовного переживания. А Малика говорит: "Я, конечно, прочитала поэму. И мне она не понравилась!" Я делаю круглые глаза и начинаю доказывать, что такого просто не может быть! На что получаю ответ: "Не знаю, зачем в программу включают какие-то непонятные стихи, что в них такого?!" Перечеркнула все аргументы молодого учителя.
Весь первый курс мы жили в очень уютной атмосфере доверия друг к другу. Конечно, всё было неидеально, но взаимовыручка, терпимость к недостаткам других - это, действительно, было. Все распрощались на время летних каникул.
Когда я ещё была в отпуске, мне позвонил с работы и просили написать характеристику Малики. Когда я на следующий день привезла её, впервые познакомилась с мамой этой замечательной девочки. Обычная скромная женщина извинялась, что оторвала меня от дел во время отпуска. Когда я узнала, что они забирают Малику из педучилища в никуда, моему изумлению и огорчению не было предела. Мама объяснила, что их папа - не совсем здоров, видимо, психически. Он убеждён, что девочке не место среди сверстников, поэтому вместе с матерью отправляет их на родину -
в Дагестан. Там девочке уже нашли мужа...
Первое сентября было омрачено, так как многие полюбили Малику. И сами, будучи фактически детьми, не могли понять, зачем 16-летнюю девочку выдавать замуж. Нам её очень не хватало.
И даже сейчас, когда моим первым выпускникам уже 35 лет, я иногда спрашиваю: не знает ли кто-нибудь о судьбе Малики? Может быть, она всё же стала учительницей и сеет доброе-вечное непоседам?