Даже в середине 20 века практика «человеческих зоопарков» продолжалась.
Брюссель и конец эпохи
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была представлена конголезская деревня, а также фотография, которая стала символом этого явления: африканская девчушка в западном платье. Ее кормит протянутая белая рука покровителя. Между ними стоит забор. Толпа посетителей смотрит.
К счастью, к 1958 году выставка в Брюсселе казалась отклонением от нормы. Интерес к человеческим зоопаркам ослабел с появлением кинематографа, когда люди смогли удовлетворить свой интерес к чужим странам через экраны. К моменту проведения выставки в Брюсселе понятие «человеческий зоопарк» было признано отвратительным и запрещено в большинстве стран.
Тем не менее, в 1958 году изменения для жителей конголезской деревни произошли не достаточно быстро. Некоторые из 297 человек умерли во время представления и были похоронены в братской безымянной могиле.
Человеческие зоопарки 21 века
Даже сегодня существуют отголоски человеческих зоопарков. Затворническое племя Джарава живет на индийском Андаманском острове.
На видео, появившемся в интернете в 2012 году, показаны кадры сафари на этом острове в живописном Бенгальском заливе, который сейчас является популярным туристическим объектом. Но сафари не просто демонстрировало животных - эти туристические поездки обещали позволить посетителям наблюдать за племенем Джарава в их естественной среде обитания.
Это видео стало доказательством чего-то более неприятного, чем сафари - оно показывало, как жители острова выступают перед туристами. Островитяне только начали контактировать с жителями материка, и эта готовность к взаимодействию с внешним миром эксплуатировалась туристами. По мнению некоторых групп, такое отношение к коренным жителям острова ничем не лучше человеческих зоопарков прошлых лет.
На входе в заповедник висит табличка, запрещающая взаимодействие или «кормление» представителей племени, но туристы ежедневно сотнями стекались сюда с бананами и орехами в руках. Полицейские должны были защищать племя от контактов, но на одной из видеозаписей видно, как полицейский инструктирует обнаженных женщин племени перед танцем, а туристы бросают в них еду.
В отчетах, собранных The Guardian, говорится, что бросание еды в ожидании представления является обычной практикой. Правительство потребовало пресечь подобные выступления, и в 2013 году Верховный суд Индии постановил полностью запретить подобные сафари.
Тем не менее, некоторые группы активистов утверждают, что такие мероприятия тайно продолжаются, несмотря на запрет.
Человеческие зоопарки как протестное искусство
2014 году в Осло, в честь 200-летия конституции страны два художника устроили воссоздание «Kongolandsbyen» (Деревня Конго), популярной Норвежской всемирной выставки 1914 года. В оригинальной выставке участвовали 80 сенегальцев в «аутентичной» обстановке домиков с пальмовыми крышами, и ее посмотрела половина населения страны.
Сто лет спустя два художника, Мохамед Али Фадлаби и Ларс Кузнер, воссоздали эту экспозицию. Теперь она называется «Европейский аттракцион Лимитед». Они стремились исследовать то, что считают колониальной и расовой «амнезией» Норвегии, и начать разговор о наследии колониализма. Ими были приглашены люди всех национальностей со всего мира, чтобы стать экспонатами этого постмодернистского человеческого зоопарка.
Но реакция оказалась не такой, на какую рассчитывали художники. Многие критики заявили, что выставка просто подтвердила и заново вписала расистские и колониальные понятия в мир, который далек от «пострасового».
Писатель Бвесигье бва Мвесигире спросил: «Есть ли художественная ценность в воссоздании такого бесчеловечного зрелища, особенно в мире, еще не полностью излечившемся от расизма? Это надругательство над искусством??»
По правде говоря, European Attraction Limited действительно создала дискуссию о колониальной истории Норвегии, но она была гневной и раздробленной, в результате чего художники подвергались угрозам, как со стороны расистов, так и антирасистов.
Хотя по всему миру есть отголоски этих человеческих зоопарков, такие шоу широко осуждаются. Тем не менее, пока эти павильоны и деревни лежат в руинах или существуют только на выцветших афишах, есть те, кто утверждает, что эти позорные эпизоды из нашей истории не должны быть просто стерты или забыты, они должны стать свидетельством постыдного и часто неудобного прошлого.