Найти тему

"Нехорошая квартира" или Мемориальный музей-квартира Булгакова на Садовой 302-бис (часть 1)

Материал о "Нехорошей квартире" я разделил для удобства на три части поскольку изначально он получился довольно объемным как по количеству фотографий, так и по насыщенностью текстом от впечатлений осмотра. Как бы мне не хотелось использовать сервис Дзэна "галерея фотографий", но многие мысли и чувства от посещения тогда пришлось бы не публиковать, так что репортаж будет длинным...

Ну, вот, наконец, мы и в «Нехорошей квартире» №50, что в подъезде №6 на Садовой 302-бис. Именно в ней Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. А затем - еще полгода в квартире №34 – с августа по ноябрь 1924 года. Некоторые булгаковеды считают, что более всего под условия действия романа подходит именно квартира №34, однако мы примем официальную версию. Давайте, приступим к осмотру этой удивительной и, наверное, самой загадочной квартиры Москвы.

Непременным ритуалом будет подъем по лестнице к музею, что на четвертом этаже, среди безудержного иступленного творчества поклонников Мастера. Подробнее о настенных росписях "Нехорошей квартиры" можно ознакомиться в этом моем материале...

Верхний четвертый этаж Дома Булгакова
Верхний четвертый этаж Дома Булгакова

Вот мы и у двери Музея Мастера... Итак, входим...

Входная дверь музея
Входная дверь музея

Это старая входная дверь квартиры №50, что раньше была также доступна для "народного творчества"...

Сейчас же внешняя входная музейная дверь полностью металлическая

-4

Квартира находится на четвертом этаже по Большой Садовой, 10. В романе упоминается 5-й этаж – возможно автор имел ввиду счет этажности с учетом высокого цоколя здания. В квартире №50 была классическая коммуналка. Поселиться в этой комнате ему удалось после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.

Михаил Булгаков
Михаил Булгаков

Планировка квартиры № 50

План "Нехорошей квартиры"
План "Нехорошей квартиры"

Прихожая этой квартиры небольшая. Первое что мы здесь видим, это портрет Мастера, круглый столик, длинный коридор и комнаты слева и справа.

-7

Стойка для зонтов (на фото ниже). Гнутое дерево. Начало ХХ века, Россия.

Здесь стоит стойка для зонтов и тростей (а, быть может, и шпаг), принадлежавшая М.А. Булгакову и Е.С. Булгаковой, из их квартиры в Нащокинском переулке. Поступила в фонды музея в 2010 г. от Тарасевичей.

-8

Круглый столик (на фото выше). Дерево, мрамор, перламутр. Резьба, инкрустация. Середина XIX века. Европа. Благодаря сохранившимся фотографиям последней квартиры Булгакова в писательском доме в Нащокинском, точно известно, что этот столик стоял точно также в прихожей, и над ним висело большое зеркало в тяжелой резной раме. На нем Булгаковы оставляли друг другу и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами…

Сейчас "Нехорошая квартира" №50 - государственный музей, здесь идут постоянные многочисленные экскурсии, снуют экскурсоводы, экскурсанты и сотрудники. В частности, поэтому осмотреть «Гардероб» с его булгаковскими платяным шкафом и вешалкой для одежды, а также смежную с ними комнату (для сотрудников) мне так и не удалось, как и не удалось заглянуть в смежную с «синим кабинетом» - комнаты «Редакции» - она была на переоформлении экспозиции.

-9

Комната "Редакция" (в нее сейчас нет доступа). Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея. Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский - в «Нехорошей квартире»! В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы, а также фотографии Александра Родченко.

-10

У высоких дверей "Редакции", на старом стуле, стоит большая бутыль для пожертвований - можно отсыпать "Аннушке на масло...")

-11

Комната "Для сотрудников музея". Вроде бы как обычный офис

-12

Справа от входа – «Синий кабинет». В этой комнате в музее попытались воссоздать образ последнего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире в «писательской надстройке» дома 3/5 в Нащокинском переулке – на основе воспоминаний близких и друзей, сохранившихся фотографий и рисунков. В экспозиции представлена часть стоявшей там мебели, которая по воле случая спустя 70 лет после кончины писателя поступила в музей. Сотрудники музея «…стремились нащупать атмосферу, в которой создавались «Театральный роман», «Мольер», «Мастер и Маргарита»...

-13

Кресла из последней квартиры Булгакова в Нащокинском переулке

-14

Ранее в этом углу находился "гоголевский" секретер, но сейчас его я не обнаружил. Оказалось, что он тогда был временно на выставке в галерее "На Шаболовке".

-15

По разным источникам - «время начала работы над "Мастером и Маргаритой" Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г…».

Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем романе "Мастер и Маргарита": "…Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде...".

-16

Варианты названия романы не были столь ярки как окончательное: "Черный маг", "Копыто инженера", "Жонглер с копытом", "Сын В(елиара?)", "Гастроль (Воланда?)". Совершенно не впечатляют - правда? Кстати, первая редакция "Мастера и Маргариты" была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы "Кабала святош". Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе...".

-17

Радиоприемник 6Н-1. Аналогичная модель радио (6Н-1, шестиламповый), выпускавшаяся в СССР Воронежским заводом в конце 1930-х, видна на фото комнаты Булгаковых в доме в Нащокинском переулке на столике возле кровати.

-18

Слева - шкаф-бюро «монашка» (на фото ниже). Шпон – красное дерево. Середина 19 века, Россия. Странное название такой вид шкафов с полукруглой передней дверцей получил благодаря своей компактности и многофункциональности – они могли умещаться в кельях и совмещать в себе платяной шкаф, секретер и комод. У Булгаковых в квартире в Нащокинском переулке он стоял в гостиной возле рояля и носил ласковое прозвище «пузатик». Экспонат поступил в музей в 2010 году от семьи Тарасевичей.

Псише (по центру кадра, на фото ниже). Шпон красного дерева, зеркало. Первая половина 19 в., Россия. Псише – от имени Психея, «душа», несомненно, служило Елене Сергеевне Булгаковой и заменяло бюро, где в ящиках в большом беспорядке хранились документы. Михаил Булгаков, в поисках важных бумаг, писал жене в 1938 году: «...пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек… Боги мои! Что же это меня ждет?! Посочувствую мне, Лю!». На боковых тумбах его стояли, синие вазочки. Поступление от Тарасевичей в 2010 г.

-19

Гардероб (на фото ниже). Шпон, красное дерево. Вторая четверть 19 века, Россия. Угловой гардероб со стрельчатыми филенками принадлежал Елене Сергеевне Булгаковой и стоял в «синем кабинете» в квартире в Нащокинском переулке. Можно только удивляться, как большая модница Елена Сергеевна могла уместить в нем все свои наряды, кстати, среди них были вещи и от знаменитой еще с дореволюционных времен модельера Ламановой. Ничем другим, кроме колдовства, это объяснишь… Поступил в 2010 г. от Л.Тарасевича.

Фортепиано (на фото ниже). Красное дерево, металл. Торговый дом Юлий Генрих Циммерман, Москва, 1900-е годы Пианино принадлежало семье Черкашиных, которые хранили его как память о тех моментах, когда на нем играла вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская, обладавшая хорошим музыкальным слухом.

-20

На этом мы немного прервемся и перейдем ко второй части...

Источники:

Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. dom10.bulgakovmuseum.ru.

Портал "Достопримечательности Москвы". Большая Садовая, 10. Доходный дом Пигита.

Ольга Филонова. Дом Пигит. Большая Садовая ул., д. 10. Портал "Узнай Москву".

© Vladimir d’Ar, 2016-2022

Вторая часть

На другом канале публикуется моя книга Путь души, или Тень Леопарда". Приглашаю к прочтению:

Читайте книгу в удовольствие
О Человеке и Душе4 июня 2022

Искренне надеюсь на обратную связь.

Ваши комментарии помогут мне посмотреть на свое творчество со стороны, писать ещё лучше и интереснее.

Ставьте лайки, подписывайтесь. Гарантирую взаимность, подписку и общение.

#булгаков #булгаковскийдом #нехорошаяквартира #литературнаямосква #музейбулгакова