Найти тему
Михаил Никольский

ПВО КНР против "Нептуна".

ч. 1 Бомбардировщики-перехватчики

Использование базовых морских патрульных в качестве платформы для разведчиков самого разнообразного назначения – банальность: ЕР-3Е, Ил-20 и т.д. Разведчик Р-2V-7 появился, во-первых, раньше, чем модернизация патрульных самолетов разведчики стала общемировым трендом; во-вторых - программа имела высочайший приоритет и соответствующую приоритету секретность.

Самолет был разработан по заказу ЦРУ США, предназначался для радиотехнической разведки над территорией противника; современные самолеты РТР выполняют задания без захода в чужое воздушное пространство. Проект и модернизацию выполняло отделение «Сканк Уоркс» фирмы «Локхид». Позже сотрудники «Сканк Уоркс» разработают самолеты-разведчики U-2, А-12 и SR-71.

Модернизацию в разведчик по программе ЦРУ «Wild Cherry» на заводе в Бербанке в 1955 г. прошли пять новых и два «подержанных» патрульных Р-2V-7. В состав бортового оборудования входило большое количество приемных антенн, записывающая аппаратура, РЛС следования рельефу местности, навигационная допплеровская РЛС. Оборонительное вооружение включало передатчик электромагнитных помех и … УР «Сайдуиндер». Ракеты предлагалось подвешивать на подкрыльевые пилоны, ни одного разведывательного полета с подвешенными УР выполнено не было. Зато аппаратура постановки помех использовалась едва ли не в каждом боевом вылете, хотя ЦРУ требовало обеспечить скрытное пребывание разведчика над территорией противника. «Стелсом» разведчик RB-69 не являлся. Мероприятия по снижению заметности свелись к окраске планера в черный цвет и выполнению полетов ночью на малых высотах.

RB-69A с/н 54-4037 на испытаниях, авиабаза Эглин, 1957 г.
RB-69A с/н 54-4037 на испытаниях, авиабаза Эглин, 1957 г.

Разведчики создавались с прицелом на использование в Европе. Первые разведывательные полеты RB-69 выполнили весной 1955 г. над западными районами СССР, два разведчика дислоцировались в Висбадене. Экипажи, традиционно, набирались из военных летчиков, заключивших контракты с ЦРУ. Полеты над СССР, Польшей и Чехословакией пришлось очень быстро свернуть из-за шпионского скандала. Некая дама из КГБ сумела, якобы, проникнуть в тайну программы «Wild Cherry»... Было принято решение использовать RB-69 для радиотехнической разведки КНР.

Первый «Нептун» поступил в 34-ю эскадрилью в 1956 г., ранее известную в ВВС Тайваня как Группа специального назначения. Неофициально эскадрилью именовали на американский манер «CIA ELINT» - радиотехническая разведка ЦРУ. Эскадрилья находилась в двойном подчинении – у ЦРУ США и Внутреннего бюро министерства обороны Китайской республики.

P-2V-7 (RB-69) с опознавательными знаками Китайской республики.
P-2V-7 (RB-69) с опознавательными знаками Китайской республики.

«Нептун» для ПВО КНР оказался крепким орешком. Разведчики летали в безлунные ночи на относительно небольшой высоте – 300 – 900 м. Бортовая станция постановки помех успешно глушила радиолокаторы «Изумруд» перехватчиков МиГ-17ПФ. РЛС «Изумруд» не могла выделять воздушные цели на фоне земной поверхности, поэтому МиГу было необходимо держаться заведомо ниже «Нептуна»; ночью, в полете над пересеченной местностью. РЛС следования рельефу местности самолета «Нептун» в полете на высоте 900 м просматривала местность на 10 км вперед, что позволяло летчикам своевременно огибать естественные препятствия. У летчиков МиГов такой возможности не имелось. Перехватчиков МиГ-17ПФ, к тому же, в ВВС КНР было совсем немного – порядка 70. Летчики перехватчиков, в силу небольшой продолжительности полета МиГ-17ПФ, фактически не имели право на ошибку: сбивать цель следовало в первой атаке, в крайнем случае – во второй.

Проблематичность уничтожения разведчиков привела к появлению очень интересных и практически неизвестных за пределами КНР самолетов. В перехватчики доработали бомбардировщики Ту-2 и Ту-4. Самолеты получили обозначение Ту-2П и Ту-4П. Любопытная деталь – в китайской литературе «Ту» пишут иероглифами, за иероглифами следует аббревиатура «4П»; очень может быть модернизация Ту-4 в Ту-4П проводилась при участии советских специалистов.

Подвеска бомбы на Ту-2 ВВС КНР, 1954 г.
Подвеска бомбы на Ту-2 ВВС КНР, 1954 г.
Первые серийные бомбардировщики Ту-4, аэродром Раменское.
Первые серийные бомбардировщики Ту-4, аэродром Раменское.

Советский Союз передал КНР десять бомбардировщиков Ту-4. В состав штатной бортовой аппаратуры Ту-4 входил бомбардировочный радиолокационный прицел «Кобальт» сантиметрового диапазона. Самолет Ту-4, как известно, представляет собой творчески переработанную копию американского бомбардировщика Ту-4. РЛС «Кобальт» в переводе с американского на советский язык - это РЛС AN/APQ-13. Прицел «Кобальт» позволял обнаруживать и идентифицировать крупные промышленные объекты на дальностях до 100 км. Антенна прицела просматривала нижнюю полусферу; «крупный промышленный объект» РЛС находила, но мелкий подвижный объект вроде самолета-разведчика терялся в помехах, которые давал отраженный земной поверхностью излучающий сигнал. Антенну РЛС «Кобальт» на Ту-4П разместили на месте верхней передней стрелковой установки, теперь антенна просматривала верхнюю полусферу. РЛС дополнили инфракрасной аппаратурой ночного видения, установленный вместо прицела стрелка. ИК аппаратура в идеальных условиях позволяла обнаружить поршневой самолет на дистанциях до 3 км. В бомбоотсеке были оборудованы рабочие места командира поисковой группы, двух штурманов наведения, оператора РЛС и оператора ИК аппаратуры. Модернизацию в Ту-4П прошли три бомбардировщика.

Размещение членов экипажа на бомбардировщике Ту-4.
Размещение членов экипажа на бомбардировщике Ту-4.

Операторы поисковой аппаратуры в бомбоотсеке перехватчика Ту-4П.
Операторы поисковой аппаратуры в бомбоотсеке перехватчика Ту-4П.

Бомбардировщики-перехватчики Ту-4П базировался в Цанчжоу, провинция Хэбэй. «Самолет ДРЛОиУ» выполнил более 20 полетов на перехват разведчиков P-2V-7. В ночь на 20 декабря 1960 г. Ту-4П обнаружил разведчика над Бохайским заливом. Четырехмоторный бомбардировщик-перехватчик преследовал двухмоторный разведчик в течение десяти минут и даже атаковал, выпустив 250 снарядов из нижней пушечной установки с дистанций от 250 до 100 м (в популярной литературе Ту-4 именуют абсолютной копией В-29; оборонительное вооружение В-29 составляли пулеметы калибра 12,7 мм, на Ту-4 стояли 23-мм пушки НР-23 или 20-мм пушки Б-20). Ни одного попадания в разведчик зафиксировано не было из-за низкой эффективности ИК прицела. По этому же разведчику в то же самую ночь безуспешно отработали два других Ту-4П. Операторы без особых проблем находили цель, но вот поразить ее не получалось.

В ночь на 21 октября 1960 г. на перехват «Нептуна» было поднято в общей сложности 13 истребителей МиГ-17ПФ, один из них врезался в гору. Еще один МиГ-17ПФ разбился, атакуя разведчик в ночь на 17 декабря 1960 г.

Поистине трагической, однако, стала ночь с 19 на 20 ноября 1960 г., когда, преследуя «Нептун» разбилось два бомбардировщика-перехватчика Ту-2П.

Модернизация Ту-2 в перехватчик Ту-2П заключалась в установке на месте штурмана РЛС РП-5 «Изумруд-5» от истребителя МиГ-17ПФ. В кабине хвостового стрелка было оборудовано рабочее место штурмана, а место штурмана занял второй летчик, перед которым установили индикатор РЛС. Выполнял атаку именно второй летчик, ориентируясь на отметку цели на индикаторе РЛС. В центроплане вместо пушек ШВАК калибра 20 мм установили 23-мм пушки НР-23. Три Ту-2П поступили в 74-й полк 25-й дивизии.

Разведчик был обнаружен в районе г. Фуян, провинция Анхой, примерно в 20 ч 50 мин. 19 ноября. Два Ту-2П получили приказ взлетать, а после взлета барражировать в зонах ожидания над городами Чжоукоу и Сюйчан, провинция Хэнань. Первым на цель с наземного КП вывели Ту-2П, находившийся над Чжоукоу. Бомбардировщик-перехватчик приблизился к цели на дистанцию 4 км, но наведение с земли прекратилось поскольку «Нептун» начал ставить помехи. Наземная РЛС снова увидела P-2V-7, когда тот находился над Сюйчаном. Второй Ту-2П сумел подойти к разведчику на дистанции 2 км и захватить цель бортовой РЛС в условиях постановки помех. Разведчик начал маневрировать, однако перехватчик уверенно висел у него на хосте. Самолеты шли на высоте 900 м.

Летчики 34-й эскадрильи ВВС Китайской республики у самолета Р-2V-7.
Летчики 34-й эскадрильи ВВС Китайской республики у самолета Р-2V-7.

Местность в провинции Хэнань – гористая. РЛС «Нептуна» своевременно обнаружила гору Суншань высотой 1440 м. «Нептун» успел перескочить через горку, Ту-2П – нет. Высоты не хватило совсем немного, перехватчик врезался в гору в 80 м ниже вершины. Разведчик прекратил выполнение задания, развернувшись на обратный курс. В 23 ч 07 мин. взлетел третий Ту-2П, которой с земли подвели к цели на дистанцию 1 км. Обнаружить цель бортовой РЛС на сей раз не удалось из-за помех, которые ставил разведчик. Ту-2П на базу не вернулся. Обломки обнаружили в уезде Есянь, провинция Хэнань, на холме высотой 300 м в 25 км. Патронные ящики обоих 23-мм пушек были пустыми. Скорее всего, летчики стрельба велась длинными очередями. Вспышки выстрелов ослепили летчиков, дальше – потеря пространственной ориентации и столкновение с землей. Единственный уцелевший Ту-2П больше для перехвата разведчиков не использовался.

Летчики и техники 69-го полка 230й дивизии ВВС КНР у бомбардировщика Ту-2.
Летчики и техники 69-го полка 230й дивизии ВВС КНР у бомбардировщика Ту-2.