Юмор — движущая сила интернета и один из топовых форматов во всех контент-платформах. В Дзене это направление теперь тоже активно развивается с приходом в команду платформы стендапера и сценариста Кирилла Сиэтлова. Каналы классиков жанра тут всегда были (и хорошо себя чувствовали), но теперь к ним добавились стендап-клубы, комиксисты, вайнеры и дерзкие начинающие комики. Мы поговорили с пятью авторами смешных каналов, чтобы узнать ответ на один вопрос: как научиться шутить в блоге?
Потребляйте больше юмора
Чтобы писать или снимать видео с юмором, нужно потреблять много юмора. Обращайте внимание на шутки, которые вызывают сильные эмоции у вас и у аудитории. Пробуйте разобрать, как они устроены. Понимание таких структур поможет придумывать свои шутки.
Обычно шутка состоит из двух частей.
- Сетап (установка) — это логическая завязка, утверждение факта или реального описания событий.
- Панчлайн — это кульминация, которая внезапно уводит рассказ в неожиданном направлении и делает его смешным.
Саша Куликов, тайм-тревел-блогер, пишет про поп-культуру, литературу, рекламу и 90-е: «Когда смотрите юмористические шоу, у вас на подкорке осядут какие-то базовые схемы построения шуток, даже если вы о них не задумывались: алгоритмы, формулировки, подачи. Мой юмористический фаворит прямо сейчас — это шоу „Импровизация. Команды“».
Заимствуйте приемы у комиков и у других блогеров, но не копируйте — обязательно пропускайте через себя.
Макс Поваго, комик, рассказывает непридуманные истории из жизни юриста-международника: «Я на своем канале всегда пытаюсь встать на сторону того, кто вообще не понимает ничего в юриспруденции, и возвести это в абсолют. Вот как я использовал этот прием в статье про смерть по неосторожности: „Что? Как? Неосторожность? Типа убил случайно? Кинул рояль с крыши и такой: „Ой“?»
Фиксируйте то, что показалось вам смешным
Постарайтесь выработать такую привычку: заметили что-то смешное — тут же записывайте это, хоть в заметки на телефоне. Вскоре это будет получаться на автомате. Когда сядете писать статью, откройте заметки и попробуйте применить собранные идеи.
Никита Анахорет, комик-художник, рисует комиксы про философию и сложные материи: «Едете в автобусе, услышали, как люди о чем-то спорят, достали телефон, тут же записали интересные фразы в заметки или надиктовали аудио в телеграм. То же самое можно делать, когда смотрите кино, читаете статью, чей-то блог или комментарии».
Кстати, это не обязательно должен быть текст. Например, мемы тоже можно сохранять и вставлять в подходящие по смыслу блоки в виде иллюстраций.
Расширяйте кругозор: больше читайте, смотрите и вдохновляйтесь
Интернет-шутки, мемы обычно строятся на культурных отсылках к кино, сериалам, комиксам, литературе. Без широкого кругозора невозможно проводить параллели в текстах и видео, приводить примеры ситуаций, ярких образов и цитат. Аудитория, в свою очередь, хорошо реагирует на известные и понятные образы. Чтобы понимать, какие отсылки будут понятны, а какие нет, нужно общаться с подписчиками. Ну и вообще, активная аудитория — это полезно.
Макс Поваго: «Если у вас широкая аудитория и вы собираетесь упоминать о событиях из популярной культуры, учтите, что это должно быть очевидно и известно абсолютно каждому. „Анну Каренину“, допустим, объяснять не надо, а вот кто такой Тайлер Дерден, догадаются только фанаты Чака Паланика и „Бойцовского клуба“».
Не бойтесь смеяться над собой
Самоирония вызывает доверие у аудитории. Например, в статье про тайм-менеджмент расскажите о своем провале — как вы опоздали на самолет из-за того, что держали все в голове, а в итоге оказалось, что рейс вообще был в другой день.
Макс Поваго: «Я придумываю шутки сам, основываясь на опыте, критическом мышлении и наблюдениях за собой и за людьми в обыденной жизни. Достаточно смешно рассказать о своих чувствах во время поездки в метро в час пик. Как тебя это сильно бесит, что ты испытываешь и какие странные мысли закрадываются в голову».
С осторожностью относитесь к острым темам
Не переходите на оскорбления, клевету и пошлость. Если у вас неподготовленная аудитория, не затрагивайте острые темы вовсе. Так вы рискуете вместо обсуждения главной темы статьи уйти в неприятный спор.
Даниил Чак, ютуб- и Дзен-блогер, с юмором рассказывает про поп-культуру, снимает обзоры фильмов: «Можно сказать — смело шути обо всем, что тебя беспокоит, главное, чтобы от души. Но я советую фильтровать поток мыслей. Мы живем в непростое время, когда люди могут остро воспринимать темы, на которые еще 20 лет назад никто бы не обиделся. Чтобы не расстраиваться из-за негативных реакций на шутки, держите у себя в голове такое правило: рассмешить всех невозможно, потому что юмор субъективен».
Проще не вступать в баталии, но если чувствуете, что диалог возможен, можно попытаться объяснить шутку.
Никита Анахорет: «Если шутишь хорошо, то можешь шутить про что угодно. Но шутить хорошо сложно. И чем сложнее тема, тем выше шанс оказаться непонятым. Если шутка не сработала, я стараюсь ее объяснить. Да, это, скорее всего, значит, что она не удалась, но в этом нет ничего ужасного».
Некоторые блогеры не боятся шутить на любые острые темы, потому что считают это необходимым для себя и для общества.
Ева Морозова, художница, автор некрасивой вселенной ШКЯ: «Сейчас говорить о политике скорее некая обязанность, тут речь не идет о творчестве. Это как помыть посуду, почистить кошачий лоток. Хочешь не хочешь — надо влезать туда иногда. Когда у тебя большая аудитория, молчать — это неправильно. Я, конечно, мечтаю уже поделать музыкальные видосы, но это по-прежнему неуместно, увы».
Изобразите самое сложное в комиксе
Комиксы — огромное поле для самовыражения, потому что в них можно использовать и литературные приемы, и визуальные, как в кино. При этом не обязательно быть художником, можно взять уже готовые изображения и просто сопоставить их в графическом редакторе. Например, в «Фотошопе» или «Фигме».
Самое простое — придумать шутку с появлением из-за кадра. Например, когда что-то прикольное было рядом с персонажем, но читатель этого не видел, а в следующем кадре оно появляется.
Оценивайте свои работы взглядом стороннего наблюдателя или скидывайте друзьям, чтобы они дали вам обратную связь.
Ева Морозова, художница, автор некрасивой вселенной ШКЯ: «Важно критически смотреть на то, что сделал, сомневаться, слушать, какие реакции от зрителей идут, совпадают ли они с той реакцией, которую ты предполагал. И еще переделывать, переделывать, переделывать, если думаешь, что можно лучше».
Если ироничная подача в вас не откликается, не нужно стараться выдавливать ее из себя: читатель обязательно заметит неискренность.