Найти тему
Сила Территории

Что такое велотуризм? Как собраться в свое первое путешествие на велосипеде?

Оглавление

Наверняка каждый любит время от времени покатать на велосипеде. А думали ли вы о том, чтобы не ограничиваться курсированием по городу или по ближайшему парку, а отправиться в многодневный поход? Да, прямо на велике! Это совершенно другое удовольствие, скорость и угол зрения даже на привычный туристический маршрут.

-2

В этом году у Силы Территории появилось новое направление — велопоходы. Мы уже открыли сезон и показали, как круто это бывает. Выбрали формат похода выходного дня, чтобы у всех была возможность оценить свои силы и затестить этот формат.

Ближайший велопоход планируем вдоль берегов Волги и Тверцы 29-31 июля, и в него ещё можно попасть!

Сделали подробную заметку, чтобы лучше понять, что вообще из себя представляет велоформат туризма. Вместе с проводником Силы Территории Максимом разобрались, что это такое, и какое снаряжение потребуется нам в дальнейших историях.

У Максима большой опыт в велопутешествиях
У Максима большой опыт в велопутешествиях

Путешествие на велосипеде.

Со времён изобретения первых велосипедов многие романтики и искатели приключений использовали их для своих путешествий. Не теряют актуальности велопутешествия и сейчас, а технический прогресс не стоит на месте, делая современный велотуризм очень многообразным. Правда, вместе с этим становится все сложнее разобраться во всем самостоятельно, для этого есть мы.

Выбор снаряжения напрямую зависит от формата путешествия, поэтому прежде, чем выбрать велосипед, определитесь с форматом путешествия.

Виды велотуризма.

  • Экспедиционный велотуризм. Велоэкспедиции предполагают отсутствие дорог общего пользования и благ цивилизации на большей части маршрута. Маршруты таких экспедиций включают автономные участки разной продолжительности, но не обязательно сверхсложные. Они сочетают в себе передвижения по красивейшим природным объектам с преодолением препятствий: броды, перевалы, пески и заболоченные участки. Также подразумеваются ночёвки в палатках и самостоятельное приготовление пищи на костре или горелке. Уровень подготовки, необходимый для участия в экспедиции, зависит непосредственно от сложности маршрута и должен обсуждаться индивидуально.
-5

  • Туристический или развлекательный велотуризм. Сюда можно отнести так называемый европейский велотуризм. Путешествие по дорогам с хорошим покрытием, ночёвки в гостиницах или специально подготовленных кемпингах, с посещением культурно-исторических достопримечательностей и питанием в придорожных кафе/ресторанах. Или же велопоходы по относительно диким местам, но с машиной сопровождения, которая берёт на себя перевозку всего снаряжения и организацию бивака, что позволяет проезжать большие расстояния с меньшими энергозатратами, сосредоточившись на более динамичном и техничном катании. Обычно требования к опыту участников в таких мероприятиях минимальны и ограничиваются только тем, какие суточные расстояния человек способен покрывать на велосипеде.
ПВД Силы Территории вдоль Московского моря
ПВД Силы Территории вдоль Московского моря

  • Спортивный велотуризм. Главная задача такого вида туризма —спортивный результат. Например, «категорийный туризм», в котором поэтапно участники проходят походы всё большей категории сложности, защищая свои достижения перед специальной комиссией. Или ультрамарафонские гонки на самообеспечении, когда участники преодолевают тысячи километров на время без машин сопровождения и команд поддержки. Спортивный велотуризм предполагает хороший уровень подготовки и подходит очень опытным туристам, скорее даже спортсменам.
  • Вело-ПВД (поход выходного дня на велосипеде) может быть любого из вышеперечисленных форматов и любой категории сложности. Основное отличие — небольшая продолжительность от 2 до 4 суток. Для новичков вело-ПВД является отличной возможностью попробовать уехать куда-то дальше своего парка, приобщиться к миру велотуризма. Для опытных участников — это хорошая возможность заняться любимым делом между более серьёзными и продолжительными маршрутами, прокачать скиллы, обкатать снаряжение и потренироваться в приятной компании.
  • Длительные велопутешествия (дальняки). Сюда можно отнести кругосветки или многомесячные путешествия, которые покрывают целые регионы, страны и континенты. Обычно проходят в комбинированном формате, сочетая экспедиционный, туристический и иногда даже спортивный форматы. Такой формат требует большого опыта и хорошей физической подготовки!
Велопутешествие по Байкалу
Велопутешествие по Байкалу

Какие велосипеды подходят для велотуризма.

Сейчас на рынке существуют десятки типов велосипедов, и новичку порой трудно понять, какой перед ним велосипед и насколько он походит для того или иного вида велотуризма. Для наглядности мы перечислим все основные типы велосипедов и определим какой вариант всё-таки лучше.

MTB — mountain bike, он же — горный велосипед.

МТВ — самый универсальный вариант
МТВ — самый универсальный вариант

MTB (горные велосипеды) с ригидной или амортизационной вилкой – наиболее универсальный вариант, который отлично подходит для всех видов велотуризма.

Фэтбайк.

Фэтбайк — для зимы и бездорожья
Фэтбайк — для зимы и бездорожья

Фэтбайки (велосипеды с очень толстыми покрышками) — лучший выбор для зимнего и экспедиционного велотуризма в условиях сильного бездорожья, незаменим на маршрутах с обилием песка. На маршрутах с хорошим дорожным покрытием смысла в таком байке нет.

Плюсовик.

Плюсовик — идеален для велоэкспедиций
Плюсовик — идеален для велоэкспедиций

Плюсовики (среднее между обычным горным велосипедом и фэтбайком) —идеальный выбор для экспедиционного туризма: лучшее соотношение проходимости и наката. Проходит практически по любому бездорожью, но и вполне достойно показывает себя на асфальте. Часто именно такие велосипеды делают специально заточенными под велотуризм.

Гравел.

Гравел — лучший вариант для маршрутов с преобладанием асфальта и несложных грунтов
Гравел — лучший вариант для маршрутов с преобладанием асфальта и несложных грунтов

Гравелы (велосипед с рулём бараном как у шоссера, но с колёсами как у горного) — идеальный выбор для маршрутов с преобладанием асфальта и хорошо укатанных грунтов. Также подходит и для экспедиционного туризма несложных категорий. Чем больше на маршруте бездорожья, тем меньше на этот маршрут подходит гравел.

Двухподвесы.

Двухподвесы плохо подходят, но в отдельных случаях можно пробовать
Двухподвесы плохо подходят, но в отдельных случаях можно пробовать

Двухподвесы (велосипеды с амортизацией переднего и заднего колеса) —кроскантрийные, с некоторыми оговорками допускаются для всех видов туризма, хотя и не очень удобны для этих целей.

Байки для даунхилла и фрирайда не пригодны для туризма.

Варианты, которые совсем не подойдут:

Складной велосипед и ситибайк в очень редких случаях может подойти, но нужно уточнять каждую конкретную модель
Складной велосипед и ситибайк в очень редких случаях может подойти, но нужно уточнять каждую конкретную модель

Складники, ситибайки (складные либо прогулочные велосипеды). Некоторые разновидности вполне подходят для ПВД с машиной сопровождения либо для лайтового евротуризма, однако в общей своей массе не пригодны для туризма. Более детально по конкретному велосипеду необходимо проконсультироваться с вашим проводником.

-14

Электровелосипеды, BMX и велосипеды для уличного или трюкового катания, шоссейные, трековые, фиксы (спортивные велосипеды на тонких колёсах), круизеры, велосипеды похожие на харлей, синглспиды и ретробайки (как был у дедушки) — совсем не пригодны для туризма!

Трайки (трехколёсные), моноциклы (одноколёсные) — ну вы тоже поняли…

Отдельное внимание обратите на АшанБайк — такая каста велосипедов, которая внешне может выглядеть, как любой из вышеперечисленных типов, но при этом качество и надёжность компонентов настолько плохого состояния, что использование таких велосипедов в туризме категорически не рекомендовано (могут продаваться не только в Ашане, но и на Авито, Али, Озоне, рынках и т.д.)

P. S.: Если вы не уверены, какой у вас велосипед и подходит ли он под маршрут, или же вы только планируете приобрести байк для велотуризма, задавайте все возникающие вопросы в комментариях, поможем разобраться!

Снаряжение для велотуризма.

Конкретный список зависит от многих факторов: времени года, региона, сложности маршрута, его продолжительности, размера группы, наличия автономных участков, препятствий на маршруте... и много чего ещё. Не последнюю роль при подборе снаряжения играет уровень финансовых возможностей. Понятно, что лучше использовать современное профессиональное ультра лёгкое снаряжение, но и стоимость такого комплекта для многих может стать неприемлемой.

Для начала хотелось бы разделить необходимое снаряжение на общетуристическое и узкоспециализированное велосипедное.

К общетуристическому можно отнести всё то, что нужно туристу в походе, а именно — бивуачное снаряжение и экипировка. В велотуризме более критичным является объём, а не вес снаряжения. Также важно помнить, что любое снаряжение – компромисс между его ценой, весом, надёжностью и характеристиками. Наша задача – найти правильный баланс в зависимости от маршрута.

Туристическое снаряжение в велопоход.

-15

  • В первую очередь нам нужна спальная система — палатка, коврик и спальник. Когда появится опыт, можно будет поэкспериментировать с гамаками, тентами, бивуачными мешками и спасательными одеялами для облегчения снаряжения. Но для начала остановимся на классическом варианте. Сила Территории предоставляет всё необходимое для организации бивуака в велопоходе.
  • Нам нужно что-то кушать и как-то это готовить, для этого необходимо взять горелку, топливо, котел и принадлежности для готовки, а также персональную посуду. Если на маршруте нет доступа к чистой питьевой воде, то понадобится фильтр, а если планируется готовка на костре, то соответственно и костровое оборудование. В наших историях все необходимое для этого мы предоставляем.
  • Конечно же, нужна подходящая одежда. Если есть специализированная велоодежда, соответствующая погоде – вполне подойдёт. Если нет, то и для велотуризма оптимальна туристическая система слоёв, т.к. даёт наибольшую вариативность гибкой настройки под погодные условия. В жаркую погоду лучше всего использовать спортивные вещи из влагоотводящих материалов, хлопковые вещи не рекомендуются. Дальше, чем холоднее, тем больше утепляющих слоёв, а в дождливую погоду добавляем мембранную куртку и штаны. В велотуризме не рекомендуется использование пуховок как ходового утепляющего слоя. Из-за повышенного парообразования пух быстро теряет свои свойства, лучше использовать синтетические утепляющие куртки. Нижнее бельё и носки лучше использовать для спорта и туризма из синтетических материалов.
  • Рекомендации по обуви: в жаркую погоду – сандалии, кроксы или лёгкие беговые кроссовки, в прохладную и дождливую – трекинговые ботинки. Зимой хоть валенки, лишь бы не мёрзнуть (это не шутка)! Использование контактной обуви (это та, которая состёгивается со специальными педалями) для новичков возможна только в том случае, если вы умеете экстренно выстёгиваться, например, если занесёт в песке или поведёт на глине. И в любом случае обувь должна быть удобной и разношенной. Хорошим дополнением в любой ситуации могут стать мембранные носки.
  • Средства гигиены и аптечка: тут особых отличий от общетуристических рекомендаций нет. Можно добавить тальк, присыпку или детский крем. Бывают случаи, когда седло с непривычки может натирать. Аптечка тоже без значительных отличий, разве что можно положить побольше перевязочных материалов и согревающих мазей.
  • Электроника и навигация, как в обычном походе. Существуют чисто велосипедные навигаторы, но для туризма они не самые удобные. На начальном этапе можно запросто пользоваться телефоном, установив на него предварительно locusmap (android), osmand, или mapsme.

Узкоспециализированное снаряжение:

  • Шлем – это основа безопасности. Любой уважающий себя велосипедист в обязательном порядке носит шлем, и мы настоятельно рекомендуем его использование.
  • Велофонари – вещь нужная не только для освещения дороги в тёмное время суток, но и как габаритные огни, в качестве пассивной системы безопасности при движении по дорогам общего пользования.
  • Велоаптечка и ремнабор. В историях с Силой Территории об этом позаботятся проводники, но если соберетесь в самостоятельное велопутешестиве, то оставляем список необходимого.

Необходимый минимум:

  • Мультитул велосипедный (или набор шестигранников)
  • Насос
  • Велоаптечка – запасная камера подходящего размера, монтажная лопатка и запасные заплатки (лучше самоклейки)
  • Смазка цепи.

Если есть азы навыков ремонта:

  • Ремнабор для бескамерки (если резина стоит бескамерно)
  • Выжимка цепи
  • Спицевой ключ
  • Мультитул обычный с пассатижами
  • Армированный скотч или изолента
  • Проволока или хомуты
  • Тросик с замком (желательно возить с собой, чтобы пристёгивать велосипед во время ночёвок или осмотра достопримечательностей).
  • Фляга или термос обязательно должны быть с собой, пить нужно часто, но понемногу.

Способы перевозки снаряжения на велосипеде

И напоследок немного о том, как организовать перевозку всего необходимого нам в походе. На данный момент можно выделить 3 основных способа:

Классический.

-16

Для перевозки снаряжения используется монообъёмный велорюкзак (другие названия: велобаул, штаны). Необходим крепкий надёжный багажник, на который этот баул цепляется.

Из плюсов: этот вариант отлично подходит для новичков, так как такой рюкзак проще всего собирать и прикреплять на велосипед. Ещё одним неоспоримым преимуществом является то, что большинство таких велорюкзаков имеют лямки, как у обычных туристических рюкзаков, что делает их транспортировку более удобной.

Из минусов: ощутимая потеря в управляемости велосипеда из-за сильного смещения центра тяжести на заднее колесо и необходимость использования отдельной внутренней гермоупаковки, т.к. в виду конструктивных особенностей такие рюкзаки редко бывают герметичными сами по себе.

Европейский.

-17

Для перевозки снаряжения используется несколько отдельных сумок разного объёма, наподобие Ortlieb.

Из плюсов: такие сумки вешают как над задним, так и над передним колесом, а чаще всего используются сразу и там, и там, что существенно улучшает развесовку груза по велосипеду, поэтому необходимы задний и (или) передний багажники. Чаще всего такие сумки сразу бывают герметичными, что позволяет перевозить снаряжение без дополнительной гермоупаковки. Так же за счёт комбинации разного количества таких сумок проще регулировать необходимый объём.

Из минусов: более высокая стоимость по сравнению с предыдущим вариантом и более сложная транспортировка вне велосипеда, ведь в данном случае вместо одного большого рюкзака, который можно закинуть на плечи, нужно нести несколько сумок поменьше и сам велосипед.

Байкпэкинг.

-18

Способ, при котором всё снаряжение расположено в небольших по объёму сумочках, которые равномерно распределены по всему велосипеду. При таком варианте велосипед практически не теряет в управляемости, однако сильно уменьшается полезный объём сумок, что, как следствие, ведёт к необходимости серьёзной оптимизации снаряжения и граничит с идеями легходства. Байкпэкинг в чистом виде подходит только опытным туристам, которые точно знают тот минимум снаряжения, с которым можно пройти маршрут, не подвергая свою жизнь серьёзному риску. Однако многие байкпэкинговые сумочки очень удобны, поэтому их часто комбинируют с другими вариантами.

Любой из перечисленных вариантов имеет свои преимущества и недостатки и подбирается под конкретный маршрут. Для новичков наиболее оптимальный вариант — велорюкзак. А уже дальше, с приобретением некоторого опыта, появится понимание, какие сумки приобрести для дальнейшего развития в теме.

Категорически не рекомендуется использование обычных заплечных рюкзаков для велотуризма. Это, конечно, возможно, но спина вас не поблагодарит!
-19

Даже внутри формата велопутешествий еще множество нюансов, которые калибруются под каждого индивидуально уже в процессе. Неизменно и универсально лишь одно — удовольствие от расширения собственных горизонтов на каждом новом маршруте.

Больше путешествий в новом сезоне, и увидимся уже не только на тропах, но и на дорогах!