Чтобы получить правильное впечатление от фильма "Карнавал душ", нужно для начала соблюсти два минимальных условия: во-первых, не смотреть ремейк 1998 года (который с оригиналом не имеет почти ничего общего), а во-вторых, не смотреть раскрашенную версию этой черно-белой ленты. В этом случае шансы понять, чем же так значим этот фильм, резко возрастут.
Вернее, вопросы все равно неизбежно возникнут. Фильм достаточно гнетущий, местами совсем жуткий, но в целом пугает мало. В первую очередь из-за какой-то недоделанности: главная героиня особыми актерскими талантами не радует, бюджет явно был небольшой, а сюжет не отличается неожиданными поворотами. Чувствуется и то, что для режиссера Херка Харви (кстати, он же играет главного призрака) "Карнавал душ" стал первым опытом съемок художественного кино - до этого он снимал документальные фильмы.
Секрет же на самом деле прост. На фоне другой кинопродукции 60-х "Карнавал душ" выглядит не лучше, а просто иначе. События в нем происходят скорее не по какой-то определенной причине, а просто потому что происходят. Какая связь между героиней и заброшенным парком аттракционов? Непонятно. Почему она периодически становится невидимой для людей, выпадая в другое измерение? Непонятно. Означает ли финальная сцена то, что все происходящее - бред или сон? Неизвестно. То есть можно делать предположения, но однозначных фильмов фильм не дает.
И именно это является его характерной чертой, которая стала актуальной уже гораздо позже - сейчас ей, например, пользуется уже в своих фильмах Дэвид Линч. У него точно также "совы - не то, чем кажутся", "человек-овца" возникает из-за угла просто потому что возникает, а события на экране могут получать сразу несколько объяснений. И, кстати, точно также многие эффекты достигаются за счет музыкального сопровождения, правда не органной музыкой (как у Харви), а тягучими мелодиями Анджело Бадаламенти.
Но если Линч использует эти приемы зачастую осознанно, то в "Карнавале душ" все находки и приемы делались, как мне кажется, чисто интуитивно, на ощупь в темноте. То есть фильм просто немного опередил свое время, из-за чего и не получил признания в 60-е, но став культовым в 80-е.
#реценщия на фильм #карнавал душ #фильмы ужасов