Гонения на верующих постепенно приобретали новую силу вплоть до 1929 года. В этот период наступил пик в отношениях между церковными и государственными властями.
11 февраля 1929 г. с целью выявить и исключить руководителей , имеющих отношение к категории лишенцев, кулаков и иных враждебных для советской власти лиц, Президиум ЦИК СССР утвердил постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Было принято решение «не допускать впредь проникновения в эти органы указанных лиц, систематически отказывая им в регистрации религиозных объединений…»[1]. Немного позже, 30 июля 1937 года, под номером 00447 вышел и оперативный приказ наркома внутренних СССР Н. Ежова «Об операции по распространению бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». То есть, согласно приказу репрессиям подвергались и священнослужители. Борьба с религией велась на полное её уничтожение специальными методами известными партийными идеологами и политическими деятелями [2].
8 апреля 1929 г. Президиум Всесоюзного центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР в графе «О религиозных объединениях» постановил: без каких-либо объяснений закрывать храмы и ограничивать деятельность религиозных организаций исключительно стенами храмов и молитвенных домов[3]. В связи с этим с 1929 г. значительно усилилась антирелигиозная политика в СССР как в целом по стране, так и на Кубани, на Северном Кавказе в частности. На II съезде организация получила новое наименование – «Союз воинствующих безбожников» (СВБ) и взяла курс на полное уничтожение религиозной жизни в советском обществе. Для уничтожения религии всём советском государстве и, в частности, православной веры, 15 мая 1932 г. была объявлена так называемая первая «безбожная пятилетка». План «безбожной пятилетки» разрабатывался еще в 1929 г., но окончательно он был утвержден 29 января 1930 г. Формально план разрабатывался общественным движением, однако был активно поддержан государственной властью[4].
[1] Щелкачев А., свящ., Мазырин А., свящ., Филиппов Б.А. Церковно-государственные отношения в период коллективизации // Синодальная комиссия по канонизации святых: документы, публикации. [Электронный ресурс]. URL: kanonkom.ru/docs/svyashchennikzyrin-ba-filippov-cerkovno.html (Дата обращения: 9.04.2020).
[2] Луначарский А.В. Религия и просвещение. [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.net/chtenie/74323/anatoliy-lunacharskiy-religiya-i-prosveschenie-90.php (Дата обращения: 9.04.2020).
[3] Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории ХХ века) // Российское объединение исследователей религии. [Электронный ресурс]. URL: www.rusoir.ru/president/works/80/ (Дата обращения: 9.04.2020).
[4] Пантюхин А. М., свящ. Жизнь и положение Православной Церкви на Северном Кавказе в 1929-1934 гг. в свете архивных документов Ставрополья, Кубани и Терека // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII Международных Свято-Игнатиевских чтений. Вып. I. Ставрополь, 2016. C.57.