Найти тему

О самом инфернальном произведении советской литературы

867 прочитали

И это не "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, а "Теркин на том свете" Александра Твардовского.

Василий Теркин и Александр  Твардовский
Василий Теркин и Александр Твардовский

Хотя бы уже потому, что Булгаков, по сути, самый антисоветский писатель из "советских", а Твардовский — самый советский из "антисоветских". И в "антисоветскости" Твардовского обвиняли именно за поэму "Теркин на том свете".

Все мы, рожденные в СССР, "проходили" в школе "поэму про бойца" "Василий Теркин" и даже учили из нее одну главу "на выбор", что не составляло труда, потому что эти стихи легко запоминаются.

Поэма эта состоит из независимых по сюжету глав, объединенных тремя героями — солдатом Василием Теркиным, автором и его читателем.

По мере создания глав она и печаталась.

Такая композиция была выбрана Твардовским потому, что он, военкор, писал ее во время Великой Отечественной, когда, по его словам, не знал, доживет ли, так же как и его читатели, до следующей главы.

Может, потому у него и получилась настоящая "книга про бойца без начала, без конца", то есть уходящая как в наше прошлое, так и в будущее.

После войны Твардовский, прижизненный классик советской литературы, кандидат в члены Политбюро Коммунистической партии Советского Союза, главный редактор "толстого" литературного журнала "Новый мир", пишет, как бы, продолжение — поэму "Теркин на том свете".

Как я понимаю — поэму про бойца, вернувшегося с войны (хотя по смыслу там, как бы, война еще не закончилась). Но "тот свет", где разворачивается действие — легко узнаваемая послевоенная советская действительность. Хотя, думаю, не только и даже не столько советская.

Потому, что это действительность бюрократическая, где официальные и неофициальные правила подавляют и подчиняют себе простые человеческие желания.

За эту поэму Твардовский подвергся суровой критике и был снят с должностей, потому что тогдашние партийные власти посчитали такого"Теркина" "антисоветским".

Я и сам был в этом уверен в 1990-е.

А вот когда перечитал недавно, то ничего антисоветского не обнаружил, а увидел именно историю солдата, вернувшегося с войны в мир бюрократии — по сюжету Теркин сразу попадает, как бы, на бюрократический конвейер, начинающий его "обработку" в целях адаптации к мирной жизни и определения на "нужное место".

При этом бюрократы это не какие-то инфернальные существа, а такие же, как Теркин, люди, но только "расставленные по местам".

Теркин встречается со своим фронтовым другом, ставшим незначительным "загробным" чиновником.

Теркин ему предлагает — давай убежим отсюда, вернемся к полноценной, нормальной жизни. А тот ему отвечает — нет, не хочу, потому что я здесь достиг определенного положения, а кем я стану там неизвестно. И, пойми меня правильно, про твое предложения я обязан доложить "куда следует".

Теркин не обижается, потому что понимает — это "система".

При этом многие на "том свете", начиная с главного, "генерала покойника", несмотря на свою "встроенность" в систему, относятся к Теркину, стремящемуся "вернуться к жизни", сочувственно, хотя, "по долгу службы", должны пресекать.

А теперь о главном, что я хочу сказать.

Перечитывая эту поэму, я понял, что, если бы Твардовский написал "Теркина на том свете", скажем, после Отечественной войны 1812 года, то эту поэму поставили бы в один ряд с грибоедовским "Горем от ума" и гоголевским "Ревизором", а автора обвинили бы в "посягательстве на устои самодержавия".

Хотя, лично мое мнение — напрасно.

Не я первый сказал, что государство (а значит и бюрократия — это уже мои слова) существует не для того, чтобы жизнь стала раем, а для того, чтобы она не превратилась в ад.

Что периодически и происходит, когда к власти вместо избегающих пускаться в творческие полеты "чиновников по жизни" приходят поэты, художники и артисты, вытворяющее зачастую такое, что никакому нормальному человеку в страшном сне не приснится. (Сразу вспоминается древнеримский Нерон).

Гениальность Твардовского, по моему, в том и состоит, что он, наверняка, сам того не желая именно такую бюрократию, работающую над тем, чтобы "жизнь не стала адом", и даже где-то в глубине души сопереживающую народу, в своей поэме весьма узнаваемо (а я помню СССР, начиная с середины 1960-х) и показал.

Проблема в том, что ни власть, ни общество этого не поняли, посчитав "Теркина на том свете" "антисоветчиной".

Кто-то спросит меня — А как быть тем, кто не хочет жить на "том" свете, то есть в мире, где заправляют бюрократы?

А для них есть другие формы человеческого существования — любовь, искусство, наука, предпринимательство, путешествия, спорт, война... Где каждый миг, как на тонком льду, и масса адреналина. За что, безусловно, приходится платить нервами, здоровьем, а зачастую и жизнью, что, согласитесь, вполне справедливо.

Немецкий поэт И.В.Гете в своей тоже инфернальной поэме "Фауст" высказался по этому поводу так:

Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой...

Но наш "Теркин" лично мне нравится больше гетевского "Фауста".

Жмите на кнопки, пишите комменты, читайте предыдущие и будущие мои публикации.

Свой анализ поэмы А.Т.Твардовского "Теркин на том свете" на ваш суд представил

"Путешественник во Времени"

Мой телеграмм-канал

#литература #теркин на том свете #Твардовский #чиновники #война #инферно