Рассказал майор, отслуживший пять лет в одной из самых восточных воинских частей Советского Союза
Довелось мне служить в одной из самых удивительных и удаленных от центра воинских частей, на самом "краю географии". Находилась она недалеко от "столицы Чукотского края" города Анадырь, который городом назвать можно весьма условно. Скорее поселок с 15 тысячами жителей, центр всей местной цивилизации. До Москвы около 6 500 км. В конце 50-х силами МО СССР в нескольких километрах от поселка был построен т. н. военный "аэродром подскока".
Идея, если коротко и как ее видели из Москвы, заключалась в следующем : В час "Х" стратеги Ту-95 и Ту-16 со своих баз в центре страны должны лететь через Северный Ледовитый океан курсом на США. А так как расстояние до пункта назначения большое и посадки там не предусматривались, борта садились здесь и заправлялись под завязку. Одновременно в бомболюки загружались "посылочки для дядюшки Сэма", которые хранились в нашей части. После чего самолеты взлетали и доставляли их по заранее намеченным адресам. Это в теории. На практике все было не так гладко. Из-за сложнейших погодных условий Заполярья зимой аэродром неделями был закрыт для полетов. ВПП постоянно заносило снегом и весь л/с обато занимался его уборкой. Мартышкин труд. Пока расчищали один конец, второй опять заносило.
У многих сложилось такое впечатление, что главной целью создания в/ч здесь было получение максимальных льгот или "подскок" для нужных товарищей. Выслуга месяц за два, двойной оклад, "полярные", "удаленные", "заколючинские" и пр. За пять лет службы набегала весьма приличная сумма. Желающих попасть сюда было много, но в основном служили здесь по блату.
В хорошую погоду, особенно летом, открывалась такая красота! Тундра и горы, озера и реки, совсем рядом Тихий океан. Раздолье для рыбаков. Лососевые кета, нерка, горбуша, кижуч, чавыча, сиговые породы, хариус, ряпушка. Одних названий более сорока. Весной и в начале лета лососевые шли на нерест вверх по течению рек и речушек. До 1 июня их добыча официально запрещена. Местный рыбнадзор в Анадырском лимане даже пытался за этим следить. Это правило не распространялось на коренных жителей-чукчей. Как малочисленному народу, им разрешено круглый год ловить любую рыбу. Одно время из части мы ездили за рыбой к ним в стойбища. Но потом перестали по нескольким причинам :
1. Далеко. Дорог в тундре нет.
2. Дорого. Никакого спирта не хватит. Входишь в чум, а там их уже человек десять тебя ждут, и все с кружками, и каждому налей. И по внешнему виду не определишь кто перед тобой, мужчина или женщина, толи 20 ему лет, а может 50.
3. Основное. Надо попасть на свежий улов, что не всегда получается. Свой способ заготовки рыбы у них весьма специфический. Они ее вялят на солнце. Без соли. Вместе с потрохами. Вонь стоит соответствующая и тучи мух вокруг. Сами они ее не едят. Такой рыбой зимой кормят ездовых собак. Также вместо дров жгут в чумах. Притом, что для себя они делают очень даже вкусную рыбу.
Кажется, что в период нереста все население Чукотки становится узаконенными браконьерами. Как у нас в подвалах, кладовках стоят бочки или десятки трехлитровых банок с помидорами, огурцами, капустой, так здесь заготавливают рыбу и красную икру.
Решили как-то заядлые рыбаки одной из частей при аэродроме немножко побраконьерить. Куда-то ехать далеко не было ни времени, ни желания. Тем более Анадырский лиман вот он, под боком. Кета валом прет. Поставим две-три сетки-"сотки", за час они полные набьются. В качестве плавсредства избрали БТР-60, все равно без дела стоит.
В ночные часы (был полярный день) рядом с берегом с БТРа поставили сети. Через час сняли, полные кеты. Утром кто-то похвастался кому-то уловом. Вечером ставили сети уже вдвое больше людей. Чтоб не гонять лишний раз к берегу, бронемашину поставили на якорь. Пора снимать сетки. Когда вытащили половину сетей, появился катер рыбнадзора. На всю Чукотку их два или три. И вот он! Здесь! Инспектора подходить вплотную не решились, все-таки БТР, а не браконьерская лодка. Метров с двадцати проорали что-то в матюгальник. В ответ им крикнули, что сейчас утопят катер, если те не уберутся к чертям собачьим (слова были другие, но смысл тот же). И для пущей убедительности повернули на катер башню с пулеметом, а кто-то пустил в их сторону красную сигнальную ракету. Эффект был вполне ожидаемый. Катер мгновенно развернулся и на полном газу скрылся из виду. Наши рыбаки подняли все сети, не пропадать же добру, и вернулись в часть.
Удивительно, но этот случай не имел продолжения. Никто из участников экстремальной рыбалки не был наказан. Почему? Не знаю. Правда, с тех пор БТРом в качестве лодки для рыбалки не пользовались.