Найти тему
ОДНА РОДИНА

Белорусская оппозиция рвётся облизнуть кость, брошенную Украине Европой

Стремление официального Киева любыми способами попасть в Евросоюз и НАТО неоднократно становились главной причиной всех проблем Украины. Майданы, разрыв отношений с Россией, разрушение экономики, дестабилизация обстановки внутри страны – это и многое другое являются прямым следствием непонимания геополитической ситуации на евразийском континенте тех, кто долгие годы находится у руля украинской власти. Начавшаяся 24 февраля специальная военная операция (СВО) России стала для киевских правителей очередным поводом, чтобы потребовать от ЕС незамедлительного решения вопроса европейской перспективы для Украины. Это, в свою очередь, не могло не затронуть не только ожидающие годами членства в ЕС страны Балканского полуострова, Грузии и Молдовы, но и Белоруссию, где некоторые с нетерпением ждут, когда республика станет очередной «антиРоссией». И если до объявления о готовящемся предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС белорусская оппозиция старалась лишний раз не вспомнить о лозунге «Беларусь в Европу!», то в последние недели ситуация стала кардинальным образом меняться.

Стоит напомнить, что в прошлые годы официальные власти Белоруссии не заявляли о своем стремлении войти в ЕС, лишь призывая своих западных партнеров к торгово-экономическому сотрудничеству без каких-либо политических обязательств. В ответ Брюссель, используя «мягкую силу», готовил в стране своих сторонников, что неоднократно выливалось в различные кризисы в рамках двусторонних отношений с Минском.

Итогом такой политической игры стали события 2020 года, когда в ЕС посчитали, что в Белоруссии созрели условия для свержения власти Александра Лукашенко и отрыва республики от России под лозунгами европерспектив. В качестве основного оружия Евросоюз использовал своих сторонников в Белоруссии из рядов националистической оппозиции, лидером которой была назначена Светлана Тихановская.

При этом никого не смущало, что уже на тот момент соседняя с Белоруссией Украина была ярким примером того, как в Брюсселе умеют обманывать своих партнёров, много лет подряд обещая Киеву открыть ворота в ЕС. И тогда, и сегодня было очевидно, что европейцев Украина не интересует в качестве равноправного партнера, а все обещания являются попыткой дестабилизировать обстановку в регионе для создания очага напряжённости у границ России. Именно такой сценарий предполагался и для Белоруссии, которой официально никто в Брюсселе ничего не предлагал. Однако белорусские националисты в своей слепой русофобии были готовы пойти на всё, чтобы разорвать отношения с РФ, повторив тем самым путь южных соседей.

Вместе с тем, после подавления протестов, которые шли в Белоруссии на протяжении нескольких месяцев после президентских выборов августа 2020 года, и практически полного разрыва отношений между Белоруссией и Западом, бежавшие из республики оппозиционеры на некоторое время решили оставить вопрос о европейском будущем страны. В 2020-2021 годах они занимались тем, что выбивали для себя наилучшие условия существования в Европе, а также стремились заручиться поддержкой Киева, который всерьёз рассматривали в качестве одного из своих лоббистов в ЕС. Правда, украинские власти долгое время лишь мило улыбались в ответ, уверяли противников Лукашенко в своей дружбе, но на практике ничего не делали. В конечном счёте, Тихановская и компания решили поберечь данный вопрос «до лучших времён», которые, как они считают, наступили сегодня.

Как известно, в последние недели в ЕС был принят ряд решений, формально дающих повод для радости официальному Киеву и пищу для его пропагандистов, как это было в 2014 году с евроассоциацией. Причём и тогда, и сегодня простым украинцам выдают желаемое за действительное, в то время как все разговоры о европерспективе Украины являются не более чем пиаром для Владимира Зеленского и его команды. Об этом свидетельствует многое и, в первую очередь, условия, которые предъявляются Украине для получения статуса кандидата в члены ЕС (статус этот, конечно же, никакого членства не предполагает).

Как заявляла ранее председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, «Украина заслуживает европейской перспективы» и «должна быть принята в качестве кандидата». При этом, говоря о том, что украинцы «готовы умирать» за европейскую перспективу, она подчёркивала, что этот процесс в любом случае будет идти «по инструкции» и оцениваться «на основе достижений». Условия же, поставленные Киеву, сегодня видятся практически невыполнимыми даже в долгосрочной перспективе.

В частности, речь идет об усилении борьбы с коррупцией на высшем уровне и олигархами, а также реформе законодательства в отношении меньшинств, в том числе и сексуальных (не случайно 20 июня Верховная рада поддержала ратификацию Стамбульской конвенции, где применяются понятия «гендер» и «сексуальная ориентация», которые государство обязуется защищать).

Кроме того, Брюссель хочет видеть громкие расследования коррупционных дел, подконтрольные Западу суды и антикоррупционные органы, так называемый независимый регулятор СМИ и так далее…

При этом подчёркивается, что статус кандидата в члены ЕС дается Киеву авансом, а «шаги в направлении Евросоюза могут быть отменены, если основные условия больше не будут выполняться». И это при том, что любые решения в ЕС принимаются единогласно, с чем в последние годы наблюдаются серьёзные проблемы. Особенно в ситуации с Украиной, где не может быть и речи о свободе слова и СМИ, отсутствии коррупции, независимости судов и даже вопросов территориальной целостности. Проще говоря, украинцам снова бросили кость, которую могут отобрать в любой момент, но требуют за это стоять против России до конца. Однако даже такая очевидная подлость никоим образом не останавливает официальный Киев, а белорусская оппозиция решила использовать ситуацию в собственных интересах.

Беглые белорусские оппозиционеры ещё в апреле открыто вспомнили тему европейского будущего для Белоруссии, хотя в прошлом Тихановская старалась избегать жёстких заявлений по этому поводу. В одной из бесед с иностранными журналистами она заявила, что «раньше мы не говорили о том, что Белоруссии готова вступить в Евросоюз, потому что наша борьба не была геополитической» и «мы никогда не спрашивали у белорусов, куда бы они хотели двигаться», однако «сейчас наступил момент, когда белорусам пора определяться». Построена подобная риторика сегодня именно на украинской проблематике, так как в ином случае никто в ЕС Тихановскую слушать больше не хочет. Поэтому она вдруг заговорила о том, что сегодня «Россия ассоциируется у белорусов с войной, насилием, грабежами, репрессиями, а Европа - с безопасностью», а значит «выбор будет очевиден». Ранее явно русофобских заявлений от экс-кандидата в президенты Белоруссии слышно не было, однако нынешняя геополитическая реальность, в которой она и её окружение живёт, стали диктовать иные требования.

Ещё более неоднозначное заявление последовало в середине июня, которое было облечено в письмо к европейским лидерам накануне запланированного на 23 июня саммита ЕС. Светлана Тихановская, бывший министр культуры Белоруссии Павел Латушко и другие так называемые «лидеры демократических сил» в своём письме решили вскочить на подножку «украинского поезда», попросив предоставить Белоруссии европейскую перспективу. При этом было отмечено, что «сейчас разговор идёт не о членстве Белоруссии в ЕС, а о возможности белорусов выбирать своё будущее после ухода Лукашенко – и важно, чтобы все двери были открыты».

Почему-то именно сейчас Тихановская решила, что «настал подходящий момент также признать и подтвердить европейскую перспективу для Белоруссии», что «станет основой для принятия решений о формах взаимодействия между белорусским народом и ЕС, что приведет к поддержанию безопасной, демократической и процветающей Европы». Одновременно беглые оппозиционеры призвали дать Украине статус кандидата в члены ЕС, «чтобы признать роль украинского народа в защите безопасности Европы». Реверанс был сделан и в адрес Грузии и Молдовы, хотя сегодня Тбилиси не в почете у европейских чиновников.

Правда, все эти воззвания Тихановской и компании пока не получили должного внимания со стороны Брюсселя, хотя в ЕС, несомненно, готовы и дальше эксплуатировать всех беглых белорусских оппозиционеров в собственных интересах. Но произойдёт это не сегодня, и сколько бы не старались противники Лукашенко, внимание к ним со стороны ЕС по-прежнему минимальное. По сути, их держат только для того, чтобы в нужный момент достать в качестве дополнительного инструмента давления на Минск. В настоящее время в этом нет необходимости, так как ситуация в отношениях ЕС с Белоруссией и Россией уже давно перешагнула вопросы псевдодемократии, прав и свобод человека, которые ранее официально объявлялись главными причинами недовольства еврочиновников Минском и Москвой.

Сейчас можно утверждать лишь одно – белорусская оппозиция увидела в так называемой украинской европерспективе и своё будущее. Даже понимая, что Белоруссия вряд ли когда-нибудь станет частью ЕС (если, конечно, Евросоюз переживет нынешние внутренние проблемами и прямое издевательство со стороны Вашингтона и Лондона), Тихановская, Латушко и другие «змагары» считают необходимым начать целую кампанию по этой теме. В запасе у них ничего иного не осталось, чтобы и дальше паразитировать на украинской тематике. По всей видимости, в ближайшем будущем можно будет ожидать ещё больше заявлений, выдержанных в «правильных» русофобских тонах, а значит, что белорусская оппозиция, желающая превращения Белоруссии в Украину, будет становиться всё дальше от белорусского общества.

Антон Полянич