Найти в Дзене

МУЗЕЙ РОСКОШИ И СПРАВОЧНИК АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО ИНТЕРЬЕРА

В России сохранилось несколько дворцов семьи Юсуповых.

Это Юсуповский дворец в Крыму и «Палаты бояр Волковых (Дворец Юсуповых)» в Большом Харитоньевском переулке в Москве.

Но самым известным и роскошным по праву считается дворец на Мойке в Петербурге, поражающий внешней классической элегантностью и роскошными интерьерами. Не даром его называют музеем роскоши и справочником аристократического интерьера.

Большая усадьба соответствовала знатности семьи и ее богатству.

Здание было куплено Юсуповыми в 1830 году у племянницы князя Потёмкина.

История рода интересна. Он ведёт свое начало от сыновей Юсуфа, султана Ногайской орды. Его правнук перешел в православную веру, взяв имя Дмитрий. Сын Дмитрия, Григорий Юсупов был генералом и одним из соратников Петра I, а его внук Николай был представлен ко всем существовавшим тогда российским орденам. Специально для него даже придумали особую награду — жемчужный эполет.

Николай Борисович Юсупов - личность уникальнейшая.

"Вот не полный перечень должностей, которые князь исполнял в течение своей долгой жизни: министр Департамента уделов, ведавший всеми императорскими и великокняжескими усадьбами и дворцами, президент Мануфактур-коллегии, директор императорских театров, первый директор Эрмитажа и Оружейной палаты, главноначальствующий Кремлевской экспедицией и всеми фарфоровыми и стекольными заводами России, член Государственного Совета. Он имел высший чин действительного тайного советника первого ранга, был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными, так что когда не знали чем его еще наградить, придумали специально для него жемчужный эполет, который князь носил на правом плече и какого более никто не имел. Кстати, на посту главноуправляющего императорскими театрами князь Николай Борисович изобрел нумерацию рядов и кресел: прежде в театре садились, где придется.

Князь был еще и посланником России в Италии, где приобрёл многие редкие книги, главным образом, античных авторов, украсившие позже его знаменитую библиотеку в Архангельском. Там же, в Италии, сумел убедить папу Римского Пия VI дать разрешение на полное копирование и перевоз в Петербург знаменитых лоджий Рафаэля, ныне находящихся в Эрмитаже".

В Российской империи Юсуповы были одними из самых богатых семей. Только в Петербурге у них было четыре дворца.

Юсуповский дворец неоднократно перестраивался, его залы оформлены в разных стилях - неоклассицизме, русском ампире, мавританском стиле, неорококо. В конце XIX века Юсуповский дворец модернизировали по последнему слову техники - провели электричество, водопровод, канализацию и водяное отопление.

Одна из самых экзотических комнат - Восточная гостиная - была оформлена по проекту Ипполита Монигетти в 1860-х годах, а в в самом конце XIX века изменения в ее интерьеры внес архитектор Александр Степанов, после чего зала стала именоваться Мавританской, поскольку была сделана по подобию «божественной Альгамбры» — шедевра мавританского зодчества Гранады ХIV века.

С гостиной связана одна из драматических страниц истории дворца, пострадавшего во время Великой Отечественной войны. Роскошная комната находилась в плачевном состоянии, чему способствовала и случившаяся подвижка грунта. На стенах, полу и плафонах пошли сильные трещины, и гостиная была закрыта для посещения. Для реставрации использовали материалы, аналогичные историческим. Удивительно, но восстановлению интерьеров способствовали и давно окончившие свой земной путь Юсуповы, которые оставили в подвалах запас мрамора как раз для таких случаев.

На западной и восточной стенах гостиной во время реставрации нашли друг напротив друга два фамильных герба. Один — старинный герб князей Юсуповых, присутствовавший в геральдических сборниках с 1799 года. Второй — обновленный вариант, разработанный почти 100 лет спустя, когда княгиня Зинаида Юсупова стала супругой графа Феликса Сумарокова-Эльстона.

Старинный герб князей Юсуповых, присутствовавший в геральдических сборниках с 1799 года
Старинный герб князей Юсуповых, присутствовавший в геральдических сборниках с 1799 года

Во время реставрации отремонтировали и сделали рабочим и фонтан в гостиной.

Не может не вызывать восхищения и большая картинная галерея, которая предназначалась для хранения огромной Юсуповской коллекции предметов искусства. Особенно в этом деле преуспел уже упоминавшийся выше Николай Борисович. На момент национализации дворца в 1918 году число «единиц хранения» составляло 1240. К сожалению, коллекция поменяла свою дислокацию. Часть экспонатов была передана в Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, а часть - продана за границу «для финансирования нужд индустриализации» в период «Великого перелома».

В лучшие времена в оформленных в стиле строго классицизма Николаевском, Античном, Римском залах и зале Прециоза (драгоценностей) картины русских и европейских мастеров висели от пола до потолка. Сейчас стены украшают копии и несколько подлинников в гораздо меньшем количестве.

-3

А вот домашний театр, который по роскоши и удобству может соперничать с Мариинкой или Александринкой, продолжает поражать своим первоначальным обликом.

Домашний театр. Юсуповский дворец. Петербург
Домашний театр. Юсуповский дворец. Петербург

Юсуповский дворец для многих известен, прежде всего, как место убийство Григория Распутина. В подвале специально для этого заговорщики, чтобы не было слышно выстрелов, устроили гостиную. Сейчас здесь – музейная экспозиция с восковыми фигурами главных героев трагических событий.

Заговорщики
Заговорщики
Музейная экспозиция с восковыми фигурами главных героев трагических событий. Заговорщики
Музейная экспозиция с восковыми фигурами главных героев трагических событий. Заговорщики

Между двумя революциями 1917 года в Юсуповском дворце располагалось посольство Швеции, благодаря чему усадьбу миновало варварское разграбление. После Октябрьской революции дворец стал объектом культуры союзного значения. С 1925 года тут работал Дом культуры при Наркомпросе. Музей сохранялся только в комнатах, где убивали Распутина.

Комната где убивали Распутина
Комната где убивали Распутина

Во время блокады во дворце разместили госпиталь. Зданию был нанесен серьезный ущерб в результате попадания нескольких снарядов и бомб. Однако реставрация началась уже в 1943 году, и после войны открылись первые музейные экспозиции дворянского быта.

Новая реставрация комплекса проведена уже в наши дни, в XXI веке.

Сейчас дворец поражает своим великолепием и роскошью, как в годы расцвета при Юсуповых.

-8

Музей позиционирует себя как интерьерный. Его можно посещать самостоятельно и с экскурсиями.

Спальня княгини
Спальня княгини
Красная гостиная
Красная гостиная

В театре идут постановки классических оперетт.

Сцена домашнего театра во дворце на Мойке в Петербурге
Сцена домашнего театра во дворце на Мойке в Петербурге

В Конюшенном корпусе проводятся мастер-классы по приготовлению блюд по рецептам XIX века.

Кроме того, во дворце проводятся частные регистрации брака, банкеты и конференции.

В настоящее время в зале проводятся частные регистрации брака, банкеты и конференции.
В настоящее время в зале проводятся частные регистрации брака, банкеты и конференции.

Дворец Юсуповых в Санкт-Петербурге находится на набережной реки Мойки, д. 94. Вход для туристов – через парк с ул. Декабристов, д. 21. Со стороны главного фасада пропускают только театральных зрителей.

Парадный вход со стороны Мойки
Парадный вход со стороны Мойки

Статью для нас подготовила Наталья Будур - писатель, историк, автор многих книг и статей по культурологии.

Напишите какие впечатления у Вас или у Ваших детей остались после посещения дворца Юсуповых в Петербурге.

#юсуповскийдворец #распутин #музеипетербурга #кудапойтивпитере #достопримечательностиспб #историяроссийскойимперии #домашнийтеатр #kidsarts