Автор: Николай Чувиков
На самом деле 12 лет - не такой уж и большой срок. Если уж так говорить, то некоторые группы даже без хиатуса больше времени на запись нового материала тратят. Более того, лично для меня не было никакого сомнениz, что рано или поздно Porcupine Tree вернутся и порадуют страждущую общественность новым песенным материалом. Я даже удивился, что Стивен Уилсон решился на выпуск очередного лонгплея так рано - всё-таки он не только человек творчества, но и умелый бизнесмен, который прекрасно чувствует музыкальные тренды и даже способен визуализировать будущее. Однако, как видимо, его последнее предсказание оказалось недальновидным: его сольник в лице “The Future Bites” может и снискал бесконечные абзацы похвальбы со стороны международных критиков (а я вообще назвал этот лонгплей моим любимым и лучшим за 2021 год), но продажи его не достигли тех высот, на которые рассчитывал Уилсон. “The Future Bites” должен был превратить его в нового Питера Гэбриэла, мастера слияния прогрессивной и поп-музыки, созидателя развлекательных песен для думающей прослойки населения… но, как видимо, никому в наше время такие утонченные музыкальные материи не нужны, а посему “The Future Bites” если и превзошёл “To The Bone” в плане продаж, то лишь ненамного. Расчёт не оправдал себя, и теперь Уилсон решил, что пора расчехлять тяжёлые орудия. Более того, вокруг его студии уже давно ошивался Гэвин Харрисон, вместе со своими новыми музыкальными идеями и бесконечным энтузиазмом за пазухой. А тут подтянулся и Ричард Барбиери, морально вполне готовый к возрождению Porcupine Tree. Так что дальше оттягивать вопрос смысла не было…
“Closure / Continuation” - на самом деле в названии альбома кроется очень глубокий смысл, который достаточно очевидно указывает на музыкальную составляющую нового лонгплея. Если так рассуждать, то у Porcupine Tree было три варианта подхода к камбэк-записи: 1) они могли вернуться к своим корням и записать безумный космический рок в духе ранних Pink Floyd; 2) они могли продолжить стилистику, взятую ими на альбомах “Fear Of A Blank Planet” и “The Incident”; 3) они могли отбросить всё в сторону и выдать что-то абсолютно непредсказуемое. И даже если многих меломанов, скорее всего, устроил бы именно последний подход к записи нового альбома (мы же с вами всё-таки про прогрессивный рок говорим), то он был бы абсолютно нелогичен в плане ведения музыкального бизнеса.
12 лет может и не кажется таким уж долгим сроком в перспективе творческого цикла многих раскрученных групп, но на самом дело это достаточно серьезный временной отрезок для музыкантов, которые в своё время привыкли работать вместе, а потом удалились в степи сольного творчества. Так что нельзя просто взять и сотворить новую музыкальную революцию из воздуха: нужно собраться в студии, притереться, вспомнить основы, прочувствовать ту атмосферу, которая стала залогом успеха группы… Именно этим и занялись музыканты: если верить распространённым в интернете статьям, то Porcupine Tree потратили чуть ли ни всю пандемию на совместную работу (в тайне от слушателей) и на осознание того, что они хотят от нового альбома.
Более того, следует учитывать желания коренных фанатов группы, которые, в большинстве своём, хотят не просто нового альбома Porcupine Tree, а нового альбома ТОГО САМОГО Porcupine Tree. Это очень важная разница.
Так что нет ничего удивительного, что “Closure / Continuation” звучит очень знакомо - это намеренный шаг, на который пошли Porcupine Tree, чтобы снова почувствовать себя группой и удовлетворить народные массы. Альбом сочетает в себе как классическое звучание группы (которое в своё время стало настоящей путеводной звездой для целого поколения прогрессивных групп), так и олдскульные космические интерлюдии, придающие лонгплею апокалиптическую атмосферу. И вы знаете… я полностью удовлетворён этим курсом коллектива. На данный момент.
Да, в некоторые моменты невольно начинает казаться, что Porcupine Tree вернулись, но при этом забыли обзавестись новыми идеями, но в свои лучшие моменты группа до сих пор доводит слушателя до форменного катарсиса, а эмоциональный накал их музыки поражает как никогда сильно. Мелодии сочетают в себе осмысленность и цепкость, инструментальные партии удивительно профессиональны, а атмосфера настолько плотная, что слушатель чуть ли не за секунду переносится в рисуемый музыкантами мир, пугающий и манящий в равной степени. Прибавьте к этому роскошную образную лирику, томительный и чувственный голос Уилсона, целый миллиард хрупких композиционных деталей и отзвуков, и вы имеете на руках альбом, который может и не войдёт в историю, но вернёт Porcupine Tree на карту прогрессивной музыки с апломбом и, что самое главное, перспективой.
Почему перспективой? Потому что я верю, что после “Closure” начнётся тот самый “Continuation”. Воооот! Воооооот! - улавливаете? Теперь-то вы видите? Этим альбомом Porcupine Tree закрывают очередную главу своей славной истории и показывают миру, что теперь они готовы продолжать - продолжать творить, экспериментировать, открывать. Перед ними раскрывает свои объятия Леди Перспектива, и теперь мы можем ждать от их творчества чего угодно - даже самых безумных экспериментов.
P.S.: Вот будет забавно, если следующий после этого альбом будет лишь повторением уже пройденных уроков.
P.P.S.: Будет ещё забавнее, если музыканты снова уйдут на продолжительный хиатус.
P.P.P.S.: Пока альбома на Яндексе нет. Но есть синглы.
#porcupine tree #closure continuation #progressive rock #Англия