В середине пятнадцатого века Москва уверенно двигалась к пику своего могущества. Уже были разбиты татары на Куликовом поле, уже удалось потеснить Тверь в противостоянии за лидерство среди русских княжеств. Однако, внутренняя обстановка становилась напряжённой. Потомки Дмитрия Донского вступили в длительный конфликт за московский престол. Василий Тёмный сумел стать князем, нанеся Дмитрию Шемяке поражение, однако последний сумел вывезти свою семью в Великий Новгород, а потом и сам туда переехал. Именно это событие стало отправной точкой для начала конфликта между Москвой и Новгород. До того Новгородская республика успешно избегала прямого конфликта с главным претендентом на наследие Киевской Руси. Теперь уклоняться было некуда. Разразилась первая московско-новгородская война, ключевым событием которой стала битва под Русой, развернувшаяся 3 февраля 1456 года.
Как это было
Василий Тёмный, в виду своей слепоты руководивший московской армией лишь формально (реальное руководство осуществлял Фёдор Басёнок), не испугавшись зимы собрал пятитысячное войско. Оно состояло примерно из 3 тысяч москвичей и 2 тысяч татар. Выдвинувшись стремительным маршем на территорию Новгорода, он начал грабить местных жителей и без особого труда захватил Русу.
Новгородцы не могли наблюдать за происходящим пассивно. Собрав достаточно крупные, но плохо подготовленные силы, они выдвинулись навстречу москвичам, рассчитывая нанести им сокрушительное поражение в первой же битве. Противники встретились под Русой.
Силы сторон
О московско-новгородской войне сохранилось немного сведений, отсюда и очень приблизительные оценки численности задействованных в сражении сил. Из летописей известно, что отряды московского князя располагали 5 тысячами человек. О численности новгородского войска почти ничего неизвестно. Однако с учётом того, как быстро была создана армия и принято решение идти в наступление, можно предположить, что новгородцы сумели добиться численного превосходства, собрав около 6-7 тысяч человек, и по этой причине торопились дать бой, так как дальнейший ход конфликта мог привести к тому, что они утратили бы преимущество численного превосходства. Необходимо подчеркнуть, что качество отрядов новгородцев однозначно оставляло желать лучшего. Тем не менее, им уже приходилось одерживать победу над хорошо вооруженным противником, как, например, в Ледовом побоище, поэтому и в противостоянии с московскими отрядами новгородцы рассчитывали победить.
Другим возможным вариантом было отсутствие сведений о численности московского войска. В этом случае новгородский отряд численно мог уступать своему противнику, что и объясняет последующий разгром. Тем не менее, с учётом определённых тактических успехов на начальном этапе сражения, маловероятно, что численно новгородцев сильно уступала численности армии Василия Тёмного.
Таким образом, можно заключить, что новгородцы располагали армией в размере от 4 до 7 тысяч человек.
Перед битвой
Главная идея новгородцев по всей видимости заключалась во внезапном нападении на московские отряды и последующем их разгроме. Узнав о захвате Русы, новгородцы быстрым маршем выдвинулись навстречу и, подойдя вплотную к Русе, разбили лагерь вблизи деревни Взвад. Разведав обстановку, они выяснили, что москвичи пока не знали о стремительном приближении сил новгородцев, а значит следовало нанести удар как можно скорее.
Поскольку летописи сообщают противоречивые сведения, нельзя точно описать ход первого этапа сражения. Известно только, что новгородцы нанесли удар уже на следующее утро и сумели отбросить москвичей. Учитывая скорость передвижения и ставку на быстрые и смертоносные удары логично предположить, что новгородцы активно использовали конные отряды, которые и обусловили тактические успехи.
Следовательно, новгородцы выдвинулись на встречу москвичам в боевом порядке, поставив в авангарде конницу, прикрыв её фланги и тылы лёгкой пехотой. Именно в таком построении они и встретились с неготовыми к сражению разрозненными московскими отрядами.
Первый этап битвы. Атака новгородцев
Москвичи, застигнутые врасплох, не успели собрать все свои силы, поэтому построили в боевой порядок только находившихся за городскими стенами воинов. В основном это была пехота, состоявшая из татарских лучников и московских копейщиков. Решительный удар кавалерии опрокинул отряды Василия Тёмного, заставив отступить их в город. По сути сражения, как такового и не было: первый же удар обратил москвичей в бегство, что может свидетельствовать о военной хитрости Федора Басёнка. Если это так, то она удалась: новгородцы бросились догонять москвичей и вошли в Русу.
Второй этап битвы. Бой в городе и мародерство
В городе конница лишилась своего преимущества, поэтому московским отрядам удалось навязать там непродолжительный бой. Однако подоспевшая пехота и лучники снова обратили солдат Василия Тёмного в бегство. И здесь была допущена катастрофическая ошибка, предопределившая исход сражения: вместо преследования и уничтожения отступавших московских отрядов, новгородцы стали забирать себе брошенные трофеи. Такое поведение может говорить в пользу того, что новгородское командование действительно было не в курсе того, какими силами располагает Басёнок, поскольку пока новгородцы занимались дележом трофеев, московские отряды перегруппировались, отправили в тыл новгородцам татарских лучников и приготовились нанести решающий удар.
Третий этап битвы. Окружение и разгром новгородцев
Зашедшие в тыл лучники стали обстреливать разобщённые отряды новгородцев. Параллельно с этим перегруппировавшиеся передовые части пошли в наступление. Причём удар был нанесён не только с фронта, но и с флангов. Преимущество новгородцев в мобильности не играло в городе никакой роли, а выучка и подготовка оставляли желать лучшего. Безжалостный натиск москвичей со всех сторон привёл к полному краху и разгрому новгородских отрядов. Лишь немногие успели спастись бегством.
Потери сторон
Обычно когда обсуждают потери в сражении под Русой, то вспоминают 50 убитых при первой атаке новгородцев. Потери же самих новгородцев и вовсе на называют. Потери московских дружин были незначительные, но они совершенно точно превосходили 50 человек. В то же время в случае с новгородской армией необходимо говорить о полном разгроме. Из-за окружения была убита большая часть солдат.
Оценить потери можно, сопоставляя сражение под Русой с другими схожими сражениями той эпохи. Если оценить потери московской дружины в 500-700 человек, то новгородцы потеряли по меньшей мере 2-2,5 тысячи человек.
Как это могло быть
Новгородцы понесли поражения из-за своей беспечности и самоуверенности. Сложно сказать, победили бы они, если бы продолжили преследование. Если Басёнок действительно проявил тактическую хитрость и намеренно организовал ложное отступление, то вполне возможно, новгородцев разбили бы и в этом случае. Такого полного разгрома, который произошёл под Русой, просто не было бы. Поэтому очевидной альтернативой историческому ходу сражение было дисциплинированное преследование врага.
Новгородцы преследуют врага
После того, как новгородцы вошли в город и вступили в рукопашную, нужно было постараться обойти московские отряды и ударить им во фланги, ни на мгновение не прекращая преследования. Это лишило бы Басёнка возможности перегруппировать силы и перейти в контратаку. Более того, если отступление отрядов московского княжества не было уловкой, отступление могло превратиться в беспорядочное бегство. В этом случае от поражения Басёнка спасла только недисциплинированность новгородцев.
Новгородцы окружают москвичей
Второй неочевидной идеей является попытка не отбросить, а окружить войска неприятеля. После первого удара конницы, необходимо было отступить и позволить москвичам перейти в контратаку. Конница быстро могла переместиться с центра на фланги и сокрушительным ударом уничтожить московские отряды и подоспевшие подкрепления.
Конница как вспомогательное соединение
Наконец, можно было избрать другое построение войск, при котором центр составляли бы пехота и лучники, а конница располагалась бы на флангах и должна была сосредоточиться на разведке боем и, в то же время, создания угрозы флангового удара. В этом случае единственной альтернативой московских отрядов была лобовая атака, которая, по мере отступления уступавших москвичам в качестве вооружения и подготовке новгородцев завершилась бы атакой конницы во фланги неприятеля и разгрома московской армии.
Итоги
Разгром новгородцев оказался настолько полным, а произведённый моральный эффект настолько неизгладимым, что мирный договор был подписан практически сразу после битвы по Русой. Москва добилась стратегического успеха, начав включать в сферу своего влияния северный территории бывшей Руси. Новгородцы стали утрачивать статус независимой демократической республики, с каждой последующей войной попадая во всё большую зависимость от Московского княжества. Именно сражение под Русой стало началом конца независимого Новгорода.