Каковы перспективы и сроки превратиться из кандидата в полноправного члена ЕС? Ответы на этот вопрос разнятся
Андрей Правов
Во всей этой истории с присвоением Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз мне хочется особенно выделить позицию премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Еще совсем недавно этот политик доказывал собственным соотечественникам каким ненужным для них, и даже вообще для всех стран, является такая организация как Евросоюз и почему Лондону необходимо его покинуть. И вот теперь его как будто подменили, и он с такой же убежденностью доказывает, что ЕС – это организация важнейшая для демократии в Европе. И что Украину в данный «союз европейских народов» следует обязательно принять, причем как можно скорее.
Интересно также отметить, что решение о присвоении Украине статуса кандидата совпало по времени с заявлением Джонсона о возможности направить часть нелегально перебравшихся в Великобританию украинских беженцев из его страны в далекую Руанду. Возможно, английский премьер-министр полагает, что проходить «кандидатский стаж» некоторым гражданам Украины лучше в этой африканской стране, а не в Великобритании. Там, в далекой Руанде, они, конечно же, «надышатся воздухом демократии» и, вернувшись домой, смогут положительным образом влиять на сограждан.
На мой взгляд ничего удивительного в позиции Джонсона нет. Англосаксы они и есть англосаксы. Они всегда полагали себя богоизбранными, отдельно стоящими от всех других. Для чего Лондону Евросоюз? США в нем не состоят. Равно как Канада, Австралия и Новая Зеландия. У них хватает собственных «садиков», где можно встречаться и объединенными усилиями думать над тем, как жить дальше. С кем дружить, а с кем враждовать. Например, недавно возник новый блок - АUKUS, названный так по начальным буквам имен стран-участниц – Australia, United Kingdom, United States. Конкретная цель – возможное противостояние Китаю. И никаких кандидатских сроков. Все объявлены членами блока сразу же.
Чего нельзя сказать о статусе Украины в Евросоюзе. В данной связи очень многие наблюдатели сейчас отмечают, что этот самый статус кандидата еще далеко не означает, что та или иная страна будет обязательно принята в ЕС. Указывается, что, например, Турция стала кандидатом на вступление еще в 1987 году, Северная Македония в 2004-м, Черногория в 2008-м, Сербия и Албания в 2009-м. И ждут. В случае с Турцией по-моему уже не особенно.
Теперь список государств со статусом кандидатов на вступление в ЕС увеличился еще на две страны. Вместе с Украиной этот статус был присвоен Молдавии. Грузии отказали, что, кстати, вызвало серьезное недовольство в Тбилиси, где считают свою страну «более достойной», чем Украина. Грузия, дескать, ближе к идеалам европейской демократии и, что немаловажно, она сегодня ни с кем не воюет.
Однако депутаты Европарламента решили иначе. Хотя отдельно также призвали в будущем, но оперативно, дать статус кандидата и Грузии. Однако, как подчеркивалось, «после проведения необходимых реформ».
Все произошедшее вызвало в той же Европе различные оценки. В ряде стран на востоке континента, в тех, которые сегодня считаются наиболее близкими друзьями все тех же англосаксов, решение о присвоении Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз называют очень важным и даже историческим. Особенно здесь стараются отличиться страны Балтии и Польша.
Далее, на Западе, отношение к произошедшему несколько иное, более сдержанное. Хотя все страны решение и поддержали. А как иначе они могли поступить? – задаются вопросом многие наблюдатели. Вашингтон, Лондон и столица ЕС Брюссель оказывали на них серьезнейшее давление.
Однако сегодня в СМИ ряда европейских стран особо подчеркивается именно тезис о том, что от статуса кандидата до статуса члена Евросоюза для Украины еще существует серьезная дистанция. И ее, как всем известно, уже долго не могут преодолеть некоторые европейские государства.
Ряд российских экспертов сегодня шутят на толк-шоу по ТВ, что оказывается Евросоюз является намного менее демократической организацией, чем, например, правящая десятилетия назад в СССР партия КПСС. Ведь во втором случае кандидатский стаж измерялся точным сроком в один год и случая, когда бы он продлевался на несколько лет, тем более, как это происходит с Турцией, на 35, никто не помнит.
Сколько еще лет будет ждать Украина, прежде чем вступить в Евросоюз? На этот вопрос никто сегодня ответить не может. Возможно, очень долго. А возможно, опять же с подачи тех же англосаксов, и при активности прибалтов и поляков, все свершится довольно быстро. Иначе, как опять же шутят сегодня эксперты по российскому ТВ, что останется от воюющей и теряющей территории страны к этому «славному моменту»? Волынь и Львовская область? Или вообще ничего?
Однако сейчас в Киеве о таких перспективах не думают. Там торжествуют и празднуют победу. Победу, которую, как выразился президент Владимир Зеленский, Украина ждала 30 лет.
А вы что думаете по этому поводу?