Советские режиссеры, как известно, на всю катушку пользовались сюжетами, заимствованными из отечественного худлита. Предлагаем ознакомиться с подборкой кино, про которое далеко не все знают, что это экранизации.
«Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов, 1980) / одноименная повесть Валентина Черных
За жизнью советской Золушки Кати Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит» следил весь Союз — фильм стал лидером проката, а позже принес автору заслуженный «Оскар». Со сказочной предшественницей героиню объединяло многое: вера в лучшую жизнь, путь к которой начался с обмана, каторжная работа, и, конечно же, встреча с пролетарской версией принца.
Повесть (изначально — киноповесть Черных «Дважды солгавшая») добавит много чего к образу главной героини. Например, вы узнаете почему Катя жила одна целых 20 лет, как Гога дошел до жизни такой и вообще раскроет массу секретов полюбившихся персонажей.
«Тени исчезают в полдень» (реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский, 1970-е годы) / одноименный роман Анатолия Иванова
Многосерийный фильм получился довольно мрачным. Это во многом история о людских пороках и он оставляет тревожное послевкусие. Однако уцензуренная экранная версия покажется вам лирической комедией по сравнению с текстом книги-первоисточника, где жестокости на порядок больше (например, есть сцены сожжения заживо человека и изнасилования женщины).
Кстати, финалы телесериала и литературного эпоса тоже существенно отличаются. Это хорошая причина ознакомиться с книгой-первоисточником.
«Девчата» (реж. Юрий Чулюкин, 1961) / одноименная повесть Бориса Бедного
Кто бы мог подумать, что наивная и шустрая Тося Кислицына имеет книжного прототипа с абсолютно серьезным характером? Одноименная повесть Бориса Бедного вдохновила кинематографистов, но поменять в процессе пришлось немало.
Так Тося исходно была не жительницей Воронежа, а симферопольчанкой, бригадир Филя Егоров — главой банды хулиганов, а скромный и трудолюбивый Ксан Ксаныч — хитрым лицемером. Помимо прочего, пришлось сценаристу переделать и возлюбленного Тоси Илью Ковригина. Из подкаблучника, что описан в книге, он стал весьма уверенным в себе и мужественным парнем.
«Любовь и голуби» (реж. Владимир Меньшов, 1984) / одноименная пьеса Владимира Гуркина
История киносемьи Кузякиных заставила прильнуть к экранам телевизоров толпы тех, для кого жизнь в деревне не была чем-то отвлеченным и кто узнавал в героях истории себя и своих знакомых. Меньшов подарил веселой пьесе начинающего драматурга Владимира Гуркина новое дыхание. Кстати, история, легшая в основу текста, имела место в действительности, а реальные Кузякины потом еще долгое время хранили обиду на молодого соседа, который выучился в городе и ославил их на всю страну.
«Гардемарины, вперед!» (реж. Светлана Дружинина, 1987) / роман «Трое из Навигацкой школы» Нины Соротокиной
Атос, Портос и Арамис! То есть, Александр, Алексей и Никита! Все трое гениально справились с образами молодых курсантов основанной ещё Петром школы мореходов, а актеры Жигунов, Харатьян и Шевельков надолго стали любимцами всей страны.
Четырехтомная книга Нины Соротокиной гораздо более богата событиями и историческими подробностями, чем получившийся сериал (в него Дружинина вытащила лишь самое вкусное). Если вам интересна политическая обстановка и быт того времени, если вы ностальгируете по 80-м и любите чтение, то узнать из какого источника выросла лучшая киносказка про «наших мушкетеров» будет совсем не лишне.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.