Поле битвы - Рим. Боевик по бестселлеру Винса Флинна.
(American Assassin, 2017, США)
- А мы сделаем свою Бондиану! С блэкджеком и плюшками! - гордо воскликнула на закате 2000-х кинокомпания CBS Films.
И по-пацански доказала слово делом: купила права на все вышедшие на тот момент книги об агенте ЦРУ Митче Рэппе тогда еще живого, а ныне покойного писателя Винса Флинна. Книги настолько популярные, что после скоропостижной кончины Флинна выпавшее из его рук знамя тотчас подхватил некий Кайл Миллс. Который до сих пор бегает с этим знаменем по просторам мировой беллетристики, издав в прошлом году уже 20-ю по счету историю о похождениях Рэппа.
Впрочем, если "бумажному" Рэппу фартит уже без малого четверть века, то у киношного дела сразу пошли ни шатко ни валко.
Еще на досъемочной стадии эта экранизация страдала от текучки кадров всех и вся. Что, как известно на опыте других кинопроектов, никогда не идет на пользу творческому процессу. И как следствие - итоговому качеству продукта.
Вот и American Assassin не смог нарушить эту печальную традицию. Несмотря на, в общем-то, добротное качество боевой движухи от режиссера Куэсты, картина вышла совершенно "ниочемной". Чей сюжет запомнился разве что своим большим финальным "бадабумом" в Средиземном море. Ну и еще второплановой ролью Майкла Китона - и то лишь благодаря энергетике и харизме Китона, который в принципе не умеет играть плохо даже в так-себе-фильмах.
Однако ни сама эта история, ни ее главгерой в исполнении Дилана О’Брайена так и не дали зрителю хоть что-нибудь, что он прежде не видывал в шпионских экшен-триллерах. Не говоря уже о главном злодее Призраке (Тейлор Китч), с которым авторы и вовсе глупо пролетели, как фанера над крышами Монмартра. Особенно с его мотивацией устроить грандиозный теракт - это и вовсе что-то с чем-то! Смешнее нее, наверное, выглядело бы лишь признание Призрака в том, что он решил взорвать ядерную бомбу, потому что в школе одноклассники подкладывали ему кнопки на стул и ставили оплеухи.
Ну очень, очень убедительно! Будь жив Станиславский, от такого сюжетного фортеля он и без переводчика усвоил бы, что значит слово "facepalm".
Не подкачали и российские локализаторы, обозвав American Assassin "Наемником".
Нет, словечко-то крутое, кто бы спорил! А что при этом ВЕСЬ смысл сюжета вывернулся наизнанку - подумаешь, экие мелочи, главное, конфуз с "Биоволком" не переплюнули, и ладно.
Между тем кем-кем, а наемником молодой Митч Рэпп не только не является - он не является им принципиально, на идейном уровне. Ибо он пришел работать в ЦРУ с одной-единственной целью: отомстить за гибель своей подруги, ставшей жертвой террористической атаки. В которой самому Митчу посчастливилось уцелеть, после чего он и решил пустить всё свое будущее под откос и посвятить жизнь охоте за теми убийцами.
И ведь что характерно: формально он до них таки добрался.
Втираясь в доверие ко всяким экстремистам и выдавая себя за потенциального рекрута в их ряды, Рэпп в итоге удостоился аудиенции у того негодяя, которого и искал. И собирался укокошить его, разве что затем укокошили бы и самого Рэппа, но это его уже не пугало. Он почти достиг своей цели и был готов отправиться в свою персональную Вальгаллу, как вдруг...
Вот так всегда бывает у неудачников: в самый ответственный момент вдруг ворвётся какой-нибудь спецназ и испортит воздух всё!
С другой стороны Митчу повезло, что убивший его врага спецназ был из ЦРУ, а не от конкурентов-террористов.
Вторые точно не оставили бы его в живых, тогда как родные спецслужбы оценили труд Рэппа по достоинству. И, покивав головами, молвили: "Слышь, пацанчик, а айда к нам?". А поскольку Митч был отныне совершенно свободен не только до пятницы, но и вообще, то он возьми да согласись. Тем паче желание мстить в нем не перегорело, а значит ЦРУ могло платить ему минимальную зарплату и он не возбухал бы. Более того, теперь он был легально при оружии, чего раньше себе позволить явно не мог.
И впрямь, куда ни глянь, для всех одна сплошная выгода!
И отправился Рэпп стажером в учебку киллеров "Орион", где наставничал агент-ас Стен (Майкл Китон). Ну а там и до первого задания было рукой подать. Которое, разумеется, по всем законам жанра обернется дежурным спасением если не мира, то как минимум полумира. Так, как оно и случается со всеми начинающими цэрэушниками, кому повезло стать героем двухчасового фильма про шпионов повышенной крутизны.
***
В общем, всё то, что в книге Флинна помогло ей стать бестселлером, в картине Куэсты оказалось, к сожалению, чересчур банально и пресно. И если другой книжный герой, ставший экранным - Джек Ричер, - пережил хотя бы две экранизации и сериал впридачу, то Митчу Рэппу и о такой скромной зрительской любви мечтать заказано. Поскольку даже первая картина о нем собрала в прокате лишь 2-кратную кассу и была вскоре забыта, вот почему о сиквеле с сериалом речь и не шла.
О чем, по правде говоря, и не жаль. Ибо хочешь не хочешь, а конкурировать со столпами жанра Бондом, Борном, Хантом и Уиком надо всё-таки с более интересной и оригинальной историей. Где и злодей должен быть полноценным колоритным гадом, а не обиженным на весь мир, отшлепанным мальчиком. Да и Дилану О’Брайену куда более к лицу играть роли болтливых недотеп, как в "Любви и монстрах", нежели спецагентов-убивцев, пусть и стажеров.
Иными словами, на разок посмотреть - и забыть. И то исключительно ради Майкла Китона, которому, в отличие от Дилана, играть цинично-ироничных шпионов-крутышей чертовски идет (что он вновь доказал год назад в "Кодексе киллера").
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):