Найти тему
Пограничный контроль

Можно ли подготовить себя к агрессии со стороны?

Быть хорошим человеком, как я уже не раз писала – очень тяжело. Это огромный труд. Каждый день надо вставать и ворочать тяжелые камни. Тащить их в гору. А они, эти камни, постоянно норовят скатиться обратно. Сизифов труд, практически. Но без него, увы, ничего не выйдет. Мир разрушится. А кто-то ведь должен спасать и сшивать этот мир.

При этом постоянно существует опасность нападения. Хорошие люди – они ведь лакомый кусок для всяческого рода злодеев. Своим братом-агрессором им «питаться» невкусно, неинтересно – кому нужны уже многократно прожеванные и лишенные всякой питательной ценности и свежести принципы, идеи, установки и моральные нормы? Они плохо пахнут и совершенно не привлекательны. Другое дело – добрый, эмпатичный, интересный, дружелюбный человек. Его очень удобно и радостно мучить, манипулировать им, заставлять терзаться чувством вины и ответственности. Всем агрессорам, без исключения, хорошие люди необычайно нужны.

rsute.ru
rsute.ru

Так что, помимо и без того тяжелого труда постоянно быть хорошим человеком, приходиться еще и постоянно бороться со злом и стремиться себя от этого зла защитить. Каждый день выходить из дома в бронежилете и каске. А вдруг тебе кто-то нагрубит? А вдруг тебя кто-то обманет? А вдруг причинит еще более тяжкий вред? Чем более ты хороший человек, тем риск всего этого становится сильнее. И тем больше нужно защищаться и более тяжелую защитную амуницию носить.

Подготовить себя к возможной агрессии, конечно, можно. Стать не только добрым и хорошим, но и саркастичным, едким, научиться обезоруживать агрессора и привлекать его к справедливому возмездию. Но на самом деле для хорошего человека все это – тоже чистое мучение. Он же не агрессор. И для такого просто не приспособлен. Ходить постоянно в такой защите для него – все равно что есть, пить и спать в средневековых латах. Очень тяжко. Тяжелы эти латы. Жить с ними трудно. А хорошо жить – еще труднее.

w-dog.ru
w-dog.ru

И общество, которое вынуждает хорошего человека постоянно в этих латах ходить – не совсем нормальное и здоровое общество. Это общество, где тон всему задает агрессор, а все остальные должны под него подстраиваться. Агрессор замыкает на себе все внимание общества, всю его энергию. И берет, таким образом, вдвое больше, чем мог бы брать, если бы просто тихонько и застенчиво творил зло.

Поэтому, как я понимаю, для любого общества, которое хочет развиваться и меняться к лучшему, главной задачей должно становиться не изобретение инструментов защиты от агрессора, а изобретение общественных механизмов, которые должны заставить агрессора стесняться своей злобности. Инструменты защиты тоже нужны, но они не должны быть главными.

Главными должны быть те этические инструменты, которые делают зло неприличным. Совершать любую агрессию в обществе должно стать неприличным, как сегодня в любом развитом обществе является неприличным гомофобия и расизм. И нужно идти дальше – чтобы неприличным становилось быть хамом, злобным дураком, сексистом, троллем, лезть в чужие дела без спросу и давать непрошенные советы. Все это – фу, и делать так – стыдно.