Найти в Дзене
Богослов-блог

Церковное источниковедение

Пример, как работает церковная апологетика. Возьмём историю об Иакове «Праведном», который возглавил иерусалимскую общину после бегства оттуда истинных учеников Иисуса. Эта община стала основателем движения мессианского иудаизма среди иудеев, тогда как христианское мессианство среди язычников распространял Павел. Вот что пишет об Иакове ЦЕРКОВНЫЙ историк Евсевий Кесарийский (начало IV века): «О том, что касается Иакова, точнейшим образом рассказывает Егезипп, принадлежавший к первому послеапостольскому поколению; в 6-й книге своих «Записок» он говорит так: «...Брат Господень Иаков получил управление Церковью вместе с апостолами. Все – от времен Господа и доныне – называют его „Праведным“: имя Иакова носили ведь многие. Он был свят от чрева матери; (5) не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не умащался елеем и не ходил в баню. (6) Ему одному было дозволено входить во Святая святых; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он входил в храм од

Пример, как работает церковная апологетика. Возьмём историю об Иакове «Праведном», который возглавил иерусалимскую общину после бегства оттуда истинных учеников Иисуса. Эта община стала основателем движения мессианского иудаизма среди иудеев, тогда как христианское мессианство среди язычников распространял Павел.

Вот что пишет об Иакове ЦЕРКОВНЫЙ историк Евсевий Кесарийский (начало IV века):

«О том, что касается Иакова, точнейшим образом рассказывает Егезипп, принадлежавший к первому послеапостольскому поколению; в 6-й книге своих «Записок» он говорит так:

«...Брат Господень Иаков получил управление Церковью вместе с апостолами. Все – от времен Господа и доныне – называют его „Праведным“: имя Иакова носили ведь многие. Он был свят от чрева матери; (5) не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не умащался елеем и не ходил в баню. (6) Ему одному было дозволено входить во Святая святых; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он входил в храм один, и его находили стоящим на коленях и молящихся о прощении всего народа; колени его стали мозолистыми, словно у верблюда, потому что он всегда молился на коленях и просил прощения народу. (7) За свою великую праведность он был прозван „Праведным“ и „Овлием“; слово это означает в переводе „ограда народа“ и „праведность“; так и говорили о нем пророки. (8) Некоторые из семи сект, существовавших в народе и выше мною упомянутых в „Записках“, спрашивали у Иакова: что такое „дверь Иисуса“? И он отвечал им, что Иисус есть Спаситель. (9) Некоторые из них уверовали, что Иисус есть Христос. А вышеназванные секты не верили ни в Воскресение Христа, ни в то, что Он придет воздать каждому по делам его; кто же поверил, тот обязан этим Иакову...»

То есть этот памфлет написал некий Егезипп, и Евсевий приводит это свидетельство. 

(19) «Вот рассказ Егезиппа, пространный и с Климентом согласный. Иаков был человеком настолько удивительным и праведность его всем была так известна, что разумные люди из иудеев сочли дерзостное преступление, над ним совершенное, причиной осады Иерусалима, последовавшей сразу после его мученической кончины. (20) Иосиф не усомнился письменно засвидетельствовать об этом; вот его подлинные слова:

«Это случилось с иудеями в наказание за Иакова Праведного, брата Иисуса, называемого Христом, ибо его, человека праведнейшего, иудеи убили».

----

Так вот этот Егезипп известен своей апологетикой против Маркиона.

Он был его современником, что означает как минимум 144г, то есть «антитезы», с которыми он спорит, должны были быть хотя бы написаны.

То есть на сто лет позже событий с Иаковом, т.к Флавий считает иудейские войны и разрушение храма наказанием за убийство Иакова.

Хорошо сохранился свидетель, да?

А вот эти все пассажи про храм? Про святая святых, куда раз в году входил только первосвященник и входил не без жертвы, разумеется? Автор понятия не имел о храмовом благочестии иудеев времён второго храма, потому что жил сильно позже!

Так работает церковное источниковедение:

«Я свидетель! А что случилось?»

Про самого Евсевия см пост 180, тоже красавчик.

Коммент

Вот этот фарисей Иаков якобы является автором соборного послания всем христианам, где еврей и законник учит как правильно верить в мессианство «еврея Иисуса». Эти послания, являясь 100% псевдоэпиграфовами, входят в канон нового завета.

На точную поддельность одного из посланий указывает сам Евсевий:

«Вот что касается Иакова, которому принадлежит первое из так называемых Соборных посланий. (25) Следует знать, однако, что оно подложно – из древних его упоминают немногие, также и так называемое Иудино – одно из семи, называемых Соборными. Мы знаем, однако, что их вместе с прочими всенародно читают во многих Церквах.»

То есть это фейк, но все читают.

Принцип целесообразности: что подходит к идеологии, то берём в канон, что не подходит, даже если древнее – в отвал.

#источники #церковь #апологетика #история #христианство #религия