Найти тему

Беседа монаха со старцем о схиме и исихии

…продолжение…

День выдался  тёплым, но не  жарким, поскольку частые  перистые облака постоянно закрывали яркое  солнце и старец  отдыхал на  своей лавочке перед домом,  наблюдая за проходящими  мимо  людьми,  точно  ожидал кого-то.

Внезапно старец оживился,  заметив  вдалеке знакомый силуэт.  Через минуту к калитке подошёл бывший монах,  который  зашёл  во  дворик  и,  пройдя  к  лавке  старца, сказал уже  традиционное:

- Здравствуйте,  отче,  благословите.

- Здравствуй, дорогой,  - с привычной  улыбкой  ответил  старец,  -  вот опять ты за старое. Я же  тебе  ещё  три  года  назад  сказал, что считаю  тебя  своим  другом  и хочу, чтобы  ты  обращался ко  мне на ты, как к  равному.  К  тому  же  не  нужно по  любому  поводу  просить  у  меня  благословения. Это  дурная  привычка, которая  так  укоренилась  в  церкви, что  стала чистой  праформой  наподобие  отдачи  чести  в  армии,  а  у  благословения совсем другой смысл.

Чтобы  ты  знал,  институт благословения был  во  времена  отцов  способом выражения благодарности Духу при  встрече  иноков, как  знак  обоюдного понимания  первичности  закона Духа  и  Логоса,  а  поповство сделало из  благословения инструмент подчинения  и  управления поведением верующих  через  получение на  всё  разрешения, поэтому меня  всегда  коробит эта  привычка, унижающая одних и возвышающая  других. Ты  в  Евангелие где-нибудь видел это у  Христа ?

-  Ну ты  уж  извини,  отче, я  у  тебя  три года  не  был  после  отъезда,  поэтому  чувствую некоторую  вину за  собой и не  могу считать  себя  в  полной  мере  равным вам,  то есть  тебе.

- Да ладно, оставь это оправдание,  будь проще и естественнее. У нас с  тобой  сердечные  отношения, а  не  формальные,  а сердечные  отношения требуют предельной  простоты  и  откровенности  и  не  терпят  угодничества  или заискивания.

В современной церкви  всё  насквозь  пропитано этим  угодничеством,  заискиванием,  сановничеством,  за  которым  уже и   не  видно евангельской  простоты, чистоты  и  искренности, поэтому  давай хоть мы  с тобой обойдёмся  без этого формализма.  Присаживайся с  дороги,  говори, с  чем  ко мне  пожаловал?

Молодой  человек поставил рядом с  лавкой  пакет и присел справа от старца.

- Да  так, выдалось  свободное время,  вот  и решил  тебя  навестить  и  ещё  немного поговорить о  тайной  схиме и возможности  быть  сегодня  схимником в миру. После  нашего  последнего разговора  о втором оглашении у меня  появилось много вопросов о  том, как можно совмещать со схимой  обычную мирскую  жизнь, вот и решил об  этом поговорить.

- Ну  что же, постановка  вопроса совершенно правильная  и  сами  вопросы  уместные, - ответил старец. -  Совмещение схимы с  обычной мирской жизнью – это дело  крайне  сложное,  тонкое  и  очень деликатное  -  это  как соединение огня  и воды -  двух несовместимых  состояний  и  деланий внутреннего и  внешнего.

Вначале  это кажется  чем-то  невероятным и  даже  невозможным, но практика убедительного говорит об  обратном и есть  способ разрешения  данной проблемы.

- И как же  она  разрешается ? – спросил  молодой  человек.

- Она  разрешается  умом.  Важно  вначале  просто  допустить саму  возможность  этого и понять  сам принцип  совмещения, а  потом нужно сделать  первый  шаг, а  за  ним  второй  и  третий и  так  далее. Только так  приходит понимание  того, что это  возможно и  это целая стратегия и тактика совмещения  внутренней  работы  с  внешней, которая  не  так  уж и  сложна  в действительности  для  того, кто имеет  гибкий  и  ясный  ум.

Это делание требует особого склада  ума и крепкой воли и этот путь  не  для захожан и  вечно воцерковляющихся, а  для  духовных  воинов.   Мы  с тобой об  этом  уже говорили  три  года  назад, когда речь  шла о  пути  духовного воина и осознаваемой глупости, как  форме современного юродства, помнишь?

- Что-то припоминаю,  но не  совсем,  - ответил  бывший монах.

- Ну вот, это ещё  один  хороший  повод  для  решения  тобой  очередной духовной задачи -  вспомнить  во всех  деталях  наш с  тобой  разговор  трёхлетней давности  о  пути духовного воина.  Я  могу  дать  тебе  подсказку:  безупречность – это ключ к пониманию  пути  духовного воина.

Произнесённое старцем  слово безупречность  сработало подобно катализатору, включив  целый  поток мыслей и ассоциаций, поскольку  знакомство с  ним и  его  понимание  произвело в своё время  очень сильное  впечатление на молодого  монаха.

Вот  и в  этот раз в  его  сознании  неожиданно  всплыли  те  образы, которые были связаны с  безупречностью и  одним из  самых ярких был  образ Бога, как  олицетворения самой  безупречности. Вторым образом  почему-то  был  образ юродства.

- Отче,  у меня сейчас в  голове промелькнули два образа,  связанные  с  безупречностью. Это образ  Бога и юродивого,  - ответил  молодой человек.

Старец  одобрительно кивнул головой  и пояснил:

- Именно  эти два  образа  и есть  незримые  поручни на пути схимы  в миру.   Образ Бога – это  сама  безупречность  во всём,  которая  даёт человеку  глоток свободы  и место для  шага вперёд, а юродство – это умение тщательно скрывать под  маской  контролируемой  глупости  своё  духовное  сердце  от  грязи мира сего,  его  дураков,  ищеек и палачей.

Грамотное использование этих  двух  поручней  в сочетании  со  знанием  Логоса, как высшего  закона Духа,  и есть основа  пути схимы  в  миру.  Добавь к  этому  умную молитву  и  знание  Лествицы Иоанна и  перед  тобой   путь схимы в миру в  котором  нет чего-то невозможного.

Молодой монах был несколько обескуражен столь неожиданным  выводом  и  открытием старца  и  возразил:

- Это  только  для  тебя, отче, в  этом нет чего-то невозможного  и  непонятного, а  для меня здесь  почти  всё  непонятно.

- Ты в  этом  не  одинок  и  не  исключение  из правила,  -  спокойно  ответил  старец.  - 25  лет  тому  назад,  я   как  и ты,   был в  аналогичной  растерянности и неопределённости  и  только  вера   словам  моего  учителя  о  возможности такого пути  дала  мне  силы  стать не  него.  Сейчас моё время сказать тебе  о том, что это возможно. Я точно  знаю в  чём твоя   проблема.

Твоя проблема сейчас только в  том, что у  тебя ещё  нет  всей  полноты знания об  этом  и потому  ты  не можешь  увидеть  целостности  всей  этой  системы  и  того, как  работают  на  этом пути  все  её  элементы -  безупречность, осознанная  глупость, внутренний  устав  инока, Лествица Иоанна и умная  молитва.

Когда  ты в   этом  разберёшься, то  сочетание  схимы  с  мирской  жизнью  станет  для тебя  не  только  тяжким  испытанием  и  трудничеством,  но  даже вызовом и стимулом к  наращиванию усилий.  Так  работает  духовное  знание.

- И  откуда  же  я  всё  это  узнаю ? – переспросил  молодой человек.

- Оттуда  же,  откуда  и все,  - невозмутимо ответил старец.  - Через  общение я  смогу  дать  тебе  соответствующее  знание и у  тебя  также  со временем  выстроится  вся  система, как  внутренняя  лествица   от ума  к  сердцу.  Времени у  нас достаточно  и  я  не  священник, а потому  не тороплюсь на  требы, службы  или  церковные мероприятия.

Я могу  тебе   подробно рассказать обо всех  опасностях,  рисках и  нюансах  схимы в миру.  Они тоже  имеют  место  и не  учитывать их нельзя. Но они вторичны, а первично само решение  инока  встать  на  этот путь,  основанное  на его  внутренней  готовности и зрелости.

- Ты хочешь сказать, что не Бог ставит  человека на  этот путь, а  человек сам принимает  решение стать  схимником в миру ?

- Я бы сказал  так -  Дух подводит человека  почти  вплотную  к  той  двери,  за  которой  начинается этот  путь  и делает приглашение  открыть  эту  дверь, чтобы  ступить на  этот путь.  Но  открыть эту  дверь и  сделать  первый  шаг  по  этому  пути  человек  должен  сам. 

Я  фактически  уже обозначил  тебе дверь, сказал  как она  открывается  и  даже дал  начальное знание  о том что находится за  этой  дверью. Остальное уже  зависит только  от тебя  самого и  от твоего  духа.

Молодой  человек несколько  стыдливо опустил  глаза,  поскольку слова старца коснулись самых  глубоких чувств  и после  небольшой  паузы  переспросил:

- Отче, а  схима в  миру,  о которой  ты  говоришь,  кому-то  известна в  церкви или это уже внецерковное  знание, которое официальной церковью  не признаётся ? 

Старец  задумался над  вопросом  монаха  и, покрутив  в  некоторой  озадаченности  головой,  ответил:

- Не простой  вопрос  ты  задал,  брат.  С  точки зрения официального учения  церкви  та система  знания,  о которой  я  тебе  говорю  сейчас,  относится  к  знанию  древней  и гонимой  церкви,  а  не современной, причём, даже  не столько  к  самому  церковному  знанию, сколько всего  к  одному течению  и направлению духовного знания, которое  называется  исихией, как  сущностью анахоретства, странничества  и  юродства.

Мне  трудно сказать, есть ли  сегодня  подлинные  исихасты  и  практики  умного  делания  в  рамках  института  официальной церкви, где  всё  уже  до предела  формализовано,  регламентировано и  находится под  тотальным  контролем  священноначалия и власти.

Думаю, в  отдельных  монастырях делатели  умной молитвы  и исихии  ещё  могут  быть, поскольку исихазм – это сама  соль православного монашества  и аскетизма. Без  исихии и умного делания  все  внешние  обряды  и  таинства – это  театральный   балаган  с бубенчиками  для невежд, профанов  и  обрядоверующих.  По учению  отцов делатели умной молитвы  будут  до скончания  мира  сего.

- Не могу  себе  этого представить,  -  возразил  молодой монах.  -  И в  нашем  монастыре  и в  том, куда  мы  переехали с  бывшим  настоятелем,  и после  его  отъезда  об  исихии   и  умном  делании  даже  говорить  вслух  с  братией  было нельзя. Эта  тема  была  у  нас  просто  запретной.  Все с  кем  я  об  этом  говорил, также  узнавали  об  этом из нецерковных  источников и книг.

-  Так  оно и есть  на  самом деле. Знание  об  исихии  и умном  делании уже  давно стало в  церкви  оккультным  и  запретным, я  тебе  об  этом  уже  говорил.  Именно по  этой  причине невозможно в  современной  церкви  быть  исихастом,  не  владея  мастерством  совершенного  камуфляжа  и умения  тщательно  скрывать  от настоятеля и  братии  своё  знание  и  практику.

В женских монастырях всё  ещё  сложнее, поскольку  деспотизм  игумений,  требующих  полного подчинения  и откровения  всех  помыслов сердца  и  души, превосходит тиранию даже  бывших силовиков в  рясах  типа  твоего  последнего  настоятеля.

По  этой  причине  большинство исихастов сегодня  уже  вне церковного института  и имеет  к  церкви  только  формальное  и условное  отношение.  Я ведь  тоже  раньше  подвизался  здесь  в  вашем  монастыре  и  стал  на  путь  исихии  именно  тогда,  когда  был  в  нём.  Меня  хватило только на  пять  лет,  больше выносить этот  внутренний  разрыв я  уже  не  мог.

- А в  чём состоял  этот разрыв, отче,  объясни?

-  Этот разрыв состоял во всё  усиливающейся  боли сердца от  понимания искусственности,  наигранности и  театральности всего  происходящего  в  церкви и  монастыре  по  мере духовного  роста.  Путь исихии  и  умного  делания  более  всего  стимулирует  рост духовного ума,   поэтому  практикующий  исихию  довольно  быстро  трезвеет  и  обретает ясность ума.

По мере  отрезвления  и  ослабления  пелены   обрядоверия  иноку  всё  более  открывается  просто шокирующая  картина  искусственности и  бесплодности  современной  религиозности, которая всё  больше  напоминает  ритуальное  язычество  и  маскарад  ряженых, а  не  духовный  путь.

Этому  трудно  найти  подходящее сравнение.  Отчасти это  подобно тому, как  под  видом  восхождения  на гору  твои братья и единомышленники разбивают пикник у  подножия горы  и  начинают  праздновать  процесс  восхождения  и славить альпинистов, а  ты в  одиночку  в  тайне  от них  поднимаешься  в  гору  и  всё  больше   удаляешься от их  уютного  и комфортного  лагеря. 

Вначале тебе страшно  идти в  одиночку  и ты  постоянно  оглядываешься  на  лагерь  внизу, где  всегда  есть еда,  где  тепло, уютно  и комфортно.  По  мере  восхождения разрыв с  лагерем  всё  больше  увеличивается  и  ты  идёшь  уже  один.  Однажды  этот разрыв  становится столь  большим и  непреодолимым,  что  возврат в  лагерь становится уже  невозможен.

Я тебе могу  совершенно искренне сказать, что  чем ближе ко Христу,  тем  меньше  попутчиков, а  восхождение на  Голгофу  и  распятие – это переживание полноты  одиночества  и предстояния  Отцу.  В  этом вся   суть  религиозных  игр.  Все  верующие хотят  только  играть в  христианство,  подобно  устраиванию  кемпинга у  подножия  горы,  но никто из играющих  не  хочет идти  на Голгофу  и  осуществлять реальное восхождение, ведь  это встреча с  собственной смертью, а  из живых  никто  добровольно умирать  для мира сего не  хочет.

- По  этой причине ты  и ушёл из монастыря?

- Да, - очень  спокойно и  с  улыбкой  ответил старец. -  Мой  учитель сказал мне  тогда, что  более  трёх лет  я  не  выдержу  этого  разрыва  сердца  и удаления  от братии,  но я  выдержал пять лет  и  ушёл. Остальное ты  и сам  знаешь, сплетен  и  слухов  обо  мне  тогда  ходило не мало. Ты  ведь и сам  зашёл ко мне  в первый  раз именно  из-за  любопытства.

- И  тебя не  мучила потом  совесть, не  возникало  желания как-то  объяснить всё  это братии  и  настоятелю?

- Конечно,  мучила,  ещё как.  Ты  не поверишь,  мне  больше  всего  тогда  хотелось  открыть  всем  правду  и  поделиться с  братией  и  настоятелем  тем  знанием  об  исихии,  Логосе  и умном  делании, которое я  узнал от своего наставника  за  несколько лет общения с  ним.   Я уже  был  готов сделать  это,  но  мой  наставник меня удержал  тогда  и  только сейчас я  понимаю насколько он  тогда  был  прав, а  я  наивен  и  глуп.

- И что  он тебе тогда  сказал?

- Он охладил  моё  горячее  сердце  и  мой  горящий  нравственный  разум  арктическим  холодом  своего  духовного знания и  опыта.  Он сказал мне  тогда, что  если я  даже  и попытаюсь  открыть своё  сердце  братии  и настоятелю,  я  не  только не  добьюсь  желаемой цели,  но  даже потеряю  те немногое, чего  достиг с  его  помощью.

Он сказал, что во-первых,  меня  не поймут  правильно, поскольку  с  одной стороны я  не  владею  всей полнотой  духовного  знания, а с другой  не  смогу  правильно  донести  это знание  до  братии  и настоятеля. В  итоге меня сочтут или  оккультистом или еретиком  или сумасшедшим и  скорее  всего  направят  на  беседу  с  епархиальным  сектоведом, которая не  сулит мне ничего хорошего.

В лучшем случае я  отделаюсь  взысканием и епитимьей  с  постоянным  рассуждением  помыслов  настоятелю, а в  худшем  отвержением  от  церкви и  клеймом  самочинного  еретика или  окуультиста.

Во-вторых, он сказал мне,  что  тем  самым, я  только  ещё  больше дискредитирую это священное  знание и сделаю из него  очередную страшилку  и повод  для  порицания,  смешав  его  с  грязью.

А в-третьих,  он  сказал  мне, что после  понимания совершённой  ошибки  моё  сердце  неминуемо впадёт в  разочарование, печаль  и уныние  и ему потребуется потратить  очень  много сил  и  энергии, чтобы вернуть меня в  прежнее состояние  духа. 

- И  поэтому  ты  решил им не говорить о своей  тайной  практике ?

- Да.  Сейчас  я  уже  совершенно  точно и наверняка  знаю, что это знание в церкви в  действительности  никому  не  нужно и  даже  опасно,   поскольку это  знание о  реальной  смерти  страстной и чувственной  человечности, а  для  религии важно знание  о  жизни и  укреплении этой человечности. 

В  массовой  религии  есть запрос  только  на  душевное совершенство,  на  духовное запроса в  религии  давно  уже  нет.  Эту  задачу  решает только путь совершенной веры, а  это  путь  исихазма  или  тайной  схимы.

- Отче, я  всегда  хотел  понять  как связаны между собой  схима  и  исихазм  и  связаны  ли  они  как-то  вообще ?

Старец засмеялся  и немного успокоившись  ответил:

- Прекрасный вопрос на  духовное  знание  и  рассуждение.  Да, схима  имеет отношение к  исихазму и самое прямое.  Схима – это высшая ступень  монашества и официальный чин перехода на  эту ступень  в  рамках  церковного  института,  а исихазм – это особая форма  духовной жизни, которая предполагает всю полноту  проявления возможностей человеческого  духа.

Схима возможна  только в  рамках официального института церкви,  как  официальный  чин  и обряд  пострига, а исихазм  возможен  практически  в любых  условиях  и для  любого  человека, чьё  сердце  и дух готовы к  самому  трудному  и тернистому  пути внутреннего  делания даже вне рамок  официальной церкви,  а  под крышей   единой  Церкви Христовой Небесной.

- А в  чём тогда  состоят различия между  схимой  и исихазмом? – переспросил  бывший монах.

- Институт  схимы  - это обряд возведения  в  высший  духовный сан.  Схима результат обрядового мышления и томизма официальной идеологии Римской Церкви, стремившейся  от её создания  всё  вогнать в  рамки  законничества,  томоса  и формальной  обрядовости,   а  исихазм – это сама суть  духовно-аскетической практики анахоретства  и  духовного  делания  подвижников  и  отцов - пустынников Египта, Палестины и Малой Азии.

Схима – это  обряд  и  регламентированный чин  пострига по церковному закону, а  исихазм – это естественное следование закону Логоса,  как  высшего закона Духа.   Проще  говоря, в  официальной  церкви  можно быть схимником по   обряду  не  будучи  при  этом  исихастом по сути и  наоборот, можно быть исихастом  по сути, не  будучи при этом схимником  по  обряду и чину.   Так понятно?

- Да,  так понятнее, а  почему  тогда  ты мне предлагаешь  тайный  постриг  в  схиму, а  не  исихазм  в  миру ?  Мне кажется с исихазмом было бы  всё  гораздо проще.

- Проще,  - с  улыбкой  ответил старец,  - но не в  твоём  случае, мой  друг.  Ты  церковный человек в  прошлом  до мозга  костей пропитанный церковной обрядовостью,  которая у  тебя заложена вместе с  официальным  религиозным  образованием,  поэтому  ты не сможешь стать тайным  исихастом в  миру, поскольку  для  этого  у  тебя  нет  духовной  свободы, а вот схимником стать  возможно  и  сможешь, поскольку это больше  соответствует твой  модели  религиозного мышления.

Как бы  тебе это объяснить попроще. Для тех, кто  изначально  шёл путём  и  традицией  религиозного чудоверия, любое  осознанно  волевое усилие  над  собой – это едва ли  не  грех  «своеволия», поскольку  в  жизни  обрядоверующих  всё  должно  осуществляться только  лично Богом  без  участия воли человека и по установленному чину  и  обряду.

А в исихазме почти  в  точности  наоборот, всё  достигается благодаря самопонуждению и  воле самого человека, которую он проявляет сам и вполне  осознанно  благодаря  знанию мистического богословия христианства,  закона  Логоса  и  учения  отцов о  нетварных энергиях.

- Ты  хочешь сказать, что  моё  обрядовое   мышление  для  всего  требует  обряда  и  ритула ?  - переспросил  молодой  человек.

Старец  ехидно  засмеялся и с  улыбкой  ответил:

- Именно  так, честно  говоря.  Всю значимость становления на путь  исихии и умного  делания в миру ты можешь  ощутить своим  сердцем  только  тогда,   если  это  будет  сделано не  условно, а по  форме  обряда  тайного  посвящения в  великую  схиму, причём,  обряда по  сути и  благодати. Понимаешь?

- Да, понимаю. Значит,  схиму  можно считать  обрядом  введения в  исихазм?

- В какой-то мере  да,  -  не  совсем  уверенно  ответил старец, - хотя,  такая  постановка  вопроса для  меня  неожиданна,  но и  схима  и исихазм – это путь  умерших для мира, у  которых  уже фактически  не  остаётся  серьёзных  мирских целей  и  задач. 

- А  между схимниками  и исихастами есть  разница  и если есть, то в  чём  она заключается ?

- У  исихастов  больше  внутренней  свободы чем у  схимников  в  силу  отсутствия обрядового мышления, жёстко  привязанного к  внешним  обрядам  и ритуалам.  У схимников  этой  внутренней  свободы  меньше,  поскольку они, как  и  ты, очень  сильно во всём зависят от  института   церкви,  формального благословения  и  обряда. Так  повелось испокон  веков и  никто уже  не  изменит  этой  закономерности и традиции.

- Отче,  а  ты   мог  бы  хотя  бы  в  самых  общих чертах  описать мне   главные  отличия   схимников  от исихастов  и  из-за  чего  вообще  образовались  эти  различия  ?

Старец  почесал голову и  не совсем  уверенно  начал  говорить:

- Это давняя  история,   уходящая корнями в  глубь веков.  Я  тебе как-то  говорил, что  истинные иноки  и исихасты на  дух не переносят  белого  церковного  духовенства, считая  его  наёмными  служащими,  трудящимися  в  церкви  не  по призыву  Духа, а по  религиозным убеждениям и  за  социальные  гарантии, включая  стабильный  оклад.

В  этом отношении и сокрыта тайна  и  ответ на  твой  вопрос.  Всё  дело в  том, что  официальный  церковный  институт  и  институт  исихазма  на  протяжении  всей  церковной  истории  двигались  к  Богу   и духовному совершенству  разными  путями.

Церковный  институт  много  лет разрабатывал  свою  стратегию существования в  миру вместе с  государством  через  ублажение религиозных  запросов  высшей  знати и  царя на  комфортную религиозность и комфортное спасение  через  мирское благочестие,  не требующее чрезмерного  подвига и полноты совлечения ветхого человека.

А исихазм  двигался  в  точности   противоположным путём  внутреннего делания через  полное распятие, умерщвление  и  совлечение ветхого человека.  Поэтому  схима  хотя  и  говорит  о смерти  для  всего мирского,  но практически  не  предполагает  всей  той строгости  и  тех  специфических  духовных  практик,  которые имеют место в  исихазме.

 Для  схимника  по  церковному преданию  победа  над одной страстью – это  уже  признание духовного подвига и совершенства, а  в  исихазме  победа над  всеми  страстями – это только половина пути.

-  Значит, исихазм  всё  же  более  требователен, чем  схима? – переспросил молодой монах.

-  По существу,  да.  Я не  могу  говорить за всех  схимников  и всех  исихастов, поскольку среди и  тех и  других  есть и  формалисты  и  настоящие  подвижники,  но  если касаться самих институтов  схимы  и  исихазма,  то  институт  исихазма  предполагает  владение  гораздо  большим объёмом  теоретического  и  практического  знания, чем   институт  схимы.  К  тому  же  и  плоды  духа в  исихазме встречаются чаще, чем  среди схимников.

Я тебе  уже  говорил как-то, что  постриг в  схиму стал в  наше время  в  церкви своего  рода формальным  обрядом  и узаконенным ритуалом присвоения  высшего  церковного звания  по  возрасту  за  выслугу  лет.  Это как  и  в армии  присвоение  звания  генерала  перед самой пенсией и заслуженным  отдыхом.

Ты можешь  удивиться,  но абсолютное большинство современных схимников понятия не имеет о  Логосе,  об умной молитве  и  умном  делании нового человека  и  только  лишь  потому, что этого  знания  уже много лет нет в  рамках самого церковного института, который изначально был  ориентирован  на  обслуживание  черни и угождение власти.

- Отче, получается что   существует  недействительная  и  безблагодатная  схима ?

- А что  тебя  в  этом  так  удивляет, если  в  церкви  есть  и  безблагодатное  священноначалие и  патриархи  ересиасты?,  - с  некоторой  ухмылкой  ответил  старец. -  По мнению  моего  учителя схима  всегда  была  в  казённой  церкви  по  большей части  формой   благодарения  и  кредитом доверия  в  надежде, что  он   будет оправдан, а  будет  он оправдан или  нет одному Богу известно.

Ты  же понимаешь,  что без знания отцов  о  душе,  без  умной  молитвы и умного  делания одними  обрядами  создать внутреннего  человека  в благодатной яркости  свечения  брачных одежд  души  невозможно, а  без  этого о каком  спасении  может  идти речь ?

Да, обеты  послушания, нестяжания и девства,  даваемые при  постриге в  схиму – это важные аскетические принципы, но в  них нет едва ли самого главного – точного  знания самой  методологии роста,  развития  и совершенствования нового  духовного человека,  от момента первичного посева  духовного семени до рождения  душой  младенца  и его превращения в полноценную духовную сущность и точную  копию  ветхого человека. Это  знание  всегда  было и   есть только в  исихазме.

Молодой  монах несколько разочарованно опустил  глаза и сказал:

- Отче,  твои  слова как  и  три  года  тому  назад, опять породили у  меня смятение и  разочарование в   института  церкови.

- Ну,  извини,  брат,  поверь, я не  хотел,   чтобы  ты разочаровывался в  церкви.  Я лишь помогаю тебе освободиться от некоторых  церковных иллюзий, которые были притянуты в  церковное учение за  уши некими лукавыми  умами с той  целью, чтобы уловить  ум  верующего  и запустить его  блуждать  до самой смерти по  бесконечным  лабиринтам церковного благочестия.

Схима – это не  кредит  духовного  доверия,  а  нечто  более  серьёзное, очень  серьёзное, пойми.  По учению  отцов  схима – это образ совершеннейшего отчуждения от мира и всего мирского, образ совершенной смерти и вхождения ещё  при  жизни  в  ясном  уме  в  образ  иной, совершенно  бесплотной  или  горней жизни.

Я знал   таких  схимников,  таким  был  мой  учитель.  Вот  почему мне невыносимо  больно видеть  всю  ту профанацию и имитацию схимы, когда в  великую схиму принимают не  для полноты  смерти, а  полноты  самолюбования и скрытого самовозношения  над всеми.

В прошлый  раз  я  вынудил  тебя  задать  мне  вопрос о  том, что служит  для  инока верным  знаком  о его  готовности  к принятию схимы,  так  вот для того, кто идёт церковным  путём,  такой  знак  есть, а  для  того, кто идёт  путём исихазма,  такого знака  нет, поскольку  реальная готовность к схиме уже  не  требует  обряда  и ритуала пострига, понимаешь ?

- Нет, не понимаю, поясни.

- Всё  дело в  том, что движение по всем  ступеням  монашеской  иерархии:  рясофор, мантия,  схима в  рамках  церковного института строго регламентировано по всему порядку проведения  чина и  обряда пострига, от подготовки до  проведения, вплоть  до  деталей, которые считаются крайне важными.

Это всё  преследует одну  цель – установочную,   связанную с  получением постригаемым внутренней установки, как  своего  вида  разрешения  душе  двигаться дальше по  пути  духовного роста. Это связано именно с  тем, что абсолютно всё в системе церковного института жёстко зарегламентировано и  без  разрешительного ритуала нельзя делать ни  одного шага.

В исихазме  ничего этого нет, там  имеет место гораздо  большая  духовная свобода, поэтому  переход от ступени к  ступени  идёт не по регламенту, а по  закону Логоса  исходя  из реального состоянию  души и духа.  Вот  почему, когда инок  достигает  умом  духовного сердца и входит в  него, у него  уже есть  внутренняя готовность двигаться  дальше и  никакой обряд пострига ему  для  этого уже  не  нужен,  а  нужно  только  практическое  руководство по  умному  деланию.

- По-твоему  мне нужен  разрешительный  обряд  и  ритуал?

- Нужен,  - с  улыбкой ответил  старец  и засмеялся. -  Ты  уж извини,  брат,  но  ты плод церковной системы  и её  регламент глубоко зашит в твоё подсознание,   поэтому  без соответствующего  обряда и  ритуала  твой  ум ни при каких  условиях не  согласится принять  схиму и стать на  путь исихии  в  миру.

Так  устроено сознание любого  обрядоверующего,   который  с  самого  начала  пойман в  обрядовую матрицу  массовой религии  как  систему  жёстких  регламентов  и правил  и уже  не  может  даже шага ступить самостоятельно.  Это и есть ответ на  вопрос о  том, почему  так  сложно выйти  из  системы  обрядоверия  к  вере  совершенной.  В церкви  просто нет  обряда такого выхода.
Мой учитель  называл  это пожизненным  рабством  в  коммуне  киновии под  видом индивидуального спасения. Я с  ним  полностью согласен.

- Отче, а с  какого  века берёт начало  традиция исихазма на  Руси?

- Исихазма на  Руси  в  общем-то  никогда и  не  было, как  такового. Учение об исихии или  священнобезмолвии  родилось изначально  на  Востоке, где  родилось  и само  христианство, позднее оно  в  виде  пустынножительства  укоренилось на Синае и Афоне.  На Руси  аналогом  исихии  было  тайное  поучение волхвов  и  шаманов, касающееся  отшельничества  и пустынножительства с  целью  внутреннего  делания духовного  двойника.

Исихазм  на  Руси  появился  по мере  распространения  христианства  в ряде  обителей,  где  были  наиболее  благодатные  его  преемники  уровня  Сергия Радонежского, Нила  Сорского и его последователей.  Позднее  практика  исихии   распространилась  по всей Руси -  на островах Валаама и Соловков, в пещерах Киева,  Пскова,  в скитах Заволжья и  Белозерья.

Но ты  уже  знаешь, что  было на  поместном  соборе 1503 г.  и после  никоновского раскола, когда  церковь  взяла  курс  на  сближение  с  государством и  по указке  императора  сама начала  активную борьбу с  анахоретством  и старчеством на  Руси.  К 19-му  веку от исихазма на  Руси уже  ничего не осталось.

Подлинный  исихазм  на  основе умного делания -  это уже мёртвая традиция в  рамках официальной  церкви  и  религии, которая считается ересью, оккультизмом и эзотерикой, а  в  первые  века христианства она являлась самой  солью  учения Христа  о  полноте обожения.  Вот  так  мой,  друг.  Может пойдём в  дом, а  стало  уже ветренно ?

- Нет, отче, мне  уже  нужно идти  на  автобус.  Вы  как  знали, когда  нужно  поставить  точку,  -  заметил молодой монах.

- Я ничего не  знаю, уверяю  тебя, всё  знает Дух и  только  Он ставит все  точки  и запятые  в  нашей  жизни.  Ну  раз нужно,  значит,  нужно.

Молодой  человек хотел  было по привычке  сказать – «благословите»,  но что-то удержало  его и  в  этот момент  старец  произнёс.

- Дух всех благословляет, кто  Его  знает и  чтит. Будем  считать, что твоё  оглашение перед  вторым  крещением  уже  началось,  ступай с  Богом…

- Спаси Господи, отче...

...продолжение следует...