На фоне санкций российская деревообрабатывающая промышленность столкнулась с критическими проблемами. Производство падает, логистика дорожает, экспорт по большинству позиций оказался под ударом. После 10 июля, когда фактически вступит в силу запрет на поставки продукции российского лесопромышленного комплекса в Европу (заработает «пятый санкционный пакет» ЕС), станет только хуже. Обо всем этом говорили участники «круглого стола» в Совете Федерации на тему «Состояние лесопромышленного комплекса в условиях санкционного давления недружественных стран». На мероприятии побывали журналисты «Интерфакса», а мы быстро перескажем для вас их большой репортаж.
Снижение производства, снижение цен
Динамика производства отрасли будет падать, заявила директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова. «Время для нас очень непростое», — заявила она. По некоторым параметрам падение будет «весьма значительным».
Такая же динамика ожидает цены. «Мы видим и прогнозируем дальнейшее снижение цен. И тоже оно будет весьма значительным просто потому, что предприятия вынуждены переключаться на внутренний рынок и снижать стоимость», — заявила Хмырова.
Рослесхоз в свою очередь фиксирует снижение лесозаготовки, особенно на Северо-Западе, по некоторым регионам «на десятки процентов», сообщил замглавы ведомства Александр Панфилов.
Беспрецедентная ситуация
«Если смотреть на всю отрасль ретроспективно, ну да, она немножко пострадала. На самом деле ситуация гораздо хуже», — оценил ситуацию генеральный директор ООО «Свеза-Лес» Анатолий Фришман.
Еще более категоричен был генеральный директор АО «Череповецкий ФМК» (производит плиты и фанеры) Илья Коротков: «Я хочу акцентировать внимание на том, что действительно отрасль подходит к такому апокалипсису».
«Компании оказались в беспрецедентной ситуации, потому что всегда считаем какие-то риски, одни, другие, третьи, но никогда они в жизни вместе не срабатывали. Сейчас они сработали все вместе. Началось все это с прошлого года, когда ввели антидемпинговые пошлины на российскую продукцию в Евросоюзе, продолжилось все сейчас санкциями, мы имеем курс, дикий для экспортеров, к иностранным валютам, и соответственно практически нет на сегодня господдержки никакой, то есть все стараются, но мы пока ничего не ощутили на себе, плюс рынки закрылись», — перечислил Коротков составляющие апокалипсиса.
Конец экспорта, внутреннего спроса тоже нет
С 10 июля российские лесопромышленники не смогут завозить свою продукцию в Евросоюз. Более всего это ударит по производителям фанеры. По данным, которые привела представитель Минпромторга, в стране производится 4 млн тонн фанеры, 3 млн тонн идут на экспорт, из них 60% поставлялись в ЕС. То есть стоит задача найти потребителей на 2 млн тонн фанеры.
«Ситуация приближается к катастрофической, — заявил Анатолий Фришман. — Сейчас загрузка предприятий «Свезы» составляет 30-35%, что по сути катастрофа. К этому, как я понимаю, движутся и другие производители постепенно».
Наращивать внутренний спрос не получается: например, на российских стройках фанера заменяется более дешевыми плитами (а в Европе экологические требования, наоборот, стимулировали потребление фанеры).
«Ни по одному из видов лесной продукции российский рынок, кроме мебели, более 25-30% не обеспечит емкости по спросу и никогда не обеспечивал», — полагает вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Николай Иванов.
От Китая толку нет — далеко
«Разворот на Восток» тоже пока не выглядит приемлемым решением, так как перевозка продукции в таком случае становится нерентабельной. «Сопоставление по цифрам дает рост логистических затрат от 2,5 до 4,7 раза в связи с необходимостью осваивать новые рынки», — подсчитал топ-менеджер Segezha, доля экспортных поставок в выручке которой по итогам 2021 года превышала 70%.
Он привел в пример поставки паллет, которые раньше везлись в Европу, а теперь приходится отправлять в азиатские страны, например, в Корею, где эту продукцию еще готовы закупать. По некоторым контрактам с учетом затрат на логистику цена доходила до минус 15 евро, посетовал Иванов.
«Что при этом делает производитель? Он, естественно, останавливает производство», — резюмировал он.
#деревообработка #санкциипротивроссии #россия-запад #бизнес #финансы #кризисвроссии #каквыжитьвроссии