Найти тему

Неожиданная встреча

Старец только прилёг на кровать, чтобы немного передохнуть, как послышался осторожный стук в  дверь и вопрос:

- Можно войти, отче ?

- Можно,  можно,  заходите, - ответил  старец, быстро вставая с  кровати.

Дверь отворилась  и в  дом зашёл молодой мужчина в современной  светской одежде, в  котором с трудом  узнавался прежний  молодой монах из  монастыря с  которым  старец  провёл в  общении  много  часов  и  которого  практически  считал  своим  чадом.

- Здравствуйте,  отче,  - с  улыбкой сказал молодой человек и  протянул  к   старцу руки со словами – благословите.

- Старец  улыбнулся  и  с  усмешкой  ответил -  я  вижу  ты  ещё  не  избавился  от церковных формальностей  и привычек.  Бог благословит, -  произнёс  старец  и перекрестил  вошедшего.

Дух дал мне  подсказку  о том, что  сегодня  у  меня  будет  гость,  но  я  не  мог  предположить, что  это  будешь  именно  ты.  Три года  прошло  как  ты  уехал.  Почему  не  заглядывал  ко мне всё  это  время? Я уже  грешным  делом  подумал не  случилось ли с  тобой  чего,  не  оставил ли  ты веру. Ну, проходи,  не стесняйся, чего стоишь.

Молодой  человек прошёл в комнату и поставил возле  стола  довольно увесистую  сумку.

- Я тут вам  гостинцев  кое каких  привез, отче, вы уж извините, что  так  долго не  заглядывал.

Молодой  человек снял верхнюю одежду, после  чего  подошёл  к  сумке  и,  расстегнув  молнию, начал  доставать  разные  продукты  и  свёртки, складывая  их на стол.

- Три  года  со дня  нашей последней  встречи  пролетели как  один миг, -   заметил старец,  выдвигая  стулья  из-за стола  и предлагая присесть. – Тебя  теперь и  не  узнать в  этой  одежде, ей  Богу,  встретил  бы в  городе и  не  узнал – с иронией  заметил  старец.

- Узнали бы, отче, узнали,  - ответил молодой человек несколько стыдливо  подняв глаза, - вы же  не  по  одежде видите  людей, а по  духу.

- И то верно,  -  сказал старец. - Это я  к  тому, что внешность  человека и его  одежда так  или  иначе  отражает  его внутренний мир.  Твоя  внешность стала  совершенно мирской,  от прежнего монаха почти ничего не  осталось  в  твоей внешности, вот я  к чему.

Молодой  человек  несколько  робко  поднял глаза  и  в этот момент их  взгляды впервые  встретились  на  коротком  расстоянии.  Молодой  человек  боялся  этого обезоруживающего  взгляда  и глаз  старца, исполненных бездонной  глубины.  Вот и в  этот раз,  глянув  на старца,  точно  искра  какого-то  незримого  электричества  пробежала от него  к  бывшему  монаху,  пройдя  по  всему  телу  и  достигнув самого сердца.  В  этот момент  память  молодого человека  ожила  и  точно озарилась  вспышкой внутреннего  света.

Только  сейчас он  обратил  внимание  на  то,  что  морщин на  лице старца  стало больше  и волосы  его приобрели  уже  не  серебристый,  а  скорее  седоватый  оттенок,  но  глаза его  были всё  теми  же  бездонными  озёрами  странной  глубины и чистоты,  сверкающими особым  внутренним и  завораживающим  светом.

- Точно прочитав мысли  молодого человека, старец  с  улыбкой  заметил - Да уж,  дружище,  старость  даёт о себе  знать,  как с  ней  не  борюсь,  но старуха  берёт  своё.  Но как  ты,  рассказывай,  как ты жил всё  это время, чем занимался, как  у тебя  с  верой  и  главное как  твоя  молитва, практикуешь умную  молитву о которой  я  тебе  столько много рассказывал  или уже нет ? 

Бывший монах стыдливо  опустил глаза и после  небольшой паузы ответил:

- Много воды утекло  за  это время,  отче,  и  многое изменилось в  моей  жизни. Я  уже  не монах, а  обычный мирянин, живу в  городе, работаю на  госпредприятии  связи, у  меня  есть женщина  и  она  работает на  этом  же  предприятии, через  пару месяцев мы  собираемся  пожениться.  Веру я  не оставил,  но на умную  молитву времени  и сил  уже практически не  остаётся.  Так  что никакого  духовного  роста  у  меня  давно уже  нет,  да  и  поговорить об  этом мне  теперь уже  не  с кем.

Старец  молча смотрел на молодого человека,  давая тому понять,  что не  готов  делать  выводов и  оценок.   Возникла  пауза  и как  бы заполняя  её  бывший монах продолжил -   Веру я  не  потерял, отче,  просто она  теперь  стала  у меня какой-то  другой -   внутренней,  скрытой,  более осмысленной  что ли  и не  связанной с  моим  прежним  монашеством в  обители.  Очень  много всего произошло за  последние три года, которые заставили  меня  пересмотреть свои  взгляды  на  православие, церковь и  монашество.

- Это  и не  удивительно,  -  наконец  отреагировал старец,  - церковь  стремительно  омирщается  и  деградирует,  боюсь, что  с  такими  темпами  от православия уже   через пару  лет совсем  ничего не останется, кроме  благостных  воспоминаний.   И  что  же  так сильно  повлияло на твою  жизнь  после  отъезда  из нашего  монастыря  с  настоятелем  в  новую обитель? -  поинтересовался  старец.

- Через год на новом  месте  началось такое, что об этом  мне  даже  не  хочется и вспоминать,  отче. Наш  настоятель не  пробыл  в новой  обители  и  года,  а  уехал  в  один из приходов  зарубежной  православной  церкви  в  Арканзасе, а  к  нам прислали из столицы  бывшего силовика, полковника внутренних войск  в  отставке, который  работал в  системе  исполнения  наказания. С этого времени в  монастыре  начался настоящий   ад,  муштра  и  трудотерапия под  видом послушания.

- В трудотерапии нет ничего страшного, - заметил  старец,  - её проходят все послушники и  я  сам проходил её в своё время  и знаю  что  это такое.

- Если бы  это была  только  трудотерапия, отче, - это  было  бы пол  беды.  Это была  не трудотерапия, а  обслуживание  любых прихотей  и блажи  нового  настоятеля, а  я  был  у него в качестве  личного  адьютанта  и помощника   по рекомендации  прежнего  настоятеля, и  должен был беспрекословно исполнять все  его поручения и просьбы.  Знали бы вы, чем  мне  приходилось  там заниматься.  Я уже  опускаю все  безумные  коммерческие  инициативы и  проекты настоятеля  с  местными  бизнесменами  и  представителями власти, а проще  говоря,  бесконечные коллективные попойки с  обслуживанием  плотских  утех  и развлечений, включая  доставку  алкоголя  и  девиц  в баню.

Но  когда  дело  дошло  до  того, что мне фактически пришлось стать управляющим этого борделя под прикрытием  монастыря  и по совместительству работать  прорабом и  инженером на строительстве нескольких особняков и  обустройстве  квартир  настоятеля  и  его ближайших  родственников, моему  терпению пришёл  конец.

- А что  же братия  не  обратила  на  это внимания ? – переспросил старец.

- Она-то обратила,  но у  настоятеля  были  большие  связи в  силовой системе  и  он  одним  телефонным звонком  мог  решить  любой  вопрос  с  любым  человеком  через представителей власти, вплоть  до физического устрашения  и  угроз,  поэтому  никто  из  братии  не  смел  ему  даже  перечить.

Он  на моих глазах  однажды  избил  брата  за  то, что  тот  выговорил ему  в  глаза  всё  что  думал.  Узнав про нравы  нашего нового настоятеля, часть прежней  братии  сразу  ушла  из монастыря, а  я задержался на  два  года,  искренне  думая  что всё  изменится и Господь явит урок монастырского благочестия,  но всё стало только  ещё хуже. 

Когда монастырь окончательно превратился в  частную  бизнес артель нашего настоятеля, который  успел  построить  на деньги спонсоров  два  роскошных  особняка, которые именно мне  пришлось  обустраивать и  обставлять  дорогой  мебелью, моё терпение  кончилось. Какая  тут  вера  может  быть  и умная  молитва,  отче, когда всё  насквозь  пронизано коррупцией  и властью  золотого тельца.  После  этих  слов бывший монах замолчал и снова возникла пауза.

-  Ну, что же,  дружище,  в  твоей  истории для  меня нет  ничего удивительного, - как-то  очень  спокойно заметил  старец.  – Истинное  православное  монашество  по  слову святителя  Игнатия  почило  ещё  в  середине  19-го века, а   монашеству  последних времён   надлежит быть именно подделкой  и   грустной  пародией  на подлинное  монашество.  Я ведь тебе говорил об  этом ещё  три  года  назад,  когда  зачитывал цитаты святителя Игнатия  о монашестве,  а  ты  всё  не  мог  тогда  в  это  поверить.  Теперь-то веришь ?

- Теперь  верю,  отче. Но ведь  ты  не такой,  ты  же сохранил  как-то  ясный  ум,  знание и правильное представление  о  вере, -  ответил  молодой  человек.

- Я не в  счёт, я  редкое  исключение из  этого правила,  поскольку исповедую святоотеческое православие, а  не синодальное  и к тому  же  давно  уже  пребываю в состоянии великой схимы и полного  отречения от мира, который меня уже  давно не  интересует, как  и всё в  нём  происходящее. Мне  даже  не  интересно  то, что  происходит  сегодня  в  казённой  церкви, ставшей частью мира сего, поскольку я знаю о том, что  ждёт церковь империю и сергианство.

Я на  финальном  отрезке своего пути  и  моя  единственная  и главная  задача -  это как можно  полнее  очистить связующее  звено с  Духом   и  Логосом, чтобы  как можно  теснее  соединиться с божественным намерением  и войти в  него   окончательно всей полнотой  своей  личности. А вот твоё  положение, сейчас, действительно печально и  даже  трагично.

- А что в  нём  трагичного,  отче ?

- Трагично  то, что ты уже прошёл значительный  отрезок духовного пути  и многое  узнал и  понял о  вере  и  о  духе.   Ты изменился  внутреннее,  причём,   достаточно  глубоко, поскольку  монашество  меняет  любого  человека изнутри.
 Кроме  того,  я  усилил  процесс  твоего внутреннего  преображения, поскольку  ввёл тебя  в сакральное иноческое  знание святых отцов  церкви  о  душе,  её  устройстве  и  высшем предназначении, которое стало достоянием твоего сердца  и ума. Ты  уже прошёл,  брат,  точку  невозврата, понимаешь?

-  Нет, не  понимаю,  отче, объясните.

- Ну,   как  тебе сказать попроще.  Ты  уже расщеплён  надвое и часть твоего ума и  твоей  души,  причём, самая  важная  душевно-духовная  уже  необратимо   повёрнута к  Богу  и  духовному сердцу.  Её  уже  не  развернуть  обратно в мир, поскольку  эта  часть твоего ума  знает Бога, как Дух  и  она  будет  требовать дальнейшего  духовного  развития и  расширения в сторону Бога  через путь сердца, как  бы ты  ни старался  забыть о  вере  и о Боге,  понимаешь ?

- Понимаю  и что из  этого следует ?

- Из  этого следует  то, что если  ты  даже и  захочешь оставить  веру и  духовную  жизнь,  у  тебя  уже ничего не получится.  Я  имею в  виду  то, что ты  можешь  на  время  с  головой  погрузиться в мир и мирские дела  и  заботы  -  в  семью,  карьеру,  бизнес  и т.д., но твоя душевно-духовная  часть  будет постоянно требовать духовной  пищи, как  совсем  маленький  голодный  ребёнок,  брошенный  своей матерью,  и его постоянный  плач в  твоём  сердце  будет  постоянно разрывать  твою душу  и сводить  тебя с   ума.

Ты  будешь  убегать от  этого  внутреннего  детского плача,  ища любые  мирские утешения  и соблазны.   Но  однажды ты просто не  выдержишь  этой внутренней  боли и  разорванности твоей  души и всё  мирское для  тебя просто потеряет  всякий смысл, даже  семья,  твоя жена и  твой собственный ребёнок  и  я  не  знаю  как  ты это  выдержишь.  Большинство  иноков,  прошедших  точку невозврата  и  вернувшихся  обратно в  мир, не  выдерживает  этого  разрыва и финал  их  бывает  трагичен.

- Но  почему  так происходит,  отче,  объясни ?

Старец  опустил  глаза  и после  непродолжительно паузы  ответил:

- Так происходит потому, что у  в  твоей  душе и  духовном  сердце уже произошло  великое таинство зачатия  от Духа  нового духовного человека  и  хоть  он ещё  совсем  мал  и  меньше  человеческого младенца,  он живой  и живёт  своей  жизнью. Даже  если твой  рациональный  ум    об  этом ничего не знает,  об  этом  знает душа  и  духовный  ум сердца  и  от  этого  знания тебе  уже  никуда  не  деться.

Поэтому  когда  ты  оставляешь этого духовного младенца  в  забвении и  без  духовной  пищи, ты предаёшь  не  только  свой  дух  и душу,  ты предаёшь Бога  и  теряешь  самое  главное -  своё  собственное духовное  расширение и продолжение, которое  тебе надлежало в  самом  себе взрастить с  помощью умного  делания.

Внутреннее понимание  этого и  делает  всю  твою мирскую жизнь бессмысленной и пустой, какими  бы житейскими  смыслами  и  рациональными  целями ты ни пытался  прикрыть это осознание сердца.  Фактически ты  убиваешь  забвением  в  самом  себе  духовного  младенца  своего нового человека  и  за  это  одна  плата -  смерть тела  ветхого человека, которое  не  выполнило своей высшей  задачи -   вынашивания и  рождения духовного плода.

После  этих  слов старца  молодой человек опустил голову и закрыл  глаза  руками.  Слёзы  горячим  потоком  хлынули из  глаз,  обжигая солью щёки  и  губы, как  это  уже  было  три  года  назад  во  время  их самой  первой встречи.   Слова старца снова  сработали подобно заслонке,  открывшей поток  чувств, которые все  эти годы  копились в  душе молодого монаха.

- Но почему  так происходит,  отче,  почему  Бог  так  жесток  и  безжалостен ?

- Бог тут совершенно ни  при чём,  - спокойно ответил старец. – Так  работает  высший  духовный закон течения  энергии  благодати,  который непреложен и неизменен ни от чего,  как  высший  Логос.  Дух, как  и  любящий Отец,   может  только предупредить  человека о  тяжких  последствиях нарушения этого  закона,  но  отменить его  Дух  не  может,  поскольку  это фундаментальный  закон  роста  души  и   перехода ветхого человека в  нового и это самое  главное условия  спасения души по  учению  отцов  церкви.

Без этого закона невозможно  само  спасение души в  новом духовном  человеке, который начинает  расти  после  покаяния и  метанойи   подобно человеческому  младенцу из  одной оплодотворённой яйцеклетки.  Только  новый  духовный  человек растёт  из одной духовной клеточки  или  семени   первой  духовной  связи  ума с  Духом  Святым  по  слову – «рождённое  от  плоти есть плоть, а рождённое  от Духа  есть дух».

- Ты  хочешь  сказать, что духовный человек  растёт  и развивается  точно так  же, как  растёт  и развивается  обычный  младенец? – с  некоторым недоумением переспросил молодой человек.

- Ну, да, - с  улыбкой ответил  старец, -  именно об  этом притча  Христа о горчичном  семени. Для того, кто  видит  душу  и   энергии  души  внутренний  духовный  человек развивается подобно телесному младенцу  из одной духовной  связи, которая  и создаётся в момент  истинного покаяния и  крещения, как  осознанного принятия Христа и Логоса, как  высшего  закона  Духа. А что  тебя в  этом так удивило ? – спросил  старец.

- Удивило то, что и в семинарии  и  в монастыре  все  были  уверены  в  том, что по  учению  церкви в момент крещения происходит  само  таинство  рождения  нового  человека  во Христе.

Старец засмеялся  и, покачав  сокрушенно головой,  ответил:

- Рождение  нового человека  в  момент  крещения – это миф  и метафора для  церковных  дурачков  и  невежд, которым  трудно  понимать всю сложность устроения  и  роста  души  или нечем  в  силу  невежества  и  глупости.  Для  них церковники  сделали  это  упрощение, опустив  стадию  духовного  зачатия, вынашивания  и младенчества, а  как  бы  сразу обусловив  возрождением во Христе.

Это церковная уловка и  своего  рода  ложь во  благо,  не  более  того.  Если  верующий  глуп,  эта  уловка  ему  не повредит, поскольку  он будет  искренне  верить, что он  уже  возродился во  Христе  и  это  для  него благо,  а  если  он умён,  то  он  в  один  прекрасный момент  сам в  этом  разберётся  и  поймёт, как  действительно  растёт,  развивается и  рождается новый человек  во Христе.

Т.е. в  обоих  случаях будет  достигнут положительный результат. Это что касается  мирян  и  захожан,  но в  случае иночества  и монашества  ситуация иная.  Тут  ложь  во благо уже  не нужна и  даже  вредна, а  нужно точное  знание о  том, как  происходит  зачатие  от Духа,  как  растёт  и  развивается внутренний человек.

 И я  уверяю  тебя  не  только  как  видящий, а  как  знающий  учение  отцов, что внутренний человек проходит практически  все те  же  самые стадии, какие проходит  и внешний  телесный  человек.  Это  закон подобия.

Молодой  человек вновь  был  несколько обескуражен и  шокирован ясностью  ума и  глубиной  мысли старца  и  в  этот момент  снова почувствовал  себя  тем  молодым  монахом – послушником, которым  он  впервые  познакомился  со старцем.  Немного  успокоившись и придя в  себя молодой  человек  спросил:

- И что  мне теперь  делать,  отче,   подскажите?

Старец улыбнулся,  точно его  совершенно не  тронула вся  глубина  трагизма положения  бывшего монаха  и  спокойно  ответил:

- У тебя  теперь  есть  только  один  путь  -  продолжать монашество уже в  миру,  без  этого  ты  погибнешь, как  стриж  в  клетке  для  чижей  и   канареек.  Чтобы  не погибнуть,   тебе нужно  тайно  принять схиму и стать  схимником в миру, как  я.

- Но  разве это возможно сейчас для  меня  как  фактически  уже  мирянина, а  не монаха ?

- Прямо сейчас нет, конечно  же.  Но в принципе  это  возможно,  – с той же  улыбкой ответил старец. – Точно  в  такой  же  ситуации   как  и  ты,   я  сам   был  30  лет назад  и  также  был в  недоумении, а сейчас  я  вижу,  что  это  было  единственно  верное  решение.

- Но ведь пострижение в  великую  схиму  - это удел только  многоопытных и искушенных в  вере,  который совершается  над  самыми  достойными  за  выслугу  лет  в  рясофоре  и мантии   по  строгому  чину  и  церковному  обряду  тем, кто  имеет  благословение правящего архиерея. Нас  так  учили.

 – Ты  обучен синодальному богословию, как формальному и схоластическому, из которого давно  вытравлена вся  духовная  суть  и  основа, а  оставлена  только голая  форма  обряда. Поэтому для  тебя  схима – это  в  первую  очередь  сам  обряд  и  правильность формы  его  осуществления.  Для   меня  же  в  схиме  самое  главное – это  суть,  а  не  форма.

Три  года  назад, когда  ты в первый  раз спросил  меня  о  схиме, я  тебе  ответил, что отличие схимника  от обычного монаха  в том, что схимник уже вышел из бесконечных лабиринтов церковного благочестия на путь прямого предстояния Богу через духовное сердце, а монаху ещё предстоит  поблуждать по  этим  лабиринтам  не  один  год.

Схима  - это  второе крещение  в  окончательную  смерть для мира  и своего ветхого существа тем, кто осознал  своего  нового  духовного человека,  который  прошёл период  вынашивания  и  вышел из  чрева  души младенцем духа,  готовым ко вхождению в  новый  духовный  мир и освоению мира Духа. Вот вся  концентрированная  суть  великой  схимы  без  формальностей обрядоверия.

- Но как тогда  быть с  самим  обрядом пострига,  неужели  он  недействителен?

- Действителен  он или  нет  зависит  не  от  обряда,  а от целого ряда  других условий.  Как  тебе  сказать, чтобы  не  обидеть  твоих  наивных религиозных чувств. Религия – это сплошной набор табу,  ограничений,  правил и  обетов, которые постепенно снимаются  с  ума  и  души  верующего  по  мере  его  продвижения  по  длинной  лестнице  церковной иерархии.  Это  своего  рода  официальный и  долгий  путь  восхождения к познанию  и свободе  через выслугу.

Кроме  этого долгого пути  к  свободе,  напоминающего  сложную  винтовую  лестницу на  вершину  горы,   существует более короткий  и прямой  путь, который  более  сложен,   менее  комфортен  и  более рискован.  Но  при  наличии некоторых навыков духовного альпинизма  он экономит  огромное количество времени  и сил, позволяя  за  несколько  лет  достигать  тех  целей  и высот, которые через  выслугу достигаются  десятилетиями,  только и  всего.

Принятие  схимы – это и есть в  православии самый  короткий  путь к Богу,  минуя все уловки,  табу,  ограничения  и  правила,  придуманные именно с  целью удерживания  верующего в  лоне церковного  благочестия. Иными  словами  схима  может приниматься  и по обряду  и по  сути. Я тебе предлагаю второе.

- Ты  хочешь сказать, что я  могу  быть рукоположен в  великую  схиму не  по  официальному церковному  обряду и правилу и  это  будет  тоже  законно  и правильно ?  - с удивлением  переспросил  молодой  человек.

- Да, именно это я и  говорю, что  возможно рукоположение  в схиму  и по  форме  и по  сути.  Официальный  обряд  пострига  в  схиму, как  форму  веры  совершенной,  создавался на протяжении всей  истории церкви. У отцов  пустынников,  древних аскетов  и в  раннем  христианстве  не  было  обряда  пострига  в  схиму,  а  было две  ступени  восхождения  к  Богу  - крещение с  оглашением  и  посвящение в  веру совершенную  или  умное  делание.  Христос в  Евангелие  также  говорит  об этих  двух видах  веры.

Само чинопоследование и  обряд  пострига  появились только в  восьмом  веке, как  говорит   Евхологий, в  котором  и  описывается  впервые  сам  чин, состоящий из непрерывно следующих друг за другом молитв и ектений.  Поэтому  сам  обряд пострига  в  схиму - это то, что  было изобретено  самими  людьми  в  рамках института официальной церкви, как  киновии  и коллективножития.

В анахоретстве  и  пустынничестве  посвящение в высшее знание  и  делание всегда  было менее  формальным и  более  сущностным,  определяемым не  человеком, а  самим Духом.  По учению  отцов  крестит  и посвящает в  монашество и  схиму не  церковь и не человек, а  только Дух Святой, как  говорил  святой Кирилл Иерусалимский   «люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет».   То же  самое  и  со  схимой, -  люди  тебя  рукоположили в  схиму, а  Дух Святой  не  рукоположил,  и  наоборот, понимаешь ?

- Не  совсем, поясните,  отче.

- Экий  ты стал непонятливый,  брат,  я  говорю  тебе  о  том, что  рукоположение в  схиму – это  компетенция  исключительно  Святого Духа, а  не  людей  пусть  даже  из  числа  священноначалия.  Так  понятно ?

- Так  понятно,  - робко и нерешительно ответил молодой человек.

- Я предлагаю тебе  тайное  принятие  схимы,   минуя   стадии  расофора  и   мантии потому, что   ты  уже  фактически  прошёл  ступень рясофора, как  низшего  монашества,  и  хотел  достичь  мантии, как   малой  схимы,  но  не  смог  по  вполне  понятной  причине, поскольку  попал в  руки  не  духовника, а тюремного надсмотрщика и проходимца  в  рясе.

Именно поэтому  я  тебе предлагаю  не  оставлять  пути  веры, а  предлагаю  тайное  рукоположение  в  великую  схиму  по  упрощённому  иноческому  обряду,  ибо  знаю  тебя  и  вижу для тебя в  этом  единственный выход.

Для  рукоположения  в  схиму  с  точки зрения  закона  Логоса  нужны  всего  два  условия:  носитель Духа, как  связующее  звено,  и  готовность  рукополагаемого к принятию  строгого внутреннего  устава  иночества  в  миру.  Сейчас  ты  к  этому, конечно  же,  не  готов,  но  ты  сможешь подготовиться, если  захочешь  и примешь  такое  решение. Подумай  над  этим.

- А такие  случаи в  церкви бывали? – поинтересовался молодой  человек.

- Конечно,  бывали и не  редко,  особенно, перед революцией, когда  церковь  омирщала  также, как  и сегодня, став  институтом  державной идеологии и политики, а  не  церковью  Христовой.  Тогда многие  монахи стали  искать  пути сохранения  веры в  миру.  Я помню  читал  у оптинских  старцев, где Амвросий Оптинский прямым  текстом  говорил своему  тяжело  больному  чаду:

«Советую тебе принять тайно схиму. Смотри, опять не отказывайся: схима есть второе крещение, очищающее и прощающее грехи. Если встанешь, что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает, поэтому не усумнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явной мантией».

- Отче,  а  что значит «прикроется явной  мантией»?

- Это значит  то, что у  схимы  будет явное основание – смирение и скорбь. Эти  слова  говорятся преподобным  Амвросием  тяжело и неизлечимо  больному раком верующему  человеку, у  которого уже  нет времени  на  церковные   игры в  благочестие и  душепопечение, а  есть время  только на очищение связующего звена с  сердцем, чтобы  успеть  достичь  духовного  сердца  и  уйти из  мира в  ясности ума  и  трезвении духа.

Тяжёлая  болезнь для этого человека и является  его мантией, которая является  образом  смирения души  перед страданием и смертью, понимаешь ?

- Понимаю,  отче,  но ведь я  же не смертельно  болен  и не  проходил  даже  малой схимы?

Старец посмотрел  в  глаза молодого человека и  тот снова увидел в  них знакомый  ему блеск  и внутреннее свечение, которое он много раз уже  видел ранее и которое  всякий  раз парализовало его своим  магнетизмом  и неизъяснимой силой. После секундной  паузы  старец  ответил:

- Всё  современное человечество смертельно и  неизлечимо больно рационализмом  и  прагматизмом  и  за последние  пять  лет мне  не  удалось встретить  здесь ни  одного  здравого умом  и  духом  человека, даже среди верующих и  монахов вашего монастыря. Поэтому  не  обольщайся видимостью своего здоровья и  других. Ты только с  виду  здрав, как  и  другие  люди,  а копни тебя  глубоко  в  душу,  там обнаружится  обычная  человеческая гниль,  о которой  ты даже не  подозреваешь, что  она  там  есть.  То  же самое и  у  других.

Этот  мир, подобно трухлявому  дереву, стоит  на  грани  краха,  дружище,  он  смертельно болен, как  и всё  человечество, и  ни у  кого из  людей  сегодня нет  гарантий  на  завтрашний  день и  времени для покаяния  и схимы.  Сама  жизнь  человека  в современном  аду  и  безумии среди  людей  полубесов  является своего  рода  мантией скорби и смирения,   поэтому я  тебе  и предлагаю самый  короткий  путь к  Богу. 

Цитата преподобного Амвросия о принятии тайной схимы  смертельно  больным – это прообраз современного смертельно  больного  мира и человека у  которого уже  нет времени на благочестивые  игры, а есть  время только на покаяние и молитву перед  самой смертью, вот как  обстоят  дела в  действительности.

- Отче,  неужели всё  так плачевно и  безнадёжно?

- Всё ещё  хуже, говорит мне  дух,  и если я тебе  открою всю правду  о мире  и современном  человечестве, твой мозг и ум  просто не  выдержит этого откровения  и взорвётся, поэтому я приберегу  его для  другого раза, когда  у  тебя  будет  больше силы для  того, чтобы  выдержать ужас  давления  сермяжной правды.

Молодой  человек ничего не  ответил, слова старца подобно  пуле снайпера,  поразили его в  самое  сердце  и он ими   был сражён  почти  наповал и  сейчас  просто  ощущал, как смысл сказанного находит отражение во всём,  о чём  он  думал,  и медленно  растекается по  всему  сознанию подобно радиоактивному  маркеру, введённому в  кровь.

Видя подавленное состояние бывшего монаха, старец спросил: 

- Чайку моего  целебного выпить не  желаешь  с  дороги, а  то  мы с  тобой  заговорились, а  я  тебе ничего не предложил?

- Нет, отче, спасибо, я  не планировал задержаться у вас надолго, хотел просто  справиться  и  гостинцы  передать, если вы  дома. Мне ещё  нужно целую  кучу  вопросов решить в городе,  поэтому  я  через  десять минут  пойду.  Мой автобус  уходит  через  полчаса. 

- Ну, как  знаешь,  тебе видней, - ответил  старец.

- Я вот  что хотел  у  вас  спросить, отче,  что  мне  сейчас делать  и как  готовиться  к  тайному  принятию  схимы ?

-  Вот  это  вопрос настоящего монаха,  - с  улыбкой отреагировал старец. Значит, мир  тебя  не поймал в  свои  сети.  Ничего особого делать тебе не нужно. Тебе  нужно просто вспомнить  себя таким, каким ты  был в  момент нашей  последней  встречи, когда дух познания горел  в  твоём  сердце.

Вспомни  себя, постарайся вспомнить во  всех деталях  наш  последний  с  тобой  разговор  о  душе  и когда  вспомнишь, ты  будешь готов к  продолжению. Это  будет  твоей  главной  задачей  по  подготовке  и  упражнением  для  твоей  памяти.

- Но  разве можно вспомнить наш разговор трёхлетней  давности? – с некоторым  недоумением переспросил молодой человек.

- Можно, ещё  как  можно.  Тот разговор от слова  до слова  лежит в  твоём духовном  сердце,   поскольку когда  мы с  тобой  говорили  о  душе, твой  ум  был почти в самом сердце, а  всё  то, что  положено в  сердце,  хранится  там в  самом  наилучшем  виде,  я  тебе  об  этом  уже  говорил.

Поэтому твоя  задача сконцентрировать  свой ум и войти в то  самое состояние, в  котором  ты  тогда  находился,  тогда твоя память  снова  раскроется  как книга  и  ты вспомнишь весь наш   разговор.

- А  с чего мне начать,  отче,  дай хоть какую-то  подсказку ?

- Я не  знаю с  чего  тебе начать,  мой  друг. Просто  вознамерься  вспомнить наш  разговор, найди  какую-нибудь важную  подсказку или  зацепку, которая послужит  ключом  и проводником  ума,  например, идею двойника  или тела  энергии.

Последние  слова старца  глубоко запали в  душу молодого человека и, встав  со  стула,  он по  традиции  попросил благословения, протянув  старцу  руки.

- Благословите,  отче.

- Оставь  эту формальность, с  улыбкой ответил  старец. Мы с  тобой давние  друзья, а  не  учитель с  учеником,  и  я  не  хочу менять эту  форму  отношений, поскольку  она отвечает  учению Христа и  традиции  первых христиан.  Дух  всех благословляет,  иди  и не приезжай ко  мне,  пока не  будешь  готов.

- А как  я узнаю о  готовности,  отче?

- Узнаешь.  Когда  будешь готов, сама  сила  заставит тебя  ехать  ко мне, ступай.

...продолжение следует...