Найти тему

Как говорить с детьми о смерти? Научный подход и случай из практики

Оглавление

Довольно часто родители и близкие не знают, как говорить о смерти с ребенком. Ситуация вполне понятная: взрослый человек сам может испытывать тяжелые чувства, не понимать свое отношение к теме смерти, чувствовать страх или отвращение, остерегаться реакции ребенка и т.д.

В данной статье рассмотрим, как говорить с ребенком о смерти вообще и в ситуации смерти близкого в частности.

📩Я буду рада Вашим тёплым словам, предложениям сотрудничества:
8-952-201-51-79 (Telegram и WhatsApp). Информация об авторе, запись на консультацию:
http://psychologdanilovavera.tilda.ws🌷.

Как осознается понятие смерти ребенком

Дети начинают задаваться вопросами о смерти после 2х лет, когда формируется самосознание себя как отдельного человека и начинается кризис 3х лет, известный под названием "я сам". В этот период детей интересует вопрос собственного происхождения, и, как явления противоположного рождению, может заинтересовать вопрос окончания жизни.

Естественное осознавание явления смерти в разном возрасте выглядит по-разному: до кризиса 3х лет уход из жизни воспринимается буквально, как уход, как временная разлука. Тем не менее, в любом возрасте смерть близкого является утратой и сопровождается процессом горевания. Безусловно, детское горевание отличается от взрослого.

С появлением новых знаний и понятий по мере взросления смерть начинает постепенно обретать свое истинное значение, дополняясь на каждом возрастном этапе. И здесь важно, что говорят окружающие близкие: если ребенку не дают истинной информации в рамках доступных ему понятий, может сформироваться искаженное представление о смерти, что сделает переживание потери тяжелее.

-2

Как говорить с ребенком о смерти вообще

Исходя из особенностей детской психики, важно говорить на языке ребенка, на доступных ему понятиях, на том уровне, на котором ему сейчас это интересно. Говорить нужно правду, бережно и аккуратно отвечая на свойственные возрасту вопросы и объясняя ребенку устройство мира - что смерть является естественным окончанием жизни.

При этом на вопросы о смерти самого ребенка лучше отвечать с позитивной поддержкой - что да, это случится, но через много лет, когда ты будешь стареньким и проживешь долгую счастливую жизнь. То же следует говорить о смерти родителей - смерть родителя для ребенка равна собственной смерти, поэтому можно отметить, что родители умрут, но ребенок уже будет взрослым, самостоятельным, у него будут уже свои дети и внуки.

-3

Не стоит обманывать ребенка: распространено явление, когда ребенку говорят, что кто-то не умер, а просто уснул навсегда, и у ребенка формируется страх засыпать или ложиться в кровать, чтобы не умереть. То есть сон приравнивается к смерти. Любой обман принесет ребенку больше неприятностей, чем реальное положение вещей.

Как говорить в случае смерти близкого

Безусловно, смерть близкого ребенком проживается как утрата вне зависимости от возраста и даже без понимания процесса.

Если ребенок уже говорит, важно помогать ему справляться с чувствами и переживаниями по взрослому типу, как я описывала в статье об утрате у взрослых. Кроме того, эффективными для детей являются рисование, игра в зависимости от возраста, телесный контакт с тем, кому ребенок доверяет - объятия, поглаживания.

Говорить важно правду, спокойно отвечая на многократно повторяющиеся и самые странные вопросы ребенка. Не стоит раздражаться, если вопрос звучит несколько раз - ребенок искренне пытается встроить информацию в свою картину мира, а это довольно сложный процесс.

Важно также в умеренном количестве рассказывать ребенку о своих чувствах в связи с ситуацией - так он увидит, что его чувства нормальны, что все люди примерно похожим образом переживают смерть.

Если у Вас нет сил помогать ребенку пережить горе или ребенок реагирует слишком остро, лучше обратиться к детскому психологу.

Случай из практики

-4

Ребенок 2,5 лет узнал о смерти кота, которого никогда не видел, но любил слушать интересные истории о нем. Ребенку рассказали, что котик был уже старенький, прожил долгую жизнь и умер после длительной болезни. На вопросы о смерти ответили честно, но просто - по возрасту.

После рассказа ребенок увидел грусть в глазах рассказчика, посочувствовал и вроде бы быстро переключился на свои какие-то дела.

На следующий день первым делом ребенок задал вопрос: как дела у котика - он поправился? Ребенку снова рассказали всю историю с ответами на вопросы о смерти. Так продолжалось еще некоторое время с перерывами 5-6 дней.

Вопрос не покидал ребенка - некуда было встроить новое понятие, работали психологические защиты против непонятной, пугающей информации. Получая все больше информации о смерти, ребенок в итоге смог сформировать свое представление (по возрасту) о смерти и принять факт смерти кота. Конечно, развитие представления о смерти продолжится, но на данном этапе полученной информации ребенку оказалось достаточно.
________________________________________________________
Литература по теме утраты и проживания горя:

1. Пережить горе. Ф.Е. Василюк
2. Психологическая помощь близким. И.Г. Малкина-Пых

#смерть

#утрата

#дети

#психология

#детскаяпсихология